Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Святителю отче Николае, моли Бога о нас

«ОБРАЗ КРОТОСТИ» И ПОЩЁЧИНА АРИЮ

Пастыри о ревности по Богу

† † †

«Учений твоих гласом поражен был в сердце Арий»

Протодиакон Владимир Василик, доктор филологических наук, профессор исторического факультета Санкт-Петербургского государственного университета:

— Начнём с вопроса относительно реальности события. Прежде всего, был ли Святитель Николай на Первом Вселенском Соборе?

До нас дошли списки участников Первого Вселенского Собора. Святителя Николая в них нет. Однако, по признанию самих исследователей, списки эти далеко не полные. Нет единодушия даже относительно числа отцов. Одни считают, что их было 270, другие — 318, по числу рабов Авраама, пошедших за ним освобождать Лота. Учитывая то, что кто-то уезжал с Собора, кто-то приезжал, в этом не было ничего невозможного. В списках отсутствуют имена достаточно значимых епископов — тем более там мог затеряться скромный епископ Мир Ликийских.

Но скажут: судя по житию, Святитель Николай вёл дискуссии с Арием. Значит, должны остаться протоколы. Вынужден огорчить читателей: протоколы Первого Вселенского Собора до нас не дошли. Вряд ли они даже велись, иначе на них ссылались бы апологеты православия — святитель Афанасий Александрийский и др.

Пребывание Святителя Николая на Соборе засвидетельствовано ранними житиями, в частности житием, написанным архимандритом Михаилом. И хотя оно относится к 800 г., его составитель явился скорее собирателем древнейших сказаний о святом Николае, чем самостоятельным автором. В древнейших песнопениях, посвящённых Святителю, присутствует сообщение о том, что Святитель Николай спорил с Арием и победил его. Возьмём, например, древние блаженны, датированные первой половиной IX в.:

Учений твоих гласом поражен был в сердце Арий,
и богословскими твоими сетями
был связан язык Евномия.
Троицу Безначальную — Отца, Слово,
Духа Соединосущного —
пространно ты проповедал и сих осудил
во глубину молчания,
к твари сопричисляющих
Создавшего.

Свидетельство песнопения подтверждают и прозаические источники. Приведём пример из энкомия св.Андрея Критского: «Ты мечом веры одушевленное разделение Ария вместе со смешением Савелия срубил под корень». Сходную мысль мы находим и у архимандрита Михаила: «Он ниспроверг скверные пустословия безбожных ариеманов и савеллиан».

Ни в древних песнопениях, ни в древних житиях ничего не говорится о том, что Святитель Николай физически заушил Ария, однако о том, что он сделал это морально и словесно, сказано предостаточно. Есть примеры из Октоиха — каноны, написанные св.Иосифом Песнописцем (†880) в честь Святителя Николая. В остальных шести канонах Октоиха слышна громо­звучная проповедь о борьбе Свт.Николая с Арием и арианством:

«Изощрен меч духовный явился еси, мудре, лукавыя плевелы еретичествующих посекая и добродетелей стези спасительныя верным углаждая, отче Николае» (канон 3-го гласа, песнь 3, тропарь 1).

«Губящаго древле Господни люди безумнаго Ария удавил еси жилами словес твоих…» (Арий представлен здесь под образом хищного волка, в приступе бешеной ярости бросающегося на пастуха, защищающего стадо; пастух душит его при помощи тетивы своего лука, закручиваемой вокруг головы зверя) (канон 3-го гл., п.7, тр.1).

На основании этих песнопений в
поствизантийский период сложилось представление о том, что Святитель Николай поразил Ария не словесно, а физически. А если вдуматься, то какая разница: припечатать словом или делом? Еретик, разорвавший ризы Христа и разрушающий Церковь Божию, по идее, может быть достоин и того и другого. И бывают ситуации, когда «молчанием предаётся Бог», и, как говорит мудрое изречение: «Где надо — не промолчи». Слово «толерантность» в медицинском языке означает нечувствие к боли. Горе нам, если наш личный духовный организм останется нечувствительным к той боли, которую Церкви Божией причиняют ереси. Напомним, что ариане — духовные отцы современного иеговизма, который считает Сына Божия тварью, кем-то вроде Архангела Михаила. И если Святитель Николай поразил и низложил лжеучителя, то он исполнил свой пастырский долг — положил душу свою за паству и исповедал истину.

