![]() |
Газета основана в апреле |
|||
НАШИ ИЗДАНИЯ |
«Православный
Санкт-Петербург»
![]() ![]() ![]() ![]() |
Есть
такой рассказ английского писателя-фантаста Э.Ф.Рассела «Мыслитель». Вот
представьте себе: где-то в мексиканской глухомани возвышается скала, очертаниями
похожая на роденовского Мыслителя. Под этой скалой пашет своё крошечное поле
крестьянин-мексиканец — человек тёмный, задавленный нищетой и тяжким трудом.
Вдруг происходит чудо: каменный Мыслитель оказывается живым! Он встаёт на ноги,
оглядывается, видит крестьянина, хватает его огромными каменными пальцами,
подносит к огромным каменным глазам и говорит:
— Последние семь тысяч лет я размышлял над чрезвычайно сложной проблемой попарно вращающихся девяти тел, одно из которых вращается в противоположном направлении. Сейчас эта задача разрешена, но мне нестерпимо жить без раздумий. Если ты, ничтожная букашка, сможешь предложить мне задачу, которая займёт мой мозг хотя бы на несколько минут, я тебя помилую, если нет — убью, и буду убивать каждого, кто придёт сюда.
Крестьянин в смертельном ужасе. Он не только не может придумать задачи, достойной каменного гения, но и не очень хорошо понимает, что происходит. Да если бы и понимал: что с того? О чём он, безграмотный, спросит у Мыслителя? Сколько будет шестью семь? И тут без малейшей надежды на успех он выкрикивает первое, что приходит к нему в голову:
— Кому Бог сказал: «Да будет свет»?
И неожиданно этот краткий вопрос повергает гиганта в недоумение. Он хмурит каменный лоб, беззвучно шевелит каменными губами и наконец, отпустив свою жертву, вновь садится на скалу и погружается в многовековое раздумье. А крестьянин вновь принимается за работу.
Отличный рассказ! Недавно перечитал его — и сам задумался, подобно расселовскому Мыслителю. А ведь в самом деле, кому Бог сказал: «Да будет свет»?
И что это значит: «Бог сказал»? Как сказал? Устами? И эти слова где-то прозвучали? Где? В пустом безвидном пространстве? «Земля же была безвидна и пуста» (Быт.1,2). И зачем Он это сказал? Разве Он не мог творить без слов?
Может быть, так: Бог Отец сказал это Богу Сыну, — именно Ему он произнёс это слово…
Стойте. Но ведь Бог Сын и есть Бог Слово. Если Бог Отец произносит Слово, то это и значит, что Он рождает Слово… Так ли это? Бог творит Словом. Не значит ли в таком случае, что выражение «Бог сказал…» — это и есть образ творческого деяния Божия? Для Бога мысль и осуществление мысли нераздельны; если Бог говорит: «Да будет…» — он тем самым уже творит, произносит слово — значит, творит через Бога-Слово…
Нет, боюсь запутаться в этих рассуждениях и ляпнуть какую-нибудь пусть не ересь, но что-то подобное.
Теперь вы видите, что вопрос, который пришёл на ум неграмотному крестьянину, вполне мог повергнуть в ступор нечеловечески мудрого великана!
И такова вся Библия! Она проста и прозрачна, как дождевая капля, самый тёмный пахарь может читать её и находить что-то понятное и полезное для своей души. И она сложна, как… Даже сравнения не подобрать. Как звёздное небо? Как глубины микромира? Да нет, всё это ничто по сравнению с ответом на один только вопрос: «Кому Бог сказал: «Да будет свет»?» А таких вопросов в Писании — тысячи. Поистине, звёздное небо кажется бедным и плоским перед этой бездной премудрости.
Или вот ещё вопрос… Сказано: «В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт.1,1). Если это так, то, следовательно, свет Он сотворил уже после сотворения земли и неба? Почему же в таком случае этот творческий акт не зафиксирован в Книге Бытия? Ведь нету в Писании такой строчки: «И сказал Бог: да будут земля и небо».
Непонятно. Или небо и землю он сотворил каким-то особым актом? Или создание света всё-таки предшествовало созданию неба и земли?
Вот видите: уже первая строчка Писания способна погрузить внимательного читателя в многолетние раздумья.
И кстати: о каком небе и земле идёт речь? О той земле, по которой мы ходим, и о том небе, что у нас над головой? Или, как считают многие богословы, под словом «земля» тут понимается материальный мир, а под словом «небо» — мир ангельский, бестелесный? Очень может быть, что эти богословы правы! Но в таком случае почему в Бытии ничего не сказано о создании планеты Земля и пространства, её окружающего? И что такое «бездна»?
«Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою» (Быт.1,2).
Простите, а откуда взялась вода? О её создании ничего сказано не было…
Как-то невольно приходит на ум любимая поговорка одного нашего государственного деятеля: «Один дурак может задать столько вопросов, что и сто мудрецов не сумеют ответить». Впрочем, я не боюсь показать себя дураком перед великими загадками, задаваемыми Писанием. Сейчас моя задача не разгадать их, а просто показать вам, насколько необъятна Библия.
