Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

СВЯТЕЙШИЙ СЕРГИЙ — ПАТРИАРХ ПОБЕДЫ

8 сентября 2023 года, в 80-ю годовщину Архиерейского Собора, избравшего митрополита Сергия (Страгородского) Патриархом Московским и всея Руси, Патриарх Кирилл совершил панихиду на месте погребения Патриарха Сергия. Обращаясь к народу, Святейший сказал: «Попрошу всех вас помолиться о приснопамятном Святейшем Патриархе Сергии, который в самую, может быть, тяжёлую годину всей истории Русской Православной Церкви выстоял в верности к Церкви, сумев преодолеть идеологические и политические преграды, которые стояли между Церковью и властью, и установить новый тип отношений, благодаря которому стали открываться храмы, монастыри, были выпущены заключённые священники и епископы и возродилась наша Церковь».

Сегодня мы беседуем о нелёгкой судьбе Святейшего Сергия с известным историком доктором исторических наук, профессором СПбГУ протодиаконом Владимиром Василиком.

— На ваш взгляд, какова роль Патриарха Сергия в истории Русской Церкви ХХ века?

— Роль Патриарха Сергия огромна. В первую очередь следует напомнить, что именно он прокладывал дорогу для мирного сосуществования Русской Православной Церкви с советской властью. Как известно, в первые советские годы отношения Церкви и государства характеризовались взаимным ожесточением. С одной стороны, советская власть видела в Церкви лишь кусок ненавистного прошлого; бОльшая часть советских вождей открыто исповедовала атеизм и считала, что священники только дурят головы рабочим, отвлекая их от классовой борьбы. С другой стороны, многие люди Церкви видели в советской власти лишь взбунтовавшихся холопов, представителей русского бунта, «бессмысленного и беспощадного», безбожников и демагогов, а многие — просто служителей антихриста. До определённого момента ни те ни другие не пытались увидеть той правды, которая стояла за каждым: правды Божией за Церковью и правды человеческой за советской властью. Да, ибо советская власть, при всех своих грехах, при всей своей духовной слепоте, тем не менее пыталась на практике осуществить некие важные истины, — настолько важные, что они озвучены и в Новом Завете: «…если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» (2Фес.3,10) и т.д. Сама Церковь утверждает, что люди равны, потому что созданы по образу и подобию Божию; все люди имеют право на жизнь и на счастье. Земля, воздух, природные ресурсы являются общим достоянием, и зачастую собственность на средства производства греховна. Разве не об этом говорило Святое Писание? «Господня земля, и исполнение ея, вселенная и вси живущии на ней» (Пс.23,1).

Митрополит Сергий стал одним из немногих людей в России, кто прямо указал на эту сторону советской действительности, кто призывал верующих видеть в новой власти проводника воли Божией, — той воли, которая вела Россию на путь справедливости и милосердия ко всем униженным и оскорблённым. Не многие понимали, и не многие понимают до сих пор эту мысль. За неё святителю Сергию пришлось перенести многочисленные нападки, вражду, клевету — и, смотря на то, как кротко и смиренно он сносил всё это, можно говорить о его мученическом подвиге.

— Мне приходилось слышать, что в своей знаменитой Декларации митрополит Сергий «слукавил» ради благой цели: сказал не то, что он действительно думал, — лишь бы была спасена Церковь. Как вы считаете, до какой степени владыка был искренен в этих своих словах? Или это действительно было «лукавством»?

— Да, тут есть над чем подумать. Но мне бы хотелось обратить ваше внимание вот на что: если вдумчиво читать текст Декларации, нельзя не заметить, что митрополит Сергий стремился не просто уберечь Церковь от уничтожения. Его цель была более широкой. Во-первых, он стремился напомнить верующим, что Божий завет о повиновении властям предержащим, который мы читаем в посланиях апостола Павла, никто не отменял. «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены» (Рим.13,1). Обратите внимание: апостол писал это в те годы, когда власть в империи принадлежала не какому-нибудь благочестивому правителю, но Нерону, который совершал такие злодеяния, которые большевикам и не снились.

Итак, по митр.Сергию, советская власть, как и любая другая власть, может требовать от своих подданных подчинения, и православный человек не в праве восставать против неё. Таким образом, митрополит решительно отмежёвывался от всевозможных антикоммунистических движений, которых в ту пору было немало и которые превратились уже в откровенно бандитские, разбойничьи формирования. Банды Савинкова, пересекая границу СССР, стирали с лица земли целые деревни, с невиданной жестокостью расправлялись со всеми, сочувствующими Советам, не щадили ни женщин, ни детей. Церковь по совести не должна была показывать и тени сочувствия к этим террористам — и митрополит Сергий призывал православный народ стоять на стороне законной власти.

Далее: Декларация митр.Сергия, так сказать, возвращала верующим Россию. Если называть СССР Совдепией, считать Советский Союз «царством антихриста» (как считали в те годы иные церковные люди), то православный человек как бы сам себя лишал Родины. А Декларация говорила прямо:

«Мы хотим быть православными и в то же время сознавать Советский Союз нашей гражданской Родиной, радости и успехи которой — наши радости и успехи, а неудачи — наши неудачи. Всякий удар, направленный в Союз, будь то война, бойкот, какое-нибудь общественное бедствие или просто убийство из-за угла, подобное варшавскому, сознается нами как удар, направленный в нас. Оставаясь православными, мы помним свой долг быть гражданами Союза «не только из страха наказания, но и по совести», как учил нас апостол (Рим.13,5). И мы надеемся, что с помощью Божиею, при вашем общем содействии и поддержке, эта задача будет нами разрешена».

