История создания Никольского придела такова. Слух о Великорецкой святыне дошел до Москвы. В 1551 году, когда Вятский край был уже в составе Московского княжества, в Вятке получили "писание" Иоанна Грозного с повелением отпустить "многочудесный и целебный образ для поклонения в Москву". Желание христолюбивых москвичей было исполнено. Икону Святителя Николая спускали водным путем по Вятке, Каме, Волге, Оке и, наконец, из Коломны по Москве-реке. По дороге от нее совершалось множество чудес. По преданию, даже капля из-под весла лодки, в которой плыл образ, исцеляла.
Близ Угрешской Никольской обители под Москвой произошла первая встреча иконы с братом царя Юрием Васильевичем. Сам царь встретил ее 29 июля по ст.ст. в день рождения Мирликийского Чудотворца, у Симонова монастыря, владыки - у Яузского моста, митрополит - у Фроловских ворот. Великорецкий образ провел в столице более четырех лет.
Как раз в это время Иоанн Грозный повелел возвести в честь взятия Казани на месте обветшавшей церкви Троицы-во-Рву близ Красной площади каменный о девяти верхах собор с приделами в честь главных покровителей земли Русской - Покрова Богородицы и Святителя Николая. Через год после прибытия Великорецкой иконы в Москву, 29 июня 1552 года, храм был освящен митрополитом Макарием.
Вятский образ Мирликийского Святителя снискал такую любовь москвичей, что знаменитый Покровский храм Василия Блаженного в древности назывался еще храмом Николы Великорецкого.
По свидетельству летописи, сам митрополит Макарий сделал копии, мерою и подобием равные святой иконе, которые, подобно первообразу, считаются чудотворными. Один из таких точных списков по приказанию царя был приготовлен специально для храма Василия Блаженного и поставлен в отведенном ему приделе.
Москвичи настолько чтили образ, что хотели навсегда оставить его у себя, но слезы вятичей побудили Иоанна Грозного вернуть икону. Перед отъездом царь обновил ее оклад. От царицы Анастасии были пожертвованы шитые шелком, золотом, серебром и жемчугом пелены.
И вот мы стоим в приделе Святителя Николая и с сердечным трепетом, скорбно читаем ему акафист. Придел очень маленький. Он зажат высокими каменными стенами, где фрески изображают историю Великорецкого образа. Большими буквами на стене описано прибытие образа в Москву. Каменные плиты, подсвечники, где давно не возгорались свечи, небольшой иконостас… Справа, рядом с образом Христа, - икона Святителя Николая с житием; слева на вратах, рядом с образом Богоматери, - образ загадочнейшей библейской личности - св. праотца Мелхиседека. В Священном Писании не упоминается ни о роде этого человека, ни о начале и конце его жизни, ни о его предшественниках и преемниках. Необычным сочетанием двух своих высоких служений - священника и царя Салимского - он прообразовал Горнего Первосвященника - Царя, Архиерея Иисуса Христа, пребывающего вечно, без начала и конца. Приняв десятину от Авраама и благословив его, Мелхиседек благословил в его лице все потомство, весь богоизбранный род верных, ибо являл собой вечное Христово священство, превосходнейшее священства ветхозаветного.
Знаменательно, что образ первого земного священника Мелхиседека изображен именно в приделе Николы Великорецкого: история явления этого образа так же таинственна и до их пор не разгадана. Предызбранное Господом село Великорецкое живет в ожидании своего высшего предназначения, которое в свой час непременно откроется. Сегодня Великорецкие святыни известны немногим, но в свой час они станут спасением миру, гибнущему в беззакониях, - Николая Угодник тому порукой.
И конечно, не случайно Великорецкая икона связана со столицей нашего православного Отечества стольным градом Москвой и даже имеет свой придел в храме Василия Блаженного, где трудники крестного хода прославили великого Чудотворца, прося его небесной помощи всем членам нашего Великорецкого братства, всем москвичам и вятичам, всем русским. Святителю Отче Николае, моли Бога о нас, благослови совершать молитвенное хождение на реку Великую до скончания времен, доколе стоит земля Русская! Аминь
Анна ИЛЬИНСКАЯ, "Русь Державная"