Протоирей Александр ШАРГУНОВ, настоятель храма свт.Николая в Пыжах (г.Москва)

ТАЙНЫ ДОБРОТЫ

Когда мы говорим о Святителе Николае, большинство из нас, наверное, вспоминает о помощи, которую мы получили от него в опасностях и затруднениях житейских. Он приходит на помощь, когда грозит гибель, и когда кажется, что нет исхода. Бывает, приходят в храм впервые в жизни чудом спасшиеся люди, спрашивают: «Где тут икона Николы Милостивого?» - и глядят изумленно на изображение святого, как бы узнавая его, со слезами молятся, ставят свечи.

Тайна пастырства и святительства Чудотворца Николая в том, что он - пастырь добрый. Тайна доброты - тайна Страшного суда, главным признаком приближения которого является умножение скорбей и безсердечия в мире. Призвание каждого христианина заключается не в собственном только спасении, но и в том, чтобы содействовать спасению других. Из истории нам хорошо известно, что назойливая педантичность фарисейской проповеди приводила часто лишь к отрицательным результатам. Люди идут добровольно только под иго любви. В одно мгновенье любовь может озарить нас Духом Святым, но обретается она многими скорбями и трудами. Чтобы других побеждать, надо прежде себя победить, отвергнуться себя, забыть о себе, стать всем слугой. Это и есть жизнь по воле Божией, и кто решится жить так, тот, несомненно получит от Бога всепобеждающую силу, потому что в нем, через него будет действовать Сам Бог. В этой изумительной жизни, быть может, самая изумительная черта - ее всецелое посвящение другим.

Вспомним из жития Святителя Николая, как побеждает он любовью черствое сердце отчаявшегося бедняка, готового отдать своих дочерей на безчестье, тайно подбрасывая ему узелки с золотом. Тайно, никем не увиденный, он, как бы Самой Божьей рукой творит добро, и по законам сеяния и жатвы, непреложно действующим в мире, возрастает в нем любовь. И уже как власть имеющий, то есть в силе Духа Божия, вырывает он меч, занесенный над тремя неповинно осужденными гражданами в Мирах. И Господь дарует ему поистине ангельскую крепость, так что при земной жизни еще, не стесняемый разделяющими людей расстояниями, принимает он таинственное участие в судах Божиих.

В сонном видении является он царю и приказывает освободить оклеветанных воевод, которые молились в это время Святителю. «Если не исполнишь, то воздвигну народный мятеж, и ты погибнешь страшной смертью». - «Кто ты, и почему угрожаешь державе моей?» - «Я Николай, архиепископ Мирликийской митрополии». Проснувшись, царь призвал воевод и те доказали свою невиновность. Царь послал с воеводами в Миры золотое Евангелие, золотое кадило и два светильника.

Мы видим, братья и сестры, что смысл служения Святителя Николая - не вообще добрые дела, а устроение Церкви Христовой. Победить народ - значит, привести его к стопам Спасителя, Который говорит: нищих всегда имеете, а Меня - не всегда. Как бережно, как терпеливо это надо делать, не презирая малейших нужд материальных, чтобы просветить людей, заблудившихся во мгле страстей и житейских попечений. Чтобы народ победить, надо не только кротость Моисееву иметь, но и ревность Илиину о Славе Божией, ибо таинник Божией благодати, человек, которому Тайны вручены, готов душу свою положить за чистоту веры.

Мы видим, что Святитель Николай победил, и победа его, победившая мир, - православная вере его. Он нас победил, побеждает пришедших в храм и молящихся ему. Его дети любят, к нему русский народ с ранних лет христианства прилепился душой. Не было на Руси града, где не было бы ему храма, не было бы ему иконы. Зайдите в любой храм в Николин день - народу почти как на Пасху, и море свечей перед иконой доброго старца с пронзительным взором. Держит Евангелие или церковь и меч: не бойтесь! И смысл этого праздника в том, чтобы мы услышали голос Святителя и вместе с ним явили силу Церкви, милосердие Христово там, где жестокость человекоубийцы от начала. Не для того мы приходим в храм, чтобы в акафистах сладостно о милосердии петь, а в жизни не сметь отвести меч или хуже того - не сметь увидеть меч над невинно осужденными гражданами в наших собственных Мирах. Или как один священник прекрасно сказал: иметь, как водится на Руси, Апокалипсис любимым чтением и не желать замечать ужасы Апокалипсиса в окружающей нас жизни.

Праздник святого Николы дан Церкви, чтобы она вдохновилась мужеством и любовью Святителя и могла явиться и власть предержащим во сне или наяву, как угодно, но только сказать грозную правду, что за невинную кровь взыщет Господь с них и с державы всей. И как против самой злейшей ариевой ереси, возвысить свой голос против растления наших юношей и дев и ничего не пожалеть: всем, что имеем сокровенного, их чистоту оплатить, даже золотом Церкви, если оно еще осталось, ибо что можно дать взамен души человеческой? И не о помощи только чудесной в реставрации храмов Святителя Николая молить, но чтобы узнали все, что тела их - храмы Духа Святого. В этом - праздник. Здесь начало и венец подвигов великого Чудотворца. Жизнь наша колеблема страшными ветрами, и корабль наш Российский в бурю попал, и уже бо нестыдно, безстыдно и нагло бесом летающим и погрузити его хотящим, кажется, тщетно противостоять. Но всегда, как на той гравюре, что над мощами Святителя в городе Бари: не бойтесь! Пусть из самого сердца, из всей нашей жизни возносится к небу эта молитва: Святителю отче Николая, помогай нам! Аминь.