![]() |
Газета основана в апреле |
|||
НАШИ ИЗДАНИЯ |
«Православный
Санкт-Петербург»
![]() ![]() ![]() ![]() |
«Жила
в Назарете благословенная Богом чета — Иоаким и Анна. Ведя жизнь по духу закона
Божьего, благочестивые супруги, по-видимому, были вполне счастливы; но
неплодство Анны, сначала грустно отзывавшееся в их семейных отношениях, наконец
перешло в тоску и беспокойство обоих святых сердец…»
Так начинается рассказ о Рождестве Пресвятой Девы, — рассказ, не внесённый в канонические книги Священного Писания, но для нас, православных, столь же достоверный, как и любая из евангельских глав. Словно страничка с этой историей случайно выпала из томика Библии, а вклеить её обратно составители по рассеянности забыли. Так кажется ещё и потому, что на этой выпавшей страничке описана совершенно библейская ситуация: родители — честные и богобоязненные — ждут ребёнка, а ребёнок им не даётся. Идёт год за годом, приближается старость, а потомства нет и нет. Соседи начинают переглядываться: «Не захотел Бог благословить этих стариков! Верно, не такие уж они и праведные!.. Есть за ними какой-то тайный грешок, и не маленький…» И вдруг, когда все знакомые окончательно уверяются, что чуда ждать не приходится, чудо всё-таки происходит: ребёнок появляется на свет вопреки всем законам естества!
Неправда ли, что-то подобное мы в Писании уже читали?
Читали, и не раз!
Если немного напрячь память, то можно вспомнить несколько подобных случаев. Сколько же? Пять! Или, может быть, шесть?
Давайте считать.
Во-первых, на ум приходит история рождения праотца Исаака. Даже имя это — Исаак, то есть Смех, — говорит о том, что смешно было ждать ребёнка от девяностолетней старухи, что сама старуха, как ни горевала о своём бесчадии, сколько слёз ни пролила, а когда услышала, что ей предстоят роды, разразилась смехом.
И всё-таки она родила. И от рождённого ею сына произошёл огромный народ. И рождённый ею сын прообразовал Христа, когда кротко шёл на всесожжение, неся на плечах (точно Господь свой Крест!) вязанку хвороста для костра, на котором должно было сгореть его тело…
Вспоминаем ещё. И не нужно будет уходить далеко от страниц, посвящённых рождению Исаака: через несколько глав мы находим историю рождения его внука — Иосифа. Родители Иосифа — Иаков и Рахиль. Все мы знаем их историю, все знаем, сколько лет пришлось ждать Иакову, прежде чем любимая Рахиль стала его женой; эти годы ожидания женитьбы тоже надо приплюсовать к годам ожидания сына, — годам долгим и горьким. Очень нескоро «вспомнил Бог о Рахили, и услышал ее Бог, и отверз утробу ее. Она зачала и родила сына, и сказала: снял Бог позор мой. И нарекла ему имя: Иосиф…» (Быт.30,22—24). Иосиф тоже стал одним из прообразов Христа в ветхозаветной истории…
Кто ещё? Судья израилев, знаменитый Самсон. Про Самсона помнят, что он сокрушал филистимлян челюстью осла, что он ценой собственной жизни разрушил храм Дагона, а вот история его рождения вспоминается редко. Между тем эта история из того же ряда, что и предыдущие рассказы. «В то время был человек из Цоры, от племени Данова, именем Маной; жена его была неплодна и не рождала. И явился Ангел Господень жене и сказал ей: вот, ты неплодна и не рождаешь; но зачнешь, и родишь сына; итак берегись, не пей вина и сикера, и не ешь ничего нечистого; ибо вот, ты зачнешь и родишь сына, и бритва не коснется головы его, потому что от самого чрева младенец сей будет назорей Божий, и он начнет спасать Израиля от руки Филистимлян» (Суд.13,2—5). Самсон был назореем, и о Христе, Спасителе людей от руки греха, сказано: «…Назореем наречется…» (Мф.2,23).
