ДОНЫНЕ ХОДИТ СВЯТОЙ НИКОЛА ПО РУСИ

Иностранцы, посещавшие средневековую Русь, единодушно отмечали, что особенной популярностью в народе пользовался Николай Чудотворец. Так, австрийский посланник С.Герберштейн, приехавший в Москву в начале XVI века, сообщал о русских: "Среди святых они особенно чтят Николая <…> и ежедневно рассказывают о его многочисленных чудесах". Англичанин Д.Флетчер, побывавший в России в конце XVI века, также свидетельствовал, что русские в своих верованиях "отдают преимущество" Богоматери и святому Николаю: "Они говорят, что Бог назначил ему для служения триста главных ангелов".

По преданию, одна из первых церквей, появившихся на Руси задолго до принятия христианства (предположительно, при княгине Ольге), была поставлена на днепровской круче над могилой князей Аскольда и Дира и посвящена Святителю Николаю. И зажил на Руси Никола второй самостоятельной жизнью…

В росписях иконостаса и на иконах по обе стороны от Вседержителя изображали Богоматерь и святого Николая (вместо положенного по церковному канону Иоанна Предтечи). Подобные представления воплотились и в народной поэзии. В северных причитаниях, записанных в прошлом веке Е.В. Барсовым, встречаются такие строки:

И я молилася ведь кланялась,

И Пресвятой да Богородице,

И Всевышнему Святителю,

И я Миколе свет-Угоднику…

Существовали такие пословицы: "Нет за нас поборника супротив Николы"; "Проси Николу, а он Спасу скажет".

В народной среде бытовало представление, что Николай сам происходил из простого народа, потому так и жалел людей. Святой Никола считался первым помощником тех, кто странствует, "путеводителем", выводящим на верную дорогу и в прямом, и в переносном смысле.

Одно из преданий повествует, как незадолго до татаро-монгольского нашествия священнику Евстафию из Корсуни (Херсона) во сне явился Никола, потребовав взять его образ из церкви и отправиться с ним на Русь. Долго Никола вел священника и его семью, пока не выбрал местом остановки городок Зарайск. Вскоре на Русь двинулась татаро-монгольская орда. Одним из первых городов, павших под натиском завоевателей, стала Рязань, а вот Зарайск, входивший в то время в Рязанское княжество, уцелел, что было приписано спасительной силе иконы. К выстроенному в Зарайске храму, где хранилась икона Николы, веками стекались паломники. Ездили на поклонение и московские князья, а потом цари.

Еще одна икона в год Куликовской битвы сама явилась на реке Великой, и на том месте была построена Никольская часовня. А под Вологдой в Никольском уезде бытовало предание о том, как из местной церкви несколько раз уходила икона Николая, рассердившись за что-то на священника. Наконец тот решил отпилить ноги у беглеца-святого, изображенного на иконе, но был поражен слепотой.

Странствовали и Никольские церкви. В 1398 году на Двине разгорелась жестокая битва вокруг крепости Орлеца. Богатые северные земли, издавна находившиеся под властью Великого Новгорода, задумали вступить в союз с Москвой. Новгородцы, собрав войско, пошли карательным походом на свои мятежные владения. Орлец через месяц был взят штурмом, крепость срыли и сравняли с землей. Однако на деревянную Никольскую церковь, находившуюся в городке, новгородцы поднять руку не посмели; ее бережно перевезли в село Панилово. В книге Б.В. Гнездовского и Э.Д. Добровольской "Вокруг Архангельска" (Москва, 1978 г.) рассказывается: "На Соломбале с одного места на другое в 1744 году переносили церковь Николы, а столетием позже поставили еще одну церковь XVII века, купленную в Заостровье". А в 1910 году в Астрахани появилась плавучая Никольская церковь, построенная на пароходной палубе. Пять навигаций курсировала она по Волге и Каспию, и далеко по воде разносился звон ее колоколов.

Так как Николай Угодник считался покровителем тех, кто находился в пути, то в древних русских городах нередко одну из проезжих крепостных башен называли Никольской. Путник, выезжавший через ворота этой башни, надеялся, что сам Никола благословит его. Есть Никольская башня и в Московском Кремле. Соответственно выбирались и места для посвященных Николе храмов: при больших дорогах, на выезде из селений или на берегах рек, которые в старину служили оживленными путями торговых и политических сношений. В Москве имелась церковь Николы Мокрого, обозначающая конец речного пути; конец сухопутной дороги, по которой прибывали торговые "гости", был отмечен церковью Николы Гостунского. В Петербурге, новой столице, открывшей России выход в Балтику, появилась церковь Николы Мокрого.

Народные прозвания Никольских церквей и монастырей разнообразны и самобытны. Встречаются названия, за которыми стоят целые легенды. Так, по преданию, Сергий Радонежский благословил своего ученика Мефодия поставить новую обитель около речки Яхромы под Дмитровым. Мефодий усердно трудился, возводя храм во имя Святителя Николая. Бревна для храма он носил вброд через речку, "пешим", отчего и монастырь прозвали Никола Пешношский.

А один из рязанских монастырей носил название Николы Лапотного. По документам XVII века на берегу Оки (под Шиловым) значилась "пустовая", отживающая свой век Никольская церковь. Местная легенда гласит, что один старик-крестьянин дал обет поставить на этом месте новый храм, а чтобы собрать на это деньги, плел и продавал лапти. Для осуществления этого наивного замысла не хватило бы остатка стариковской жизни, если бы о крестьянине не узнал Петр I, плывший по Оке в Нижний Новгород, чтобы отправиться в Азовский поход. Петр повелел купить у мужика весь запас сплетенных им лаптей. На эти деньги и была возведена церковь, а вскоре около нее возник маленький монастырь. Известно, что в этот монастырь делал вклады царевич Алексей Петрович.

Рассказы о Николае Угоднике и его чудесах множатся до сих пор, доныне ходит он по безконечным русским просторам, сочувственно внимая людским бедам, сурово наказывая за грехи и пытаясь вывести заблудившуюся на исторических перепутьях Русь на верную дорогу…

Ирина ГРАЧЕВА, "Уфимские епархиальные ведомости"