О ХРИСТИАНСКОЙ СВЯТОСТИ И СВЯТИТЕЛЕ НИКОЛАЕ

Проповедь на день Святителя Николая

Можайский образ Святителя НиколаяВчера на том самом месте, где вы, братья и сестры, сейчас стоите, стоял буддистский монах. Он приехал с Тайваня и пришел сюда, в наш храм, чтобы получить ответ на один интересующий его вопрос. Этот буддистский монах хотел сравнить буддистскую святость и святость христианскую, православную.

Вот о христианской святости мне и хотелось бы сейчас поговорить.

Я спросил его, в чем смысл буддистской философии? Он ответил мне, что буддизм - это никакая не философия, никакое не богословие, не религиозная система даже, потому что буддизм говорит, что он не знает, Кто есть Бог, он перед этой тайной останавливается. Последователь Будды должен достичь нирваны. А что такое нирвана в том виде, как это понимают буддистские подвижники? Это просто достижение безстрастия, и безстрастие это может быть достигнуто уже здесь, на земле. Я спросил: "Хорошо, безстрастия человек достигает при жизни, - ну а что, по-вашему, случается с человеком, когда он умирает?" Он ответил: "Когда человек умирает, он перевоплощается. Но вообще-то я лично не верю в перевоплощение. Я считаю, что после смерти - если был человек добрым, - то душа его пребывает с Богом". - "А если он был злым?" - "Вот тогда, может быть, душа его возвращается на землю, и перевоплотится, допустим, в собаку, или, как Высоцкий поет, будет баобабом". Я спросил: "Ну, а Кто же есть Бог, по-вашему? Ведь живая святость подразумевает стремление к Богу, к благодати, к Тому, Кто дает благодать". - "Этого мы не знаем. Кто есть Бог, Что есть Бог - мы не знаем. Кто-то из нас называет Бога Великою Тьмою, кто-то - Великим Разумом, кто - Абсолютом, но достоверно мы о Нем ничего не знаем. Буддизм такими вопросами не задается, буддизм - это просто техника достижения безстрастия, техника достижения физического и душевного совершенства, стремление достичь абсолютной доброты, абсолютной порядочности".

И так, братья и сестры, было всегда, с самой древности: языческая философия, языческое богословие хотя и стремились к добру, но не знали, для чего к нему нужно стремиться. Они до сих пор стараются достичь совершенства, но не могут именовать Бога, не знают Бога - Источника всякого совершенства на этой земле.

Но христиане имеют великую возможность знать, к Кому они обращаются, ради чего они живут на земле. Они даже имеют возможность знать, что такое святость. Святость - это попытка богоуподобления. Бог создал людей по подобию своему, чтобы люди могли стремиться к Богу, желать слияния с Богом. Люди, как мы знаем, отошли от Бога. Мир, развлечения, удовольствия мира, а потом даже и сам сатана увлекли людей за собой, увели их от Бога. Господь еще в Ветхом Завете, а потом и в Новом Завете взывал к нам: нужно вернуться к Богу! Что значит для ветхозаветного человека вернуться к Богу? Это значит, праведно жить. А для новозаветного, для христианина что значит вернуться к Богу? Как можно христианину уподобиться Богу? Еще более удобно ему это сделать, чем ветхозаветному человеку. Ведь Кто Такой Христос? Это Богочеловек, это вторая ипостась Святой Троицы, Который сошел на землю, прожил, как Один из нас, и показал, что можно прожить всю жизнь в послушании Богу. Да, мир этот будет преследовать праведника, но, с другой стороны, христианин помнит: "Блаженны вы, когда будут гнать вас, ибо так гнали и пророков". Христос в Евангелии постоянно говорит нам: "Я вас не покинул при Вознесении Своем. Причащаясь в любви Тела и Крови Моих, этих таинственных даров преобразившихся под видом хлеба и вина, вы причащаетесь Моей силы. Моя сила действует в вас. И если вы захотите жить праведно, то Я буду рядом с вами, Я помогу вам исправиться, Я вас прославлю". Итак, христианин, который идет по пути Христову - это не слепой котенок, который пытается на ощупь найти дорогу. Он держит в руках Евангелие и сверяет свою жизнь по Христу, по заповедям Самого Христа.

В особенности эти слова относятся к подвижникам христианским. И как вы думаете: когда этот подвижник, который всю жизнь шел за Христом, умирает, - разве может Бог его отвергнуть? Наверное, нет.

Когда вернется к нам с покаянием блудный сын, - разве мы отвергнем его? Прежде его отвлекали от нас какие-то побрякушки, какие-то нехорошие друзья-товарищи, он уходил от нас, изменял нам, предавал нас… Мы гневались на такого ребенка… Мы его воспитывали, наказывали, как и Господь нас наказывает иногда… Но отвергнем ли мы его, когда он сам искренне захочет вернуться к нам? Мы отвергаем только того, кто сам нас отвергает. Так и Господь отвергает только тех, кто вообще ничего общего не хочет иметь с Ним, не хочет иметь благодать, а тех, кто шел к нему, кто верил, хотел идти, хоть иногда и неверно себя вел - этот человек не будет отвергнут. Ведь что такое Церковь? Это послушное Богу человечество.

Господь говорит, что праведники и после своей смерти продолжают принимать участие в судьбах людей. Это нормально и понятно. Душа не исчезает, не перевоплощается ни в кого: она переходит в другой мир. И, конечно, если и при жизни она была светлой, как, например, душа прп. Серафима Саровского, или прп. Сергия Радонежского, или св.прав. Иоанна Кронштадтского, если она горела любовью - разве может эта любовь погаснуть, подобно выключенной лампочке? Да нет, конечно. Любовь и к Богу, и к людям будет продолжать гореть и после смерти человеческой.