† † †

«Нужно иметь чистоту жизни и веры, присущую святым, чтобы иметь и подобное им дерзновение»

Священник Димитрий Шишкин, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в пос.Почтовое Бахчисарайского района (Симферопольская и Крымская епархия):

— В житии Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских и Чудо­творца, есть один эпизод, как сказали бы сейчас, «неоднозначный»: Святитель Николай на I Вселенском Соборе ударил по щеке безумного еретика Ария, ядом своих дерзких и богохульных речей отравлявшего души верных. К слову, эта заушина Ария «безумствовавшего» не встретила сочувствия и поддержки у большинства присутствовавших на Соборе епископов, и, как мы знаем, Святитель даже был устранён с Собора и заключён под стражу. Но вскоре — вследствие особого откровения Божиего — был освобождён и признан невиновным.

Думается, всё дело в том, что Святитель прозрел чрезвычайную меру опасности, исходящей от речей безумного Ария, и поступок архиепископа Николая был вызван его крайним состраданием к тем, кого он хотел оградить от еретического яда, способного уничтожить труды многих поколений проповедников и отравить даже не бочку, а целое море благословенного мёда. Мы знаем, кстати, что именно так и случилось впоследствии, и чуть ли не весь Восток на долгие десятилетия оказался заражён арианской ересью. Так что оценивая поступок Святителя Николая, нужно в первую очередь учесть величину его духа, величину и значение самой его личности, а затем и величину духовной опасности, исходящей из уст ересиарха Ария.

Но что же мы можем для себя почерпнуть во всей этой истории? Мы тоже видим сейчас множество беззаконий и восстаний на истинную веру и Церковь. Что мы можем противопоставить этому усиливающемуся потоку зла? Только ли молитву с верой или и действия тоже, и даже действия, связанные с применением силы, необходимой для пресечения зла? Конечно, жизнь настолько сложна и многообразна, что просто невозможно все наши действия «расписать по нотам», и даже если бы они в самом деле были расписаны, всё равно мы поступали бы не по писаному, а согласно обстоятельствам и — главное — по расположению нашего духа. Вот это кажется ключевым понятием: расположение нашего духа должно быть, безусловно, православным, а это значит не только строгое следование всем регламентам и предписаниям, но и причастность Духу Христову, единство с Ним. Потому что именно Дух Святой помогает нам принимать правильные и часто спонтанные решения, на обдумывание которых попросту нет времени. Вряд ли Святитель Николай ещё за минуту до заушения Ария думал о том, чтобы его ударить! Но, видимо, был какой-то момент, когда речь безумствующего еретика превзошла, если можно так сказать, всякую терпимую меру заблуждения, перешагнула грань, зашкалила, стала речью в высшей степени богохульной и дерзкой, — и тогда Святитель по ревности о Боге, снедающей его, ударил, заушил Ария. Почти наверняка это было действие спонтанное, но не случайное, конечно. Действие, возможное только для человека, горящего верой, просвещённого благодатью и наделённого острым духовным зрением.

Вообще подобный пример хоть и редкий, но вовсе не исключительный. Мы знаем случай, когда и Господь разгонял торгующих в храме — потому что они дом Божий сделали «вертепом разбойников». И апостол Павел, как помним, предал смерти «солгавших Духу Святому». И святитель Иоанн Златоуст говорит где-то, что если при тебе хулится имя Господне — освяти руку свою ударом. То есть, во всяком случае, отстаивание правды Божией не предполагает только и исключительно пассивное, пацифистское поведение. Но… наверное, нужно иметь чистоту жизни и веры, присущую святым, чтобы иметь и подобное им дерзновение. Так что прежде чем «освятить свою руку ударом», хорошо бы хоть на мгновение со всей серьёзностью и честностью заглянуть в себя и ответить на вопрос: а не есть ли и мне самому за что-нибудь «благочестиво» дать в зубы?..

Если же мы говорим о методах отстаивания нашей веры, то острие проблемы не в том, что нет «зубастых» православных, готовых биться за правду до пролития чужой и своей крови, а в том, что мы, православные, зачастую не умеем явить ту потрясающую красоту и духовную высоту православия, которая была бы привлекательной и убедительной настолько, что люди, глядя на нас, меняли бы свою жизнь. И если мы внимательно посмотрим на жизнь Святителя Николая, то увидим, что именно за это его любят в народе и именно потому он так почитаем, — что близок и сострадателен в высшей степени каждой душе и готов прийти на помощь по первому зову. Вот этому и будем у него учиться.

