![]() |
Газета основана в апреле |
|||
НАШИ ИЗДАНИЯ |
«Православный
Санкт-Петербург»
![]() ![]() ![]() ![]() |
«Во
дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, — ты один мне
поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не
будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но
нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!» — писал великий
русский писатель Иван Тургенев. А вот что писал о русском языке наш современник
писатель Василий Белов.
…Спасать прежде всего нужно кириллицу, потому что начинается наш разгром с того, что кириллицу вытесняет латинский шрифт. Я вам напомню о том, что разрушение Югославии началось именно с этого. Всё началось с безобидных вывесок, с безобидных объявлений на латинском шрифте — и кончилось (да ещё не кончилось!) видите чем. Страшные вещи происходят: кириллица вытесняется насильно, целесообразно.
Конечно, язык зависит от уровня общей культуры, народной нравственности прежде всего. Но нельзя забывать, что разрушение русской национальной культуры, языка и музыки было запланировано. Никакой стихийности тут нет, всё шло так, как было задумано, — уничтожение нашей государственности, нашей нравственности, нашего языка, нашей культуры. И тут нечего хитрить, нечего бояться, надо прямо сказать, что мы — порабощённый народ; может, пока порабощённый не до конца, но порабощённый, надо это признать и исходить из этого. Как освободиться от гнета, от ига, надо думать сообща, соборно. И если мы будем думать, то обязательно придём к тому, что освобождение может быть только на основе православной веры.
Наша культура, наша духовность где-то во времена Пушкина пошли по двум направлениям: светская культура и культура чисто духовная, религиозная. Они как бы разошлись. И один — чаадаевский или декабристский путь, а другой — путь наших священнослужителей, духовенства. Это было трагическое и, как мне кажется, искусственное разделение. Нельзя делить культуру на культуру Пушкина и культуру св.Игнатия (Брянчанинова). Конечно, они и сами в своём роде хороши, но у них один источник. Этот источник — русский народ и православие. И когда я читаю сейчас аскетические опыты святителя Игнатия, — я восхищаюсь чистейшим языком. За век с лишним ничего не сделалось с этим русским языком, он такой же чистый и сейчас. Язык свт.Игнатия — это превосходный язык, в него ничего не привнесено грязного и нечистого, я бы сказал, иностранного. Мысли выражены очень чётко.
О плановом уничтожении языка можно говорить очень много. Но достаточно сказать о словарях наших. Словарей должно быть столько, сколько нужно, должны быть сотни самых различных словарей. А у нас же вроде какая-то норма существует на них. А какие это словари? В словаре Даля 220 тысяч слов, хотя в нём отражена отнюдь не вся русская лексика. Я знаю десяток или два коренных русских слов, которых нет в словаре Даля. А в словаре Ожегова? Там ведь всего лишь около 80 тысяч слов. Вот как у нас получается: из двухсот двадцати тысяч слов сделали всего восемьдесят. Да и то половина с пометками: «устарелое», «областное», «просторечное», «специальное» или ещё какое-нибудь. Так и прививали у нас недоверие к собственному языку.
Но ведь произошли изменения не только в словарном, лексическом составе, произошли изменения в пунктуации, синтаксисе. Ведь язык — это такая разнообразная стихия! В нём нельзя сводить всё только к одной лексике. И здесь наблюдаем явное обеднение языка. Язык обеднён не только по количеству слов, он ещё обеднён и интонационно. Он утратил ритмичность и тональность.
Василий БЕЛОВ, писатель
Он самый молитвенный в мире,
Он волею Божьей возник,
Язык нашей дивной Псалтири
И святоотеческих книг;
Он царственное украшенье
Церковного богослуженья,
Живой благодати родник,
Господнее нам утешенье —
Церковнославянский язык.
В.П.Афанасьев