БОЖИЙ ЧЕЛОВЕК

(подвизавшийся Христа ради в Вологде)

27 марта 1837 года улицы Вологды, ведущие от Власьевской церкви к Богородскому кладбищу, запружены были народом. Казалось, что собрался весь город, несмотря на ненастную погоду. Хоронили НИКОЛАЯ МАТФЕЕВИЧА РЫНИНА, юродивого, в прозорливость которого верили многие, испытавшие правду его слов в событиях своей жизни. Всяк старался протискаться к его гробу, чтобы проститься с ним, отдать ему последний долг. Очевидцы рассказывают, что от гроба разносилось необыкновенное благоухание. В толпе раздавались рыдания и вопли. Шествие совершалось медленно — народ останавливал гроб — и когда оно вступило в ограду кладбища, с соборной колокольни понеслись звуки колокола к вечерне и вспомнились тогда слова брата Николая — Ивана, не пожелавшего исполнить завет покойного — похоронить его в Прилуцком монастыре, он с сердцем говорил: "Ну, его, дурака, пожалуй, к вечерне в монастырь не довезти…" Тело юродивого принесено было на Богородское кладбище с благовестом к вечерне.

И негде главу преклонить

Николай Матфеевич был Божий человек, происходил он из купеческого звания, родился 9 мая 1777 года и крещен во Власьевской церкви г.Вологды, в приходе которой находился двухэтажный полукаменный с солодовенным заводом дом отца его Матфея Ивановича Рынина. В детстве Николай научился читать и писать. Неизвестно, что дало душе его благодатный толчок, но достоверно, что еще в молодых годах он возжелал жить для Бога и Ему Одному служить. Богатство, прелести мира, все услады, которыми Николай мог пользоваться, благодаря имеющимся средствам, он отверг. "Пойди, продай имение твое и раздай нищим; и приходи и следуй за Мной" (Мф.19,21), — эти слова Спасителя, смутившие библейского юношу, ушедшего с печалью от Христа, запали в сердце Рынина. Он роздал имение нищим и сам сделался нищим, не имел, где главу преклонить. Люди сочли его за безумца. Действительно, с мирской точки зрения его поступок был странным, безумным. Николай же отдался молитве: утром его можно было видеть постоянно за богослужением в храмах города; ночью, когда все спали, он отдавался беседе с Богом в уединении, где его никто не видел. Когда Николай заходил в родительский дом, то сядет, бывало, в летнее время в открытое окно и, обратившись лицом к Власиевскому храму, поет, забывая все окружающее, церковные песнопения. Любимым его местом для молитвы и уединения являлся Прилуцкий монастырь, отстоящий от Вологды в пяти верстах, куда он часто ходил и подолгу пребывал там.

Николай Матфеевич скитался с места на место. Ходил он с большим посохом в руке, зимой и летом без шапки (иногда голову повязывал полотенцем), в синем холщовом балахоне, под которым носил длинную белую рубаху, на ногах — кожаные опорки. Вел себя он странно: придет, бывало, к знакомым запачканный смолой, пригласят его пить чай, он выпьет полчашки, а остальное выльет себе на голову. Огневой взгляд его черных глаз проникал в глубину сердца. Иные боялись Рынина, боялись его обличения. Но несмотря на внешнюю строгость, он обладал любвеобильным, нежным сердцем. Бывало, что раб Божий Николай попадал в дом для умалишенных, но почтение к нему от этого только увеличивалось, а многие и туда ходили к нему за советом. Вот как описывает Рынина, посетивший его в сумасшедшем доме Петя Мясников (будущий архимандрит Николо-Угрешского монастыря Пимен): "Рынин был сорока с лишком лет, высокий, худощавый, с длинными растрепанными волосами и черной бородой; говорил отрывисто и скороговоркой, густым хриплым басом. Встретил вошедших с посохом в руке и, постукивая им по полу, повторял неоднократно: "Никола никуда не ходит". Впоследствии о.Пимен вспоминал, что действительно вся жизнь юродивого прошла под особым покровительством Свт.Николая: он родился в приходе Николы на площади в Вологде, рос у Николы на Глинках (здесь же был дом и родителя о.Пимена) и поступил в 1834 году к Николе на Угрешу, находился до своей кончины, более 46 лет, на одном и том же месте.

