О ТОМ, КАК РУССКИЕ
СТРОИЛИ В БАРИ ЦЕРКОВЬ

Бар-Градская
церковь

Начну с того, что сначала Россия собиралась строить храм и подворье для паломников не в Бари, а там, где находилась кафедра Св. Николая, совершались чудеса и произошла его кончина — в Мирах Ликийских. Начало этому положил духовный писатель и пилигрим А.Н.Муравьев, побывавший в Малой Азии в 1850 году и обнаруживший полное запустение святого места. Муравьев начал широкую кампанию «для восстановления падшей обители», взывая к соотечественникам: «Сюда, сюда в пустынную Миру Ликийскую, а не в калабрийский чуждый нам город Бар должны стремиться православные паломники». Читая другие сочинения писателя, я выяснил, что в самом Бари, который, замечу, находится в Апулии, а не в Калабрии, Муравьеву побывать не удалось из-за бюрократических рогаток, встреченных им в Неаполе. Не от того ли его неприязнь к «чуждому» итальянскому городу?

В 1853 году на средства российского посла в Константинополе графа Н. П. Игнатьева в Мирах был куплен участок земли с руинами монастыря «Новый Сион» и с пустой гробницей Святителя. В 1853—1868 годах здесь прошли работы по восстановлению, что, кстати, вызвало противодействие местного греческого епископа, считавшего Миры своей канонической территорией. Война России с Турцией в 1877—1878 годах еще больше осложнила ситуацию.

В 1875 году для сбора средств на восстановление «Нового Сиона» в Петербург прибыли два монаха—афонца. В столице монахов поддержали торговцы Старо-Александровского рынка на Калашниковском проспекте, которые соорудили близ рынка небольшую часовню. Ее назвали «Мирликийской» и посвятили одновременно двум святым: Св. Николаю Чудотворцу и Св. Александру Невскому, в память избавления императора Александра ll от покушения в Париже в 1867 году. Собираемые в часовне пожертвования на «Новый Сион» поступали в Хозяйственное управление при Св. Синоде. В 1888 году капитал, названный «мирликийским» был передан Императорскому Православному Палестинскому Обществу, взявшему опеку над русским паломничеством в зарубежные страны.

Между тем, в самих Мирах дело зашло в тупик. В 1891 году турки постановили русские земли в Малой Азии «считать потерявшими своих владельцев», т.к. они «не обрабатывались русскими» (которых турки туда не пускали!), а затем перепродали земли своим греческим подданным. В 1910 году посол при Оттоманской Порте Н.В. Чарыков заявил о «безнадежности в мирликийском вопросе» и дипломатично предложил преобразовать его в «барградский». Идею посла одобрила великая княгиня Елизавета Федоровна, ставшая после мученической смерти своего супруга, великого князя Сергея Александровича, председательницей Палестинского Общества: собранный к тому времени «мирликийский» капитал переименовали в «барградский».

12 мая 1911 года в рамках Общества был учрежден Барградский комитет под высочайшим покровительством императора Николая ll. Комитет, возглавленный знатоком древнерусского искусства князем А.А. Ширинским-Шихматовым, разместился в Петербурге, на Вознесенском проспекте, 36. Задачей комитета стало сооружение итальянского подворья со странноприимицей для русских паломников и с церковью, достойно выражающей православное искусство.

Средства для подворья собирала вся Россия: помимо всех доходов Николо-Александровского храма на Песках (решением Св. Синода ему было присвоено наименование «Барградский»), по высочайшему повелению дважды в год, на Николу-вешнего и Николу-зимнего, во всех российских церквях устраивался тарелочный сбор на строительство в Барграде.

Комитет, наученный горьким опытом в Турции, в Италии вел себя осторожно: посланник Общества, протоиерей Иоанн Восторгов (убиен большевиками в 1918 году) приехал в Апулию в обстановке почти секретной — опасались противодействия как местной администрации, так и католического духовенства. Ему удалось купить участок земли без каких-либо затруднений.
Интерьер
Бар-Градской
церкви

Заказ на проект получил А.В. Щусев, протекцию которому составила, скорее всего, председательница Палестинского Общества Елизавета Федоровна, для которой зодчий построил Марфо-Мариинскую обитель в Москве. Удивительную карьеру сделал этот архитектор: начав с церквей, он выстроил мавзолей для мумии вождя, закончив сталинскими дворцами.

В этот же период комитет выделил средства на строительство новой «Барградской» церкви в Петербурге, взамен прежней, переделанной из часовни. Составление проекта было поручено С.С. Кричинскому. Храм был заложен в 1913, освящен в 1915, взорван в 1932.

«Барградские» храмы в Италии и России строились одновременно. Они похожи друг на друга, как братья-близнецы: квадратные в плане, с двухскатными кровлями, одноглавые, с куполами в форме ратного шелома, со звонницами над западными стенами. И вот, как удивительно сложилось: на месте петербургского храма — пустое место, а его «брат» на чужбине стоит.