Нельзя не вспомнить и ещё одного позднего ребёнка — Самуила, ставшего одним из великих пророков. История его рождения самая, наверное, трогательная из подобных историй. Мать пророка, Анна, была второй и любимой женой своего мужа, но первая жена имела детей, а Анна не имела, и первая жена отыгрывалась на Анне за нелюбовь мужа, всячески обижая бездетную. Анна рыдала, а муж не хотел понимать её горя: «Что ты плачешь и почему не ешь, и отчего скорбит сердце твое? не лучше ли я для тебя десяти сыновей?» (1Цар.1,8). И когда Анна пошла рыдать в храм Господень, то священник тоже не понял её слёз и вообразил, что женщина пьяна… А она в этот миг стояла перед Самим Господом. Что же Анна говорила Ему в тот миг?
«Господи Саваоф! если Ты призришь на скорбь рабы Твоей и вспомнишь обо мне, и не забудешь рабы Твоей и дашь рабе Твоей дитя мужеского пола, то я отдам его Господу на все дни жизни его, и бритва не коснется головы его» (1Цар.1,11).
Многое можно сказать об этой молитве, но смотрите: в ней предвосхищается и Иоанн Предтеча, и Пресвятая Дева, и Сам Господь.
Следующим чудесным рождением, описанным в Священном Писании, будет Рождество Иоанна Предтечи, но по хронологии здесь должно следовать Рождество Пресвятой Богородицы. Если рассуждать по плоти, то, видимо, можно сказать, что склонность к бесплодию была наследственной в роду Иоакима и Анны: и Анна, и родственница её Елисавета одинаково не могли родить. Но, видимо, наследственность тут была не плотская, а духовная, ибо обе женщины были вознаграждены за горькие годы ожидания поистине чудесными детьми.
Итак, в Писании насчитывается пять неплодных женщин, родивших по милости Божией великих сыновей: Сара, Рахиль, безымянная мать Самсона, Анна и Елисавета.
Или их всё-таки шесть?
Шестая, а по хронологии первая, неплодная — это, по-моему, жена праотца Ноя. Тут, правда, не всё до конца ясно, но кое-что можно предположить. Ной родил трёх сыновей, когда ему исполнилось 500 лет. Почему так поздно? Конечно, для человека, жившего до потопа, когда людям было отпущено и по 700, и по 800 лет, 500 — это ещё не старость, вернее, не глубокая старость… Но и в те времена родители обзаводились детьми гораздо раньше — обычно уже к ста годам, — а вот Ной почему-то не спешил… Почему? Может быть, он, как иные полагают, не был женат до 500 лет? Вряд ли. Тогда людям была предписана от Бога лишь одна заповедь: плодитесь и размножайтесь, — а Ной был праведником и от заповеди Божией уклоняться не мог. Видимо, дело тут не в безбрачии, а в том, что Бог Сам не давал ему детей — ему и его жене, — ожидая от них сугубых молитв, чтобы затем наградить сразу тремя великими и сильными сыновьями, от которых и пошёл весь обновлённый род человеческий. Итак, первая неплодная жена в Библии — это супруга Ноя, плакавшая о неплодстве своём даже не десятки, как Сара или Елисавета, а сотни лет. Жена Ноя, наша всеобщая бабушка, в великом смирении своём оставшаяся безымянной… Каждый раз, когда думаю об этой женщине, родной всем жившим и живущим, теплеет в груди.
Нет, что ни говорите, а женское неплодие в Священном Писании — это не случайное обстоятельство, а весьма важная часть Божиего замысла о человечестве. И нельзя в этой связи не вспомнить Псалтирь, 112-й псалом, где сказано: «Кто, как Господь, Бог наш, Который, обитая на высоте, приклоняется, чтобы призирать на небо и на землю; из праха поднимает бедного, из брения возвышает нищего, чтобы посадить его с князьями, с князьями народа его; неплодную вселяет в дом матерью, радующеюся о детях? Аллилуия!» (Пс.112,5—9).