Как по-вашему, чему должен сочувствовать русский православный человек: тому ли, что в России уничтожается безграмотность, растёт число школ, больниц, строятся — для блага народа! — Днепрогэс и Магнитка, идёт война с голодом и разрухой… Или он должен сочувствовать озверелым савинковцам, варящим коммунистов живьём в котлах? По-моему, вопрос излишний. Так как же можно говорить о каком-то лукавстве, какой-то неискренности митрополита Сергия?

Святитель Сергий понял то, что так и не было понято эмигрантскими мыслителями: никакой иной России, кроме СССР, на данный момент не существует, и Русская Православная Церковь должна оставаться с Россией. И в то время как многие эмигранты (тот же Иван Ильин, о котором сейчас так много спорят) восторженно приветствовали Гитлера — «освободителя России», митрополит Сергий в первый же день войны во всеуслышание заявил:

— Православная наша Церковь всегда разделяла судьбу народа. Вместе с ним она и испытания несла, и утешалась его успехами. Не оставит она народа своего и теперь. Благословляет она небесным благословением и предстоящий всенародный подвиг… Нам, пастырям Церкви, в такое время, когда Отечество призывает всех на подвиг, недостойно будет лишь молчаливо посматривать на то, что кругом делается, малодушного не ободрить, огорчённого не утешить, колеблющемуся не напомнить о долге и о воле Божией. А если, сверх того, молчаливость пастыря, его некасательство к переживаемому паствой объяснится еще и лукавыми соображениями насчет возможных выгод на той стороне границы, то это будет прямая измена Родине и своему пастырскому долгу.

— Но ведь говорят, что митрополит Сергий сочувствовал обновленцам, «живоцерковцам»…

— Действительно, эти разговоры до известной степени имеют под собой основания. Но следует учитывать, что в то время, когда безблагодатная «Живая Церковь» только начинала свою деятельность, многие священники и иерархи ещё не понимали до конца всей её пагубности. В стране и в Церкви продолжался хаос, никто не знал, как повернётся история… В такое время немудрено совершить ошибки, порою весьма серьёзные. Однако митр.Сергий, поначалу сочувствовавший «живоцерковникам», очень скоро своими глазами увидел, что€ они собой представляют на деле. Не прошло и года, как владыка поднял настоящий бунт против обновленцев, и бунт этот был столь громким, что обновленцы поспешили за помощью к коммунистам — сами они справиться с владыкой не смогли… А митрополит Сергий покаялся в своих заблуждениях, причём покаялся не келейно, а публично: в Донском монастыре при стечении многочисленных архиереев он принёс покаяние самому Святейшему Патриарху Тихону. Фактически это покаяние нанесло бо€льший удар по «живоцерковцам», чем принесло им пользы недолгое и весьма условное пребывание митрополита Сергия в их рядах.

— Но говорят ещё, что митр.Сергий узурпировал пост Местоблюстителя Патриаршего престола…

— Вы имеете в виду тот факт, что Патриарх Тихон перед кончиной оставил «завещание», в котором имя митр.Сергия не называлось?.. Но когда в истории Церкви патриаршая власть передавалась по завещанию? В те нелёгкие годы, когда наша Церковь была фактически обез­главлена, выбор митрополита Сергия (Страгородского) Местоблюстителем был и оправдан, и единственно возможен.

— Патриарх Сергий оставил след в истории нашей Церкви не только как автор Декларации, но и как глубокий богослов. Что вы можете сказать об этой стороне его жизненного подвига?

— Тут, во-первых, следует сказать о том, что святитель Сергий ещё до революции решительно отмежевался от модного в среде тогдашней интеллигенции «богоискательства» и в дальнейшем не принял идеи, получившие распространение в русской эмиграции, — о «Софии Премудрости Божией» и т.д. В этом его большая заслуга: он в числе прочих русских архипастырей поставил заслон перед оккультными исканиями деятелей «серебряного века» и не пропустил их идеи в церковную ограду. Что же касается его главного богословского труда —
книги «Православное учение о спасении», то в ней святитель ещё раз указывает на ложь «юридической теории Искупления», принятой в западном христианстве. С давних времён эта теория понемногу проникала и в наше, православное богословие, и святитель Сергий решительно борется с таким подходом, вновь поднимая извечную для русского православия тему «закона и благодати».

— Как известно, в значительной части нашего православного сообщества существует почитание Патриарха Сергия как святого. Многие верующие ждут его официальной канонизации. Как вы считаете, увидим ли мы когда-нибудь Святейшего Сергия в лике святых?

— Такие вещи решаются лишь волей Божией, но если вы спрашиваете только о моём мнении, то да, по-моему, Патриарх Сергий, несомненно должен быть прославлен. Архиерея, чьи деяния фактически спасли Церковь от полного уничтожения, кто в грозный час войны призвал верующих забыть все обиды и встать на защиту России, нельзя не признать достойным прославления. Ведь его обращение к народу 22 июня 1941 года, несомненно, внесло огромный вклад в нашу Победу, призвало благословение Божие на русское воинство и в конце концов привело нас к победной Пасхе 1945 года.

Вопросы задавал Алексей БАКУЛИН

следующая