Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

23 июня — день Святой Троицы

ЦЕРКОВЬ ПОДОБНА ЧЕЛОВЕКУ — РОЖДАЕТСЯ, РАСТЁТ, РАЗВИВАЕТСЯ

Из истории религии мы знаем, что исторический разрыв между Православием и католичеством произошёл в 1054 году. Почти за тысячу лет до этого, в 325 году, на Никейском Соборе свт.Афанасий Великий предложил догмат о Единосущной Троице и предложил считать Лица Троицы не соподчинёнными, но равными. Потом несколько сот лет шла борьба между двумя направлениями, которая привела к расколу. Почему мы, восточные христиане, решили не признавать догмата о филиокве — исхождении благодати Святого Духа от Бога Сына? Отвечает кандидат богословия, доцент кафедры богословия СПбДА священник Михаил ЛЕГЕЕВ.

— Начну с того, что происходившее на I Вселенском Соборе, в том числе то, чему учил и за что выступал святой Афанасий Великий, а именно догмат о Единосущии Святой Троицы, — это не тот вопрос, по которому возникли разногласия между Западной и Восточной Церквами и в конце концов произошло разделение. По этому вопросу никакого разногласия нет.

Церковь, как говорил преподобный Викентий Леринский, западный святой V века, подобна человеку. Человек рождается, растёт, и у него остаются все те же органы, ничего нового не вырастает, но все органы развиваются. На каждом историческом этапе у него возникают свои специфические задачи. Нечто подобное происходит и с Церковью. Мы можем приложить это как к самой Церкви в её реальности, так и к её учению, догматам Церкви. Вся полнота истины о Богочеловеке заключена в Новом Завете. Но на протяжении истории эта полнота проживается Церковью, осмысляется таким образом, что каждый период жизни Церкви имеет свои специфические задачи, как относящиеся к вероучению, так и более широкого плана.

Например, задачей апостолов было задание неких векторов, их проповедь была обращена к целым народам, большим образованиям. Проходит совсем немного времени, и мужи апостольские (так в церковной науке называют учеников апостолов, церковная деятельность которых приходилась примерно на 70-е годы I — 20-е годы II века), вновь смещают акцент с генеральных задач на конкретного человека — члена Церкви. Так, апостол Иоанн Богослов обращается с призывом о покаянии к Церкви. Апостольский ученик Ерма чуть позднее в книге «Пастырь» обращается с тем же призывом о покаянии уже к конкретному человеку.

Проходит еще немного времени, и в 20-е годы II века опять меняются генеральные задачи, стоящие перед Церковью. Церковь сталкивается с внешним миром, и самая главная задача становится миссионерской в форме апологетической защиты. Образ Церкви в глазах внешнего мира был таков, что это некие маргиналы, которые едят младенцев, занимаются развратом и не чтут богов. Невозможен был диалог Церкви и мира, а задача Церкви принципиально миссионерская: весь мир вобрать в себя.

В III веке задача также миссионерская, но уже активная, внешний мир вовлекает Церковь в себя, в IV веке встают вопросы триадологии, как раз то, что защищал свт.Афанасий Великий. После IV века внимание Церкви переключается на совершенно иные вопросы, главное место занимают вопросы христологические. Это происходит вплоть до VIII века.

С IX века начинается принципиально иная эпоха: внимание Церкви, и богословия в том числе, переключается на отдельного человека как члена Церкви. Святой отец этого периода — прп.Симеон Новый Богослов. Его богословие автобиографично, раньше такого не было никогда, поэтому некоторые его современники обвиняли его в прелести, для них это была невообразимая вещь: человек богословствует, рассуждая о самом себе. Это было следствие особых задач, которые преломились специфическим образом.

Вопросы пневматологии (дисциплина в рамках христианского богословия, которая фокусируется на изучении Святого Духа; греч. слово pneuma (πνεῦμα) обозначает «дыхание» или «дух»), вопросы о Святом Духе — на самом деле не вопросы о Святой Троице, — которые решались в IV веке, — это вопросы именно этого периода, IX—XV веков. Если мы посмотрим все значимые вопросы, которые обсуждались святыми отцами в этот период, то они касались либо Святого Духа, либо Таинств. И то и другое имеет отношение к человеку — члену Церкви. Эти вопросы и создают ту напряжённость, которая в конце концов заканчивается расколом. Ранее именно эти вопросы так глубоко не волновали.

АПОСТОЛЬСКАЯ, СВЯТАЯ, СОБОРНАЯ ЦЕРКОВЬ МОЯ

Порой у людей возникают сомнения: а так ли свята Церковь, как мы это исповедуем? Столько людей вокруг, в которых отсутствует христианский дух! Апостол Павел говорит: «Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов» (Гал.6,2). Эту фразу он обращает именно к членам Церкви, а не к внешним людям. Что такое бремена? Это могут быть внешние невзгоды, телесные проблемы, и это верно, но прежде всего эти бремена — это грехи людей, членов Церкви. Возникает как бы парадокс, который на самом деле парадоксом не является.

С одной стороны, Церковь свята. Мы говорим: «Единая, Святая, Соборная и Апостольская», выделяя четыре свойства. С другой стороны, если мы посмотрим на реального человека, прихожанина, которого тоже можно назвать «Церковью», мы видим, что он отнюдь не свят. С третьей стороны, перед Таинством Причастия звучит возглас, обращённый к причастникам: «Святая святым».

Священное Писание перенасыщено богословскими противоречиями, более того, они абсолютно необходимы, потому что догматы — в каком-то смысле абсолютно запредельные нашему сознанию вещи. Наша человеческая логика ограниченна, мы не можем выйти за предел, естественный для нас по природе, потому что человек ограничен. Божественные вещи мы воспринимаем через преломление нашей ограниченности, и отсюда возникают формальные противоречия, нарушения формальной логики. Один равно Три — догмат Святой Троицы — это же противоречие. Чем более сложен догматический вопрос, с тем бОльшими противоречиями он может быть выражен. Эти противоречия не плохие, а необходимейшие вещи.

предыдущая    следующая