Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Издание газеты
"Православный Санкт-Петербург"

 

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

СКАЗ О ЦЕРКВИ НИКОЛЫ ЛАПОТНОГО

то ни год, то новый поп", - эту поговорку не найдешь ни в словарях, ни в записках лингвистов. Но она живет в народе именно в нашем, тверском краю. Впервые я ее услышал в деревне Чернецово в 1965 году. Случилось это в доме Зинаиды Смородиной. Она мне поведала древние рассказы о том, как в их деревне при нашествии литовцев в Смутное время река Межа так заблистала на солнце, что ослепила ворогов, и они повернули обратно…

А я все выпытывал про церковь в Сосноватке, соседней деревне… Мне было известно из книг, что в середине XIX века имелась там такая. Построена она была по-крестьянски из дерева в честь святого Николая Угодника, но называлась проще - церковь Николы Лапотного. Как редкое и добротное строение она потом была разобрана и сплавлена плотами по Меже - в подарок монастырю, Ордынской странноприимной пустыни.

- Где же она стояла?

- Нет, не знаю… - начала было отвечать мне Зинаида Смородина, да тут к нам подошла тихонько старенькая соседка. Подсела рядом.

- Да я же сама из Сосноватки родом. И место то помню, и ямку еще приметную в девках знала. Как же забыть? Все у нас в деревне лоб перед нею крестили: особое место там.

- Откуда же яма взялась? Церковь ведь сами по-доброму разбирали.

- Не-е, сынок! Старики говорили: место то заговоренное. Была там раньше, невесть когда, церковь наша православная. Была и была. А тут и литовцы пришли… Это при разорении, при Смуте еще. Своего попа поставили. Народ собрали. А как-то под утро приходят - глядь, а церкви нет: под землю ушла. Выбрали другое местечко - новую поставили. Церковь там стоять-то стояла, а попам литовским напасть: не успеет сколько там послужить какой, как его самого отпевать надо. Один за другим умирали. Так и пошло: что ни год, то новый поп, пока по-нашему не стало…

Вот она какая, народная память. В простой и вроде немудрящей поговорке сохранила она предание о нашествии литовском - "разорении", о церкви, что под землю ушла, и о том, что никакая другая вера не могла привиться, кроме нашей, православной. Не поняли знамения, когда земля разверзлась? Пеняйте, пришельцы незваные, на себя: попы стали исчезать.

Можно, конечно, отнестись к этой памяти пренебрежительно - легенда, мол, миф, выдумка досужая. Но не надо спешить с осуждением. И с церковью в Сосноватке, и со спасительным блистанием Межи, и с заступником народным - Николаем Чудотворцем. Дело в том, что река Межа была государственной границей Руси Московской и Литвы. Граница же эта была четко зафиксирована в официальном договоре 31 августа 1449 года - видите, в самое солнечное время года!.. Не стоит и ямку на сказку списывать. Речка Поникля, что возле Сосноватки, свое имя получила потому, что почти на полверсты под землю уходит, пропадает, поникает, а потом снова появляется на свет - выникает. Начальную и конечную точки так и называли: "Поникля" и "Выникля". А гидрологи поясняют: в округе на глубине - обилие известковых пород, легко вымываемых водой. Отсюда карстовые провалы - "поникли". И вполне вероятно, что таковой обнаружился и в Сосноватке.

Н.В. Николаев, из книги "Тверская Смоленщина"

предыдущая    следующая