![]() |
Газета основана в апреле |
|||
НАШИ ИЗДАНИЯ |
«Православный
Санкт-Петербург»
![]() ![]() ![]() ![]() |
В
моей священнической практике был такой случай. Пришла на исповедь женщина,
сказала о каких-то незначительных своих грехах, после исповеди задала вопросы,
которые её волновали, а в завершение всего говорит:
— В общем, с духовной жизнью у меня всё более-менее нормально. Правда, есть конфликт с сестрой — я не могу её простить. Я ей так и сказала: «Не смогу тебя простить ни в этой жизни, ни в будущей». Так что можете дать мне за это любую епитимью.
Я даже растерялся сначала, потом подумал и говорю:
— А вы знаете, вам ведь нельзя теперь читать молитву «Отче наш».
— Почему?!
— Потому что в этой ситуации вы сами себя будете проклинать. Когда вы будете просить Бога «и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим», то это будет просьба простить вас так же, как вы прощаете свою сестру. А поскольку вы не хотите простить её ни в этой жизни, ни в будущей, то получается, что вы и к Богу будете обращаться с просьбой, чтобы он не прощал вас никогда. Поэтому вам очень опасно читать эту молитву.
— А разве может христианин жить без молитвы «Отче наш»? — растерянно спрашивает женщина.
— Скорее всего, не может, или это будет уже не христианин. Но я не могу не предупредить вас об этом — я опасаюсь за вас, — отвечаю ей.
Она спрашивает:
— Можно я отойду пока в сторонку и подумаю?
Она отошла, я исповедовал дальше, через какое-то время она снова подходит и говорит:
— Я решила простить свою сестру. Да я уже её простила, я даже ей позвонила, мы встретимся в самое ближайшее время и поговорим. Я ведь не могу без «Отче наш»!
Действительно, эти слова молитвы Господней ставят нас в затруднение, когда мы читаем их, не примирившись с кем-то, а тем более не желая простить. Мера того, как мы относимся к другим людям, может оказаться точной мерой того, как Бог отнесётся к нам: «Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф.6,14—15).
РАСПЯТЫЙ СОЛДАТ
Во время второй чеченской войны наши офицеры рассказали мне поразительную историю. Шёл очень длительный бой, и ни одна сторона не могла получить преимущество в положении. Тогда чеченцы взяли троих пленных наших солдат, распяли их и выставили кресты для устрашения. Но результат получили противоположный: наши бросились в атаку, смяли их и отбили этих распятых на крестах солдат. Двое были уже мертвы, а один ещё жив. Начали вынимать гвозди, но он вдруг стал просить:
— Не трогайте меня, оставьте, мне сейчас так хорошо!
Где Господь, там нет ада, там всегда Небеса. Даже если Он во аде, там будет Небо, потому что Он — Солнце Правды.
Протоиерей Олег СТЕНЯЕВ, православный миссионер, богослов, клирик храма Рождества Иоанна Предтечи в Сокольниках