† † †

«Нельзя боязливо отмалчиваться, если попирается Истина. Особенно в интернет-пространстве»

Священник Валерий Духанин, кандидат богословия, проректор Николо-Угрешской духовной семинарии:

— Святитель Николай Чудотворец — святой, в котором совмещались удивительное милосердие к ближним с горячей верностью Богу. А верность Богу — это не просто исполнение нравственных правил, но и чистое исповедание веры, это готовность активно постоять за веру и препятствовать лжи. И Господь посылает удары судьбы, чтобы вразумить человека и отвести от дурного.

Из жития Святителя мы знаем, что по современным меркам он поступал совсем не толерантно: в своей епархии искоренял идолов, разрушал языческие капища, в частности, приказал разрушить посвящённый Артемиде храм, который, наверное, представлял архитектурную, а для язычников — религиозную и культурную ценность. Вспомним, что это было переломное время — рубеж III—IV веков, язычество ещё значительно преобладало в обществе, но уже не насыщало души людей, вера Христова всё больше располагала к себе. А вот идолы привязывали души людей к старым устоям, поэтому такое внешнее искоренение было важно и в духовном смысле, потому что когда нет видимого напоминания, то нет и внутреннего повода возвращаться к язычеству. То есть решительные меры Святителя Николая диктовались его ревностью по истинной вере и на самом деле тоже милосердием — к душам людей. Вот эти ревность по вере и милосердие к ближним проявились, как это ни странно, и в жёстком отношении Святителя Николая к лжеучению Ария. Вспомним, что арианство — это первая масштабная ересь, угрожавшая бытию самого христианства. Арианство разрушало веру в Единосущную Троицу. Арианством увлеклись многие епископы, священники и соблазнились тысячи простых людей. Такого до Ария не было. Пощёчина — это было жёсткое вразумление Арию, Святитель как бы говорил: «Опомнись. Что ты делаешь? Ты же посягнул на самое святое!» Святитель Николай поступил так, как и Господь порой пытается жёстко предостеречь людей от увлечения чем-то порочным, ведь Господь посылает удары судьбы, чтобы вразумить человека и отвести от дурного.

Предание о поступке Святителя Николая описано святым Димитрием Ростовским, который собирал дошедшие из древности свидетельства. Кроме того, это предание существовало в Никейской Церкви, его описывал известный путешественник по святым местам и духовный писатель А.Н.Муравьев, и даже турки-мусульмане в Никее показывали место заключения святого Николая. Святитель был заключён за то, что поразил Ария. Предание подтверждается самой иконографией святого Николая, на которой Господь протягивает Святителю Евангелие, а Божия Матерь — омофор. Так в видении было показано епископам I Вселенского Собора, что Господь и Божия Матерь восстанавливают святого Николая в его епископском достоинстве. Конечно, мы не имеем такого духовного уровня, как святой Николай, — значит, не можем повторить во всей мере и его ревность по истинной вере. У нас совсем не то дерзновение перед Богом. Однако Святитель всем нам даёт пример вообще отношения к лжеучению. Если мы слышим в какой-либо аудитории, что попирается истина, что кто-то выступает против православия, то нам нельзя боязливо отмалчиваться и отсиживаться, а следует возразить и дать достойный отпор. Особенно это важно делать в интернет-пространстве, во всех своих контактах и прочих интернет-ресурсах. Нам важно иметь внутреннюю верность Богу, которая поможет в решительный момент исповедать веру, не согласиться с ложью. Зачем нам кого-то трогать руками, если в наш век, век информации, можно умело действовать словом? Господь Иисус Христос говорил — и вообще-то эти слова относятся к каждому настоящему христианину: «…Я дам вам уста и премудрость, которой не возмогут противоречить ни противостоять все, противящиеся вам» (Лк.21,15). То есть не надо бояться, а надо исповедовать истину в тех возможных пределах, которые нам предоставлены. Господь нам, несомненно, поможет, но, конечно, при том условии, что сами мы — со Христом.

Подготовила Анна ЕРАХТИНА

предыдущая    следующая