Нищий провидец

Рынина считали провидцем. И впрямь было немало поводов видеть в его речах особый смысл. Вот один случай, рассказанный благочестивой старушкой 93 лет, дворянкой Чуровской. Застал как-то Николай Матфеевич гостившую у нее сестру, приехавшую из деревни. А в руках у него была восковая свечечка. Он подает ее сестре и говорит: "Возьми, пригодится". Женщина недоумевала, зачем ей свечка, но возражать не стала, взяла. А возвратившись домой, узнала, что у нее умерла дочь. Вот и пригодилась Николина свечечка к панихиде. Рассказывают еще такой случай. В Вологде распространилась холера. Народ умирал. Однажды, в воскресный день, Николай Матфеевич вошел в храм Зосимы и Савватия, где молилась губернаторская семья, и встал рядом. Губернатор покосился на него, потому как был Николай весь покрыт смолой. Тот ответил: "Боюсь заразиться…" И впрямь, вскоре от холеры умерла сестра губернатора. А то еще рассказывали, приходит он как-то к некой портнихе и говорит ей: "Марья Ивановна, умойся". "Да я уже умылась, Николай Матфеевич", — удивилась та. "Нет, умойся, умойся, черна ты больно", — настаивал Рынин. Вечером портниха скоропостижно скончалась.

В г.Кадникове Николай Матфеевич находил радушный прием в доме Дьякова, но и другие горожане принимали его с любовью и весьма дорожили его посещениями. Все рады были сделать для Божьего человека. Вот как-то мылся он в бане, а хозяйка и думает: дать бы Николаю Матфеевичу новое белье, но как предложить? Задумалась. А гость вымылся и вдруг бежит из бани нагой, только чресла свои препоясал старой рубашкой. "Кума! — кричит. — Белье-то дай!" Он узнал мысли хозяйки. Рынин был вхож и к знатным в городе лицам, в том числе в местному владыке. Является он однажды к преосвященнейшему Онисифору и говорит: "У тебя в шкафе-то 16 подрясников, дай мне один". "На что же тебе?" — поинтересовался владыка. "Дай, дай!" Владыка распорядился удовлетворить желание юродивого. Получив подрясник, Рынин вышел и во дворе архиерейского дома встретил бедно одетого человека, идущего подать прошение об определении его на место. Ему и передал Рынин владычный подарок.

Гостинцы юродивого

Рынин носил с собою всегда много кое-чего. Одному встречному он даст печенки — к горю, другому уголь — скоро случалась смерть любимого человека, кому хлеба — это к счастливой жизни. Бывали у Николая Матфеевича с собою и сласти — гостинцы. Это для детей, которых он очень любил. Тут он шел по пути Христову. А Христос любил детей: обнимал их, возлагал руки. Указывал их в пример: "Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное" (Мф.18,3). Несмотря на строгий вид юродивого, дети бегали кругом его. Он ласкал их с большой нежностью и дети чувствовали искреннюю доброту его сердца. Школьники, бывало, внимательно наблюдали действия доброго человека, видя в них то счастливые, то неприятные для них предзнаменования: ударит легонько школьника по плечу — быть в тот день высеченным за что-нибудь. Конечно, неблаговоспитанные и резвые дети наносили Николаю Матфеевичу и обиды, которые он терпел ради Бога. Как-то летом, рассказывала дочь купца Белякова, один слепой сидел на галерее гостиницы "Пассаж" и просил милостыню. Проходит мимо него Рынин. Уличные мальчишки увидели юродивого, стали бросать в него песок с дороги, пыль попала в глаза слепому и причинила ему боль. Слепец стал тереть глаза, а Рынин и говорит ему: "Три, три сильней". И… нищий получил возможность видеть.

Целебный песочек

Николай Матфеевич считался другом детей и после смерти, которая последовала 19 марта. Матери водили своих сыновей и дочерей к могиле праведного человека, брали песочек из могильной насыпи и получали облегчение от болезней. Несомненный факт благодатной помощи по вере от употребления песочка сообщила помещица Грачева: "В прежнее время кадниковцы любили совершать паломничества в Вологду, чтобы поклониться святыням, заходили они и к могилке Николая Матфеевича. Тетка моя в одно из таких посещений Вологды захватила землицы с Рынинской могилы. В Кадникове тогда сильно хворала наша знакомая. Тетка пришла навестить ее и принесла с собой землицы. "От тебя душистым ладаном пахнет, не ладану ли принесла ты?" — вместо приветствия так встретила гостью больная. "Я принесла тебе песочек с могилы Николая Матфеевича. Попей водицы с ним, дай обещание отслужить на могилке по нем панихиду, и, Бог даст, будешь здорова". Больная послушала совета тетки и выздоровела.