Проект барийского подворья был рассмотрен и одобрен лично царем (напомню, что Николай ll совершил паломничество в Бари). Помимо храма в составе подворья был спроектирован странноприимный дом с трапезной, умывальней, палатой для больных паломников, прачечной, баней.

Светские власти Барграда приветствовали русскую инициативу: 22 мая (день перенесения мощей) 1913 года, когда состоялась торжественная закладка подворья, на строительный участок, украшенный государственными флагами России и Италии, прибыли отцы города (католическое духовенство в церемонии закладки участия не приняло). В фундамент церкви были заложены грамоты на русском и итальянском языках и серебряные рубли; на церемонии читались речи. Пришли телеграммы от царя: «искренне благодарю, желаю успешного окончания постройки храма», от Елизаветы Федоровны: «соединяюсь в молитвах с вами в этот торжественный день основания нашего храма и дома для паломников», от Щусева: «поздравляю с закладкой, желаю успеха святому делу».

Летом 1914 года подворье открыло временный приют для паломников на 20-30 человек. Однако своему назначению оно служило считанные дни! В августе того же года странноприимица превратилась в беженский пункт: русские путешественники по Италии не смогли вернуться домой обычным путем через Германию и ждали отправки в Россию морем. Всего скопилось около 200 человек.
Русская
церковь

Невзирая на войну, строительные работы продолжались и к январю 1915 года были вчерне завершены. Барградский комитет в Петербурге собрал утварь и иконы, которые должны были быть доставлены в Апулию по окончанию войны. После того, как Италия вступила в войну, объявив себя союзницей России, Барградский комитет постановил предоставить свое подворье итальянскому Красному Кресту.

Революция 1917 года и гражданская война в России поставили подворье в тяжелые условия. Закончился его петербургский период истории и начался эмигрантский. Местной общины у Барийской церкви, в отличие от русских церквей в Риме, Флоренции и Сан-Ремо, никогда не существовало, а поток пилигримов, естественно, прервался.

В то время в Бари поселился бежавший из России князь Жевахов, на правах члена Барградского комитета объявивший себя «заведующим подворьем». Однако права на подворье предъявило Русское Палестинское общество, образовавшееся в Ленинграде. Оно бесстыдно представилось правопреемником Императорского Православного Палестинского Общества, являясь якобы ему тождественным, лишь сократившим цели, «т. к. цели религиозные и благотворительные отменены, но остались цели культурные». Суд, шедший, как и полагается в Италии долгие годы, в 1936 году, неожиданно для всех белоэмигрантов, удовлетворил претензии советской стороны. Князю Жевахову суд приказал дать отчет за 14 лет управления подворьем, сдать его советской стороне и заплатить издержки, расходы, гонорары. Возможно, что на такое решение повлиял итало-советский торговый договор, заключенный в 1934 году, и временное потепление в отношениях Муссолини и Сталина. Жевахову пришлось бежать из Бари.

Зачем же советской власти понадобилась церковь Св. Николая? Может, хотела взорвать его, как делала тогда в СССР? Впрочем, за границей она вела себя практичней, отдав подворье одному своему кредитору-итальянцу, который продал все, включая храм, муниципалитету Барграда. Городские власти пообещали, однако, сохранить православные богослужения и даже выделять средства на содержание русского священника, что и делают до нынешнего дня, выплачивая жалование одному священнику Русской Зарубежной Церкви. Странноприимицу же стали использовать для городских нужд — как приют, а затем как богадельню.

Такова еще одна печальная русская история нашего века. Здесь потрачено столько сил, средств, и теперь все это не принадлежит России. С каждым годом растет поток паломников в Бари из России, однако они отторгнуты от странноприимного дома, некогда для них построенного. Всего два месяца служил он своему предназначению...Но будем благодарны Богу за то, что стоят стены, что в них совершаются православные богослужения, хотя алтарь и жертвенник — собственность муниципалитета города Бари.

Михаил ТАЛАЛАЙ, спецкор.
Бари, Италия

ТРОПАРЬ СВЯТИТЕЛЮ НИКОЛАЮ
глас 4
Приспе день светлаго торжества, Град Барский радуется, и с ним вселенная вся ликовствует песньми и пеньми духовными: днесь бо святое торжество, в принесение честных и многоцелебных мощей святителя и чудотворца Николая, якоже солнце незаходимое возсия, светозарными лучами, разгоняя тьму искушений же и бед от вопиющих верно: спасай нас яко предстатель наш, великий Николае.

КОНДАК
глас 3
Взыде яко звезда от востока до запада твоя мощи, святителю Николае, море же осветится шествием твоим, и град Барский приемлет тобою благодать: нас бо деля явися еси чудотворец изящный, правдивый и милостивый.