СВЯТИТЕЛЬ НИКОЛАЙ
В СУДЬБАХ РОССИИ

Многострадальное Отечество наше, повидавшее на своем веку стремительные взлеты и такой же величины бесславные падения, сохраняется по милости Божией неутомимым заступничеством Николая Чудотворца. Попытаемся восстановить историческую канву событий, свидетельствующих о тысячелетнем покровительстве Святителя Николая Русской земле. В этом поможет нам книга А.Вознесенского и Ф.Гусева «Житие и чудеса Св.Николая Чудотворца и слава его в России». Авторы книги так определили смысл своего труда: «От нашего духовного взора никогда не должно укрываться зрелище непрерывной цепи чудес любви Чудотворца к нашему Отечеству через все время бытия России. От самой седой старины, от лет святого князя Владимира и святой княгини Ольги и до самых последних лет Угодник Божий помогал и утешал народ Русский».

† † †

- Первый русский князь-христианин, убиенный язычниками, носил имя Николай.

- В 882 году на могиле князя Аскольда была построена церковь во имя Святителя Николая. Это был первый храм на языческой земле наших предков, посвященный Богу истинному.

- Первый монастырь в стольном граде Киеве был Никольским. Здесь окончила свою жизнь мать святого Антония Печерского.

- В великолепной Софии Киевской, построенной по подобию константинопольского храма святой Софии, хранится икона Святителя Николая, через которую было явлено первое на Руси чудо могущества и милосердия Святителя. Ее называют «Никола Мокрый» в память о дивном спасении тонувшего в Днепре младенца. Знаменательно, что случилось это в те дни, когда мощи Угодника переносили из Мир Ликийских в Бар-град.

- Одним из первых мест, вслед за Киевом отмеченным христианским учением, стал Великий Новгород и его владения. Здесь до нашего времени сохранился древнейший храм Руси Хll века, посвященный Чудотворцу, и одна из древнейших его икон. Это Николо-Дворищенский собор на Торговой стороне города и «Липенская» икона Святителя Николая.

† † †

Вслед за первыми славными веками христианства наступили на Руси тяжкие времена междоусобиц. И в наказание за смуты пришли на нашу землю полчища татарские. Но чтобы чаша бедствий Русского народа не переполнилась и не привела его к отчаянию и гибели, Господу угодно было приготовить к этому времени для Руси новое утешение от скорого в бедах помощника Чудотворца Николая.

- В 1225 году из Корсуня в Зарайск, находившийся в Рязанских вотчинах, был перенесен образ Святителя. В ответ на стоны раскаяния и молитвы народные от этой иконы было явлено много знамений милосердия Божия. Списки с иконы разошлись по всем уголкам земли Русской. Многие изнывающие от скорбей люди получили утешение и исцеление через «Николу Зарайского». В самом Зарайске, во многих других землях государства и в первопрестольной Москве-матушке торжественно отмечалось 30 июля (20 августа н.ст.) — день перенесения Зарайского образа из Корсуня. Этот день до недавнего времени считался третьим «Николиным днем» на Руси и праздновался наравне с первыми двумя.

- В тяжкие времена татарского нашествия чудотворные иконы Святителя Николая были явлены не только в Рязанском княжестве, но и в Галиции, Чернигове, Можайске. «Никола Можайский» — икона, знаменующая народную память о Святителе как о ратоборце. На ней он изображен с мечом в одной руке и обнесенном крепостью храмом в другой.

- Святитель Николай как духовный вождь Русского народа в борьбе за свободу от ига татарского явился святому князю Димитрию Донскому перед сражением с Мамаем. Сердце святого князя-угреша воспылало искренней любовью к Святителю, от сего явившийся образ, а затем и построенная на месте его явления обитель были названы Николо-Угрешскими.

- Несколько столетий подряд угодник Божий Николай помогал Русским людям в борьбе с азиатскими варварами. Тогда-то, вероятно, в затаенных уголках нашего Отечества был сложен духовный стих:

Никола — имя знаменито,
Победе тезоименито,
Побеждает агаряны,
Утешает христианы.

† † †

Способствовал Святитель Николай укреплению и собиранию Руси вокруг Московского княжества. Известно об особом почитании Святителя Николая первым государем из рода Романовых — Михаилом Федоровичем. При нем был прославлен как общерусская святыня Великорецкий образ Святителя Николая. Великорецкий образ был обретен одним из вятских жителей в год 1380 — год Куликовской битвы. До наших дней в Вятской епархии сохраняется благочестивый обычай ежегодного совершения с 21 по 28 мая одного из величественных крестных ходов с иконой Святителя Николая от г.Вятки до реки Великой. Великорецкий образ и доныне источает множество чудес.