Служащий в церкви Богородского кладбища 39 лет протоиерей о.Иоанн Шадрин, рассказывает такой случай. Это было в 70-ых годах, в начале зимы. Он пришел служить литургию, но пономарь Славароссов предупредил его, что какой-то молодой крестьянин просит поскорее отслужить панихиду на могиле Рынина. Священник, облачившись, отправился на могилу и отпел панихиду, во время которой болезненного вида крестьянин, упав на покрытую не толстым снегом могилу, горячо со слезами молился. Богомолец рассказал, что привлекло его сюда поистине чудное выздоровление его однодеревенца — молодого парня от лихорадки после того, как он помолился здесь на могиле, взял песочку и попил с ним воды. Должно быть, берущим песочек с верою, по молитвам раба Божия, подавалась помощь от Господа, потому что могила его бывала вся изрыта и очень глубоко. Приходили на могилу Рынина не только вологжане и жители окрестных весей, но и приезжающие из Тотьмы, Устюга, Архагельска и других городов.

Один из наиболее усердных почитателей памяти покойного Николая Рынина сообщил причту Богородского кладбища следующее: "Впервые я узнал о блаженном Николае Матфеевиче в 1869 году, когда я познакомился со старожилками Вологды старушками Садоковыми. Они знали хорошо при жизни Николая Матфеевича и очень уважали его память. Они-то и указали мне дорогую для меня могилу блаженного, которую я стал часто посещать. Придешь, постоишь, поклонишься и на душе станет легко. Вот те особые случаи, которые заставили меня уважать эту могилу. В Вологде жили две сестры вдовы, но поскольку были они людьми приезжими, то понятия не имели о Николае Рынине. Как-то раз, возвращаясь с ними с богомолья от св.Кирика и Иулиты в с.Толстиково и приближаясь к кладбищу, я предложил им зайти на кладбище и показать им могилу блаженного Николая. Старшая сестра тотчас согласилась, а младшая только посмеялась над нами, говоря: "Вечно вы возитесь с блаженными да с юродивыми", и отказалась идти с нами и пошла домой. В ту же ночь она видит сон, будто стоит на кладбище у какой-то могилы и Кто-то говорит ей: "Посмотри в могилу". Она увидела открытую могилу и совершенно целый гроб. Опять тот же Голос ей говорит: "Вот ты говорила, что Николай Матфеевич не святой, а вот его мощи". Женщина тут же проснулась и раскаялась в своем сомнении.

А вот случай прозорливости Николая Рынина при жизни. Жило в Вологде семейство мещан Дружининых. А в то время в Вологде была сильная холера и все, в том числе и семья Дружининых, находились в страхе от этого Божия меча. Глава дома Михаил Григорьевич в уме своем дал обет, в случае избавления его семейства от болезни, возобновить часовню Свт.Николая Чудотворца на реке Вологде, называемую в просторечьи "Никола Мокрый", но медлил исполнением своего обещания. Между тем холера все усиливалась и уносила много жертв. Раз сидит Михаил Григорьевич у себя дома за чаем. Вдруг вбегает Николай Матфеевич и говорит: "Михайло, тебя Никола Мокрый дожидается". Это так поразило Михаила Григорьевича, что он тотчас отправился в путь и отстроил означенную часовню. И Бог принял его жертву: в семье Дружинина никто от холеры не умер.

"Не ставьте надо мной креста"

При жизни Николай Матфеевич говорил брату Ивану: "Когда я умру, не ставь надо мною ни креста, ни памятника, не то крышу у тебя сорву". Этот завет брат исполнил: действительно, на могиле Николая Рынина долгое время не было креста, хотя за это некоторые и упрекали его родных. Первый крест на могиле юродивого поставила крестьянка Воздвиженского прихода из с.Кадникова, вот по какому случаю. Она была больна расслаблением. Ничто не помогало. Раз, в сонном видении, она слышит приказание поставить в Вологде над могилою Николая Рынина крест, за исполнение ей обещается выздоровление. Женщина не обратила внимания. Сновидение повторилось. Духовный отец посоветовал больной исполнить повеление. Лишь только женщина заказала сделать крест, почувствовала облегчение от недуга. Сама на своих плечах донесла она крест до могилы.

