В МИРАХ ЛИКИЙСКИХ

Перед поездкой в Турцию я расспрашивал своих знакомых об отношении турок к христианам, к православным священникам, к сохранившимся христианским святыням. Мои собеседники рассказали мне о множестве запретов в этой мусульманской стране, ужасной разоренности святынь, запрете христианским священнослужителям, кроме Константинопольского Патриарха, ходить в рясе с крестом и т.п.

В действительности все оказалось не совсем так.

Первые представления о турецких религиозных представлениях у меня появились по дороге из аэропорта Анталия в гостиницу. Мы проезжали два туннеля, в одном из которых, как сообщил сопровождающий, прощаются все грехи, а в другом, если поднять руки и похлопать, - исполняются желания.

Этому можно было бы улыбнуться, если бы туристы из России не стали поднимать руки и хлопать в ладоши. Настроение было испорчено. Но по приезду в гостиницу вид средиземноморских красот и множества соотечественников с крестиками на груди утешили меня.

Немного освоившись, я отправился в турфирму, чтобы узнать, когда будет поездка в Миры. В турагентстве меня встретил наш бывший соотечественник, месхетинский турок Сардет, которого, как он сказал, можно было звать Сашей. Узнав, что я священник, он очень обрадовался и, к моему удивлению, попросил меня ехать обязательно в рясе, т.к. в компанию с батюшкой он за пару дней соберет целый автобус попутчиков и поездка обойдется дешевле. Вот тебе и запрет на ношение церковной одежды.

И он не ошибся. Желающих поехать не на экскурсию в храм Святителя Николая, а в паломническую поездку оказалось достаточно. Уже в автобусе мои попутчики начали писать записки с именами своих близких для поминовения. Когда я спросил Сашу, можно ли будет отслужить молебен в храме, он обнадежил меня, сказав, что обо всем договорится. Выяснилось, что храм является музеем. Священнослужители Константинопольской патриархии совершают в нем богослужения дважды в год: в день памяти Святителя 19 декабря и на Рождество.

Когда мы приехали в Демре (так сейчас называются Миры Ликийские) и подошли к храму, нас встретила огромная фигура Санта Клауса в красной шубе и шапке, как будто взятая из мультфильма или новогодней рекламы супермаркета, видимо, для привлечения западных туристов. Печально еще и то, что во всех туристических проспектах гостеприимные турки пишут, что Святитель Николай, Санта Клаус и Дед Мороз - это одно лицо. Более приличный памятник Святителю Николаю в окружении детей, который раньше стоял на этом месте, теперь стоит в стороне от главной дороги, ближе к храму.

Пока я осматривал памятник, Саша сказал мне, что договорился со сторожем. Молебен можно служить, только не очень громко. Узнав об этом, мои попутчики вручили мне толстую пачку записок и попросили поставить для молебна купленные им в турецкой лавке иконы Святителя.

Молебен мы отслужили с большим воодушевлением. До конца не верилось в реальность происходящего. Стояли и молились не только мои попутчики, но и туристы из других автобусов. Древний храм, несмотря на музейное настоящее, настраивал на молитву и созерцание.

Когда же мы стали осматривать помещение храма, не обошлось без курьезов. Турецкие экскурсоводы, показывая небольшой проход в центральном алтаре храма (он служит для удобства перемещения священнослужителей при богослужении), пояснили, что это волшебный туннель, который служит для очищения грехов. Этой выдумкой, к сожалению, дело не ограничилось. Нам показали саркофаг, в котором якобы был похоронен Святитель Николай. Посмотрев на крышку саркофага, я обнаружил на нем изображение мужчины и женщины. Несомненно, Святителя не могли похоронить в чьем-то семейном саркофаге. Кроме того, в описании похищения его мощей итальянскими моряками из Бари говорится о том, что крышка гробницы была разбита ломом, а эта совершенно цела. К сожалению, та часть храма, где находится подлинный саркофаг, и место, где покоились под спудом мощи Святителя Николая, закрыто железными дверями. На полу так называемой усыпальной комнаты несколько лет назад были обнаружены обломки крышки подлинного саркофага.

Но, несмотря на этот турецкий "гешефт" для туристов, в храме царит благодатная атмосфера, которую не смогли разрушить ни осквернители храма, выкалывающие глаза на ликах древних фресок, ни современные музейные работники, вводящие в заблуждение легковерных туристов. И эта благодатная атмосфера так захватывает, что не хочется уходить из храма, хотя давно уже пора возвращаться к группе.

После обеда в местном ресторанчике мы поехали к морским воротам Миры - в порт Адриаке, который находится в пяти километрах западнее Демре. Именно этот порт в дни своей жизни посещал Святитель Николай и именно там происходили многие события, описанные в его житии. Наиболее интересны руины портового склада, которые находятся с южной стороны на живописной возвышенности. Бухта, которую мы видим, необыкновенной красоты. Красота древней Ликии поражает. Не хочется верить, что все это принадлежит современной Турции…

Уже возвращаясь в автобусе в гостиницу, я узнал от нашего гида, что в Анталии есть музей, где хранится часть мощей Святителя Николая. Но в этот музей экскурсий не бывает. Я поддался чувству возмущения: как это так, взяли мощи из храма и увезли в какой-то музей. В то же время, зная, что мощи Святителя сейчас находятся в г. Бари, очень удивился такому сообщению. Я захотел поехать в Анталийский музей, но не получилось: оставалось мало времени до отлета. Вернувшись домой в Москву, я стал узнавать, откуда же взялась в Анталии "частица мощей". И тут меня постигло разочарование. В Анталийском музее находятся косточки неизвестно кому принадлежавшие, найденные при раскопках храма Святителя в ХХ веке. Турецкая "находчивость" в привлечении туристов и тут дала о себе знать.

Вот такие переплетения древней святости и современной предприимчивости и безпринципности мы можем наблюдать на этой земле, которая вновь нуждается в служении православных святителей и миссионеров.

Священник Михаил РОГОЗИН, Москва

предыдущая    следующая