То есть и Псалмопевец не обошёл эту тему! И он разрешение бесплодия выставляет как одно из величайших благодеяний Господа.
В чём же тут дело? Почему бесплодные женщины так часто становятся героинями библейских рассказов?
Как всегда, когда речь заходит о загадках Священного Писания, на один вопрос нельзя ограничиться одним ответом. Ответов всегда множество. Выделим некоторые из них.
Во-первых, Господь объясняет нам, как много может усиленная молитва. История Анны, матери пророка Самуила, особенно ярко показывает это: нельзя забыть женщину, рыдающую так, что окружающим кажется пьяной… А она не только не пьяна, но трезвее всех трезвых, ибо в этот миг предстоит Самому Господу…
Во-вторых, нетрудно заметить, что все вымоленные дети в Писании становятся людьми великими: основателями бесчисленных родов, могучими пророками… И величайшая из вымоленных детей — Матерь Божия. Поистине не мерою даёт Господь, и если уж разрешает бесплодие, то в мир приходит отнюдь не очередная безликая теплохладная особь… Определённо: сила родительской молитвы переливается в силу рождённого ребёнка. Это всем нам надо помнить — и тем, кто имеет детей, и тем, кто утомлён ожиданием. Библейские неплодные жёны дают великую надежду и великое обещание нашим современницам, кто хочет детей и пока не может их иметь: попробуйте подняться в своей молитве до Анны, матери Самуиловой, — это трудно, это требует забот и терпения, любви к Богу и почти монашеского самоотвержения, — но это и вознаградится стократно.
В-третьих. Мы помним толкование на 112-й псалом, на строку о неплодной, радующейся о детях: под неплодной женщиной следует понимать языческую церковь, языческое сообщество. И как сказал святитель Афанасий Великий: «Неплодно было множество языческих народов, но соделалось домом духовным, потому что в нем обитает Господь, соделалось и веселящеюся матерью многих чад, потому что чада его спаслись верою во Христа». Выходит, все библейские истории о бездетности можно и нужно понимать как намёк, как пророчество о будущей Церкви Христовой, в которую превратилась церковь языческая. И если с этой точки зрения посмотреть на историю Рождества Богородицы, то вам раскроется ещё бо€льшая бездна смыслов, скрытых в словах о неплодной.
И напоследок — вот рассказ святителя Луки (Войно-Ясенецкого) о том, что случилось после смерти его жены Анны:
«Аня умерла тридцати восьми лет. Две ночи я сам читал над гробом Псалтырь, стоя у ног покойной в полном одиночестве. Часа в три второй ночи я читал 112-й псалом… И последние слова псалма поразили и потрясли меня, ибо я с совершенной ясностью и несомненностью воспринял их как слова Самого Бога, обращённые ко мне: И неплодную вселяет в дом матерью, радующеюся о детях. Почему-то без малейшего сомнения я принял потрясшие меня слова как указание Божие на мою операционную сестру Софию Сергеевну Белецкую, о которой я знал только то, что она недавно похоронила мужа и была неплодной, то есть бездетной, и всё моё знакомство с ней ограничивалось только деловыми разговорами, относящимися к операции. И однако слова псалма я без сомнения принял как Божий приказ возложить на неё заботы о моих детях и воспитание их. Я едва дождался семи часов утра и пошёл к Софии Сергеевне, жившей в хирургическом отделении. Я постучался в дверь. Открыв, она с изумлением отступила назад, увидев в столь ранний час своего сурового начальника.
— Простите, София Сергеевна, — сказал я ей, — я очень мало знаю вас, не знаю даже, веруете ли вы в Бога, но пришёл к вам с Божьим повелением ввести вас в свой дом матерью, радующеюся о детях. — Она с глубоким волнением выслушала, что случилось со мной ночью, и сказала, что ей очень больно было только издали смотреть, как мучилась моя жена, и страшно хотелось помочь нам, но она не решалась предложить свою помощь. Она с радостью согласилась исполнить Божье повеление о ней».
Алексей БАКУЛИН