Обычно неверы цепляются за 16-й стих первой главы Книги Бытия: «И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днём, и светило меньшее, для управления ночью, и звёзды…» (Быт.1,16):
— Как же так? Свет Бог создал в первый день творения, а источники света, светила, — только на четвёртый день? Неувязочка!
Им это кажется очень хитрым ходом, они воображают, что поймали Бытописателя на противоречии. Но ничего несообразного тут нет. Во-первых, если бы Книгу Бытия сочинял человек от собственного ума, то он бы, конечно, не допустил такой неувязки. Он бы, конечно, написал, что Бог сперва создал Солнце и звёзды, а уж потом эти светила стали источать из себя свет. Это же логично! Это соответствует простым человеческим понятиям: в комнате темно — я зажигаю лампу и становится светло. Но неужели же Бытописатель был настолько глуп, что не понимал этой логики? Ясно, что он понимал то, что на земле понятно и ребёнку, и если он написал именно так, а не иначе, — значит, у него были на то веские основания (а именно — глас Божий).
Во-вторых, если свет есть всего лишь продукт, производимый высокими температурами небесных светил, то почему же учёные до сих пор не могут проникнуть в природу света?
Всем известен этот спор о том, что такое свет: поток частиц или некие волны? Кто-то считает так, кто-то считает этак, но ни одна из этих теорий не может ответить на все вопросы, в результате чего родилась компромиссная теория о том, что свет — это-де и волны, и частицы одновременно. Мне почему-то кажется, что и эта теория не намного продвигает нас к познанию природы света. (Помните спор трёх слепых мудрецов: «Слон — это мощный столб!»; «Слон — это огромная змея!»; «Слон — это тоненький червяк!» Если соединить эти мнения в одно: «Слон — это столб, змея и червячок одновременно», — то мы ни на шаг не приблизимся к описанию действительного слона.)
Так вот, — а Книга Бытия сразу указывает, что свет — это совершенно особая сущность, созданная прежде всего сущего, лежащая в основе мироздания, первенец творения. Только представьте себе: бесконечные пространства, залитые светом! «И увидел Бог свет, что он хорош» (Быт.1,4).
В самом деле: есть ли что на свете более прекрасное, чем свет? И простите мне этот дурной каламбур, но ведь в самом деле мы, русские, называем мiр светом, и это неспроста. И кажется, ни один народ на земле не называет так всё, что нас окружает. Мiр — это свет, и свет — это мiр, мiр покоится на свете, и мiр создан из света. Именно такая мысль напрашивается после прочтения первых строк Библии. Смотрите: «Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою» (Быт.1,2). Тьма — это не субстанция, не сущность, это только отсутствие света, пустота, ничто, небытие. «И сказал Бог: да будет свет. И стал свет» — и началось творение. «…И отделил Бог свет от тьмы» (Быт.1,3—4). Это не значит, что Бог уравновесил свет и тьму, ибо нельзя уравновесить то, что есть, с тем, чего нет, но это значит, что миру был поставлен некий предел, некие границы. И эти границы будут сокрушены после Второго Пришествия, когда, по словам апостола Иоанна, «и ночи не будет там, и не будут иметь нужды ни в светильнике, ни в свете солнечном, ибо Господь Бог освещает их…» (Откр.22,5). Именно тогда тьма будет окончательно повержена. Кто-то, может быть, и жалеет сейчас, что «ночи не будет там», ибо мы любим наши земные ночи; но ведь наша ночь — это тот же свет, только чуть приглушённый, а настоящая тьма, тьма кромешная, — это преисподняя.
Быть может, красота — самая таинственная вещь в мире, ибо кто может дать ей определение? Это внутренняя насыщенность светом — тем, первозданным. Простой тому пример: посмотрите, как красивы горящие окна в ночи, — почему-то всегда кажется, что за ними удивительный, волшебный, наполненный теплом и уютом мир, — а ведь там наши обычные квартиры, не всегда уютные и не всегда благоустроенные. Только свет, горящий среди мрака, делает их прекрасными. Святые подвижники, боговидцы говорят, что когда приходит благодать Божия, всё вокруг становится светом, — тогда даже тени светятся.
Русский язык говорит нам, что «свет» и «святость» — родственные понятия, слова «освятить» и «осветить» на слух почти не различаются, хотя разница, конечно, есть: в одном случае речь идёт о свете тварном, а в другом — о нетварном, Фаворском. И всё-таки сходство в наименованиях говорит о несомненной близости, подобии этих явлений, о том, что свет сотворённый — это только отсвет Фаворского света. Но и отблеск этот живит души и даёт радость, и, выйдя из тьмы на свет, мы понимаем, почему Сам Господь сказал, что свет хорош.
Алексей БАКУЛИН