- Конец ХlV-го, ХV и ХVl века — время благодатного расцвета иночества на Руси. Иноки-подвижники проникают далеко на север Великой Русской равнины, до самого Беломорья. На востоке монашество распространяется до Урала, продвигается на обширные западные земли, отстоящие от Москвы на сотни верст. Это великое служение подвижников народу Русскому также совершалась под покровительством Чудотворца. По свидетельству учеников великого учителя русского монашества преподобного Сергия Радонежского, он имел великую любовь и благоговение к Святителю Николаю. Святые миссионеры Стефан Пермский Лазарь Мурманский вместе со светом христианства несли в сердца инородцев пламенную любовь к Святителю Николаю. Преподобный Евфимий Суздальский воздвиг древнейший из сохранившихся доныне храмов во имя Святителя Николая. Подвизавшийся в это же время преподобный Димитрий Прилуцкий тоже построил множество храмов Святителю. Известно более десятка Никольских обителей, основанных в разных концах Русской земли в ХV-XVl веках.

В сердце Руси — Москве первопрестольной — в это время тоже созидаются Никольские храмы и монастыри. Главный из них — храм в колокольне «Иван Великий», стройной свечой возвышающейся над Кремлем. Царь-колокол, ныне лежащий у ее основания, был отлит к зимнему дню памяти Святителя Николая. В храме Василия Блаженного на Красной площади один из главных приделов устроили во имя чудотворного Великорецкого образа, дабы возгреть благодарную память потомков о завоевании Казани.

- Заступник всея Руси дивный во Святителех Николай помог одолеть искушения смутного времени. Особенно явно проявилось его неустанное небесное попечение о Русских людях в спасении от разорения Троице-Сергиевой Лавры в 1608 году.

- В мирные времена благодеяния Чудотворца не были связаны с ратными подвигами, а только с проявлениями вечной немощи человечества в борьбе со всевозможными телесными и душевными недугами, житейскими скорбями. Всякий уезд, губерния, город, село собирали свою летопись благодеяний Святителя Николая по молитвам к нему. В обозреваемой нами книге приводятся наиболее значимые примеры, излагается история многочисленных Никольских церквей и монастырей, построенных в ХVll-ХlХ веках во всей огромной Российской Империи. Эту книгу смело можно назвать настоящей «Свято-Никольской энциклопедией» Руси. Даже сам объем книги — 750 страниц — позволяет ее именовать так, а не иначе. Святитель Николай назван авторами «великим миссионером Православия» за всеобщее его почитание.

Добавим, что миссионерское служение Святителя особенно помогало в сохранении православной веры в нашей стране в ХХ столетии. Чудеса, происходящие по заступничеству Святителя, не иссякают и в настоящее время. Верное сему подтверждение — письма, которые вы присылаете нам.

Вернемся к намеренно упущенному нами в летописи чудес Святителя знамению неодолимости супостатами Святыни Божией в начале века девятнадцатого. Когда в 1812 году, после сорокадневного пребывания в Москве, Наполеон оставил Кремль, вместе с другими зданиями он решил разрушить и Никольские ворота. Было заложено громадное количество пороха, а поэтому и сила взрыва оказалась ужасной: камни, железо, бревна летели во все стороны, пошатнулись стены домов на только в Китай-городе, но и в Белом городище. Произошло нечто похожее на гибельное землетрясение. Что же должно было статься с Никольской башней и воротами, под которыми и был заложен порох? Произошло явное чудо, знамение силы и славы Святителя Николая. Башня была разрушена до половины сверху, но образ Чудотворца над вратами и даже стекло, покрывавшее лик Угодника, нисколько не пострадали. Фонарь-лампада, теплившаяся у образа, не была уничтожена взрывом и даже продолжала гореть как ни в чем не бывало.

Этот рассказ приведен нами в конце повествования не случайно: ведь чудо, представшее перед глазами после взрыва, очень символично. Веками восставали супостаты на Святую Русь. В ХХ веке это восстание совершалось с особенной злобой. Но, как говорит русский народ, «нет за нас поборника супротив Николы» — никакая злоба не достигает до Небесного Царствия, до небесного воинства Христова, до нашего сугубого ратоборца «Чудного Николая».

† † †

В прежние времена существовал особый обычай почитания Святителя Николая — отмечались дни Никольщины. В эти дни зажиточные люди доставали излишки хозяйственного добра, чтобы принести все это в дар к образу Святителя или пожертвовать бедным, накрыть для них стол с особыми праздничными угощениями.

В некоторых местностях на праздник Святителя Николая дети ходили по домам, как на Рождество, славить Чудотворца пением духовных стихов. Праздник продолжался семь дней, сопровождаясь крестными ходами с иконой Святителя по домам прихожан. К празднику устраивали «братчину» — заранее собирали деньги на огромную «Никольскую» свечу, а в день памяти Святителя передавали в храм общее пожертвование, выражая таким образом единодушие соборного почитания святого покровителя Руси.

Дай Бог, чтобы когда-нибудь этот святой обычай был бы возрожден. Да поможет Святитель Николай всем нам, оставив разделение, вернуться к добрым традициям наших предков. Вознесем же вместе: «Радуйся Николае, великий Чудотворче!»

Людмила ИЛЬЮНИНА