До 80-ых годов XIX века могила Николая отличалась от других разве тем, что была сильно изрыта почитателями юродивого, берущими из нее песочек, так что крест стоял на ней покривившись. А в 80-ых годах купеческая вдова Наталья Коровина устроила на могилой крышу на четырех деревянных столбах. Сама могилка была покрыта парчовым покровом. Позже была построена дощатая часовенка с небольшою из белого железа главкою и железным же крестом, с четырьмя окошками. Уже летом 1905 года кто-то покрасил часовенку в небесно-голубой цвет. На восточной стороне был поставлен деревянный с золоченной резьбою иконостас с тремя большими образами: в середине — Воскресения Христова, направо — Успения Божией Матери, налево — Свт.Николая. А на стене портрет самого Николая Матфеевича — худое, с заостренным носом, подвижническое лицо, черные задумчивые глаза…

Новые чудеса

Вот случаи благодатной помощи по молитве раба Божия Николая Матфеевича, относящиеся к последнему времени.

19 марта 1907 года 43-летний крестьянин деревни Ципоглазова Вологодского уезда Павел Москвин рассказал причту Богородицкого кладбища следующее: "Весной прошлого года разболелся у меня на правой руке большой палец. Так разболелся — спасу нет, ни минуты покоя. Врачи давали мне лекарства, но пользы и облегчения болезни от них не было, боли стали напротив невыносимее. Тогда врачи решили отнять палец, но я на это не согласился. Меж тем прошли лето и осень, а я даже топора в руки взять не могу, — работа встала. Вскоре боль в пальце усилилась до такой степени, что я уж продумывал сам себе его отрубить. Но в Введениев день односельчане принесли книжечку о Николае Рынине, и жена вечером прочла мне ее, она грамотная. С того времени стал я молитвенно призывать блж.Николая, дал обещание помолиться перед его гробницею. В декабре пошел я в нашу кладбищенскую церковь помолиться, и все мысли мои были о Николае Матфеевиче. И вот во время Херувимской почувствовал, что боль в пальце стала утихать. А через две недели я уже окончательно поправился". Весной следующего года в день памяти Николая Рынина крестьянин пришел возблагодарить Бога за исцеление по ходатайству молитвенному за него пред Всевышним раба Божия Николая".

А в декабре 1908 года настоятелем Богородицкого кладбища получено было замечательное письмо: "Я — жена крестьянина Вологодской губернии, деревни Ерилова — Анна Зародова. Муж мой в январе нынешнего года побывал в Вологде и ходил на могилку блаженного Николая на Богородское кладбище, отслужил там панихиду и взял с собой земельки. Когда он вернулся домой, меня постигла тяжкая болезнь: отнялась правая рука и нога, рот перекосило и наступила немота. Сестра моя напугалась и побежала за доктором. Доктора дома не оказалось. Время шло, а я лежала парализованная. Тут у мужа мелькнула мысль — взять земельки, привезенной с могилки юродивого, размешать в воде и дать мне выпить. Он сделал питье, передал стакан сестре, а сам побежал опять за доктором. Сестра дала мне глотнуть воды с землей, и я сумела проговорить: дай еще. Я выпила весь стакан и тут же почувствовала, что рука и нога оживели. Когда вернулся муж с доктором, я уж встретила их здоровая.

А то еще был такой случай. Крестьянин деревни Епифанки Вологодского уезда Василий Федотов рассказал, как однажды он во время молотьбы хлеба не гумне упал с воза и сильно расшибся. Четыре месяца страдал Василий от сильных головных болей и во всем теле чувствовал пугающую расслабленность. Тут-то и подарили ему книжку о Николае Рынине, из которой он узнал, что сей угодник Божий помогает больным. Стал Василий просить блаженного Николая о помощи, обещал по исцелении сходить пешком в Вологду и отпеть панихиду на его могилке. Болезнь его вскоре после того обещания прекратилась, а через год Бог привел его исполнить свое обещание — отпеть панихиду и поклониться праху приснопамятного раба Божия Николая.

Все эти случаи ясно показывают, что Николай Рынин был не простой человек, а лицо, ближе стоящее к Богу, чем мы грешные, и что мы имеем в нем особого ходатая и заступника в наших нуждах пред Богом.

† † †

Редкий день проходит, чтобы кто-нибудь не пришел на могилку Николая Матфеевича и не отпел бы панихиды по нем. Часто причту приходится быть свидетелем горячих молитв посетителей о покойном подвижнике, многие прибегают к нему, как к Угоднику Божию, и просят ходатайства его пред Богом, некоторые идут на могилку его, чтобы молиться за него, воздать благодарность за полученные уже благодеяния по его ходатайству. И какие теплые молитвы льются у этих людей за приснопамятного раба Божия Николая! Рассказами этих крепких верою и сильных молитвою богомольцев о милости Божией, явленной молитвами Николая Матфеевича, невольно умиляется душа.

Иеромонах Неофит, Сергиев Посад, 1909 г.