Давайте вспомним ветхозаветные свидетельства того, что Бог слушает праведников. Вспомните историю Иова. Господь говорит друзьям Иова: "Горит гнев Мой на тебя и на двух друзей твоих за то, что вы говорили обо Мне не так верно, как раб Мой Иов" (Иов. 42, 7). И дальше Господь говорит: "И раб Мой Иов помолится за вас, ибо только лице его Я приму, дабы не отвергнуть вас…" (Иов. 42, 8). Господь слышит только праведника своего Иова, который может молиться за других. В другом месте Господь увещевает царя Авимелеха, чтобы тот прибег к молитвам Авраама, ибо "Он (Авраам) пророк, и помолится о тебе" (Быт. 20, 7). Что, Господь Сам не может помочь этому Авимелеху? Но Он говорит: "Он пророк, и помолится о тебе, и ты будешь жив" (Быт. 20, 7). О молитве праведников недвусмысленно говорит псалмопевец Давид: "Очи Господни обращены на праведников, и уши Его - к воплю их!" (Пс. 33, 16). Разве есть какое-то сомнение, что Бог слушает подвижников, если Он Сам сказал, что "Я прославлю прославляющих Меня!" (1 Цар. 2, 30). А вот уже новозаветные свидетельства. Апостол Иаков говорит: "Много может усиленная молитва праведного" (Иак. 5, 16).

И Святитель Николай, память которого мы празднуем, - это святой в самой высшей степени этого слова. Удивительно, что об этом человеке мы знаем так мало, но тем не менее его почитает и Запад и Восток. Жизнь он провел в маленьком провинциальном городе, в Мирах Ликийских, в Малой Азии. Жил он в конце III - начале IV столетия, и умер около 320-330 года. Повторяю, что знаем мы о нем очень мало - лишь несколько случаев из его жизни известны нам. Но даже и из этих случаев мы можем понять, в чем состоял подвиг Николая. Некая семья обнищала, и приходилось отцу отдавать дочерей в дом терпимости. Епископ Николай, когда узнал об этом, все, что у него было, продал, обменял на деньги, и, чтобы спасти трех дочерей этого человека, подбросил деньги в окно к нему. Несчастный отец подкараулил своего спасителя, схватил его за рукав, желая узнать, кто это спасает его от долговой ямы, а дочерей его от позора. Схватил - и в ужасе отпрянул: это был никто иной, как Мирликийский архиепископ. Другая история. Святитель Николай ехал по своим делам. И вдруг он увидел, что рядом собираются казнить преступника. Он подходит к палачу, накладывает свой омофор на его меч и говорит: "Остановитесь! Отдайте мне этого человека - я сделаю его святым". И увел его к себе домой, и действительно сделал его своим послушником. Еще есть несколько подобных историй из жизни Святителя Николая. Он был скор на помощь людям. Неужели Господь не слышит его молитвы и не помогает по его молитвам? Неужели, Господь изменил своим словам, сказанным в Ветхом Завете? Или, может быть, Святитель Николай после смерти изменился: при жизни помогал, а после смерти не помогает? Нет! И после смерти помогает и еще больше помогает! Каждый наш день, дорогие братья и сестры, проходит под покровительством Святителя Николая. Наверное, в жизни каждого из здесь собравшихся эта помощь проявлялась тем или иным образом. Я сам, когда учился в Духовной академии, в семинарии всегда в трудных случаях молился Святителю, целовал его образ… И рукополагали меня в Никольском соборе. Первая икона, которая была у меня в жизни, - это была икона Святителя Николая. Было это в середине 80-х годов, я тогда учился в 9 классе и еще совершенно ничего не знал о христианстве. Икона была спрятана у моих родителей в шкафу, а я нашел ее… Я, правда, целый год думал, что это Иисус Христос, но потом мне сказали, что это Святитель Николай. Я эту икону носил с собой даже в школу, клал в нагрудный карман, и казалось мне, что она меня согревает. И каждый день я молился Святителю Николаю и постоянно чувствовал его огромную помощь.

Святитель Николай готов был помогать всем, кто в этом нуждался. Заметьте такую интересную черту: он помогал не только, когда его просили, но и когда его не просили. Вот эти, подброшенные в окно, деньги: он заметил, что кто-то нуждается, и сразу помог. Человек через несколько секунд должен был отойти в другой мир, ему должны были отрубить голову: Святитель Николай этого не знал, но почувствовал, что нужна его помощь, - и помог. А мы с вами, - люди, живущие духовной жизнью? Конечно, когда нас попросят, мы не отталкиваем людей. Но сумеем ли мы, сможем ли мы поспешить кому-то на помощь сами? Не умеем, не можем, а часто и не хотим!

Святителю отче Николае! Помогай нам добиться той большой любви к Господу, которую и ты имел! Научи всех себя, души свои, посвятить Богу, как и ты, Святитель Николай, это делал; научи, как нам всею крепостью своею возлюбить Бога. Как ты помогал людям, так и нас научи помогать им. Как ты всегда видел чужие беды и всегда был готов прийти на помощь, так научи и нас видеть, кто в чем нуждается, и всегда быть готовым помочь. Помоги нам так же научиться молиться, как ты молился, чтобы все время быть вместе с Господом и с тобою в общении. Ведь сейчас мы можем только молиться Святителю Николаю, можем лобзать его икону, а в будущем мы можем сподобиться возможности и лично общаться с ним, так же, как и я с вами сейчас общаюсь.

Святителю отче Николае, моли Бога о нас!

о.Константин ПАРХОМЕНКО, клирик собора Святой Живоначальной Троицы лейб-гвардии Измайловского полка, СПб