Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

О ДУША, ЧТО ТЕБЕ НЕ ХВАТАЕТ? ЧИСТОТЫ

Как прожить жизнь с чистой, незамутнённой совестью, как прожить жизнь со светлой, не осквернённой грехами душой? Где можно увидеть лицо Бога? Размышляет настоятель храма св.великомученицы Варвары в посёлке Рахья иерей Олег ПАТРИКЕЕВ.

Где увидеть лицо Бога

Господь сотворил человека по образу и подобию Своему и дал власть ему над этой жизнью, над всеми животными и растениями, поручив дать им имена (см. Быт.1,26—30). Также Отец Небесный дал человеку познание смысла жизни. А смыслом жизни в раю было то, что Адам и Ева лицезрели всегда лицо Божие, говорили с Ним.

Всегда ходить под Богом, видеть лицо Божие является смыслом жизни человека и на земле. Но как, где нам найти лицо Господа Бога, если у нас постоянно перед глазами реклама, поток всевозможной информации, телефоны, смартфоны, Интернет… Мы видим всё что угодно, но лица Бога почему-то не замечаем. Что и как нам делать, чтобы Господь стал фундаментом, на котором строится наша жизнь, чтобы стал крышей, под которой молитвенно и непорочно протекает наша жизнь, чтобы всем, что есть лучшего в этой жизни, стала вера во Христа Спасителя и жизнь по заповедям Божиим?

У каждого верующего человека есть дома иконы, к которым можно с благоговением приложиться, перед которыми можно помолиться, попросить Господа о чём-то, поблагодарить. Но наше хождение пред Богом должно всегда сопровождаться мысленной молитвой, о которой хорошо сказано в Евангелии, когда прокажённый подошёл к Иисусу и произнёс всего лишь несколько слов: «Господи! если хочешь, можешь меня очистить» (Мф.8,2). И Христос, коснувшись его рукой, сказал: «Хочу, очистись» (Мф.8,3). И больной тотчас же от проказы вылечился. Слышите, прокажённый смиренно сказал Иисусу: «Если хочешь…» Почему он произнёс эти слова? Потому что мы можем просить Господа о многом, а вот получим ли просимое — не нам решать. Вот и прокажённый просил очистить его, то есть просил о помиловании, но произойдёт ли помилование, зависит от Бога, милующего и питающего нас.

Впрочем, это также зависит и от нас: если ты простишь ближнего — простишь человека, который обидел тебя, — тогда твоя молитва станет действующей, просимое совершится, и ты получишь Божие прощение, и оставление грехов, и необходимую помощь.

И всякий раз, произнося эту молитву, ты будешь получать благодать Божию, будешь чувствовать себя счастливым, как тот прокажённый, который благодаря смиренной молитве получил и прощение, и исцеление. Смысл этой молитвы для каждого из нас — получить исцеление своей прокажённой души, чтобы она стала чиста.

Ещё один момент. Христос предупредил исцелённого прокажённого: «Смотри, никому не сказывай, но пойди, покажи себя священнику…» (Мф.8,4). Христос так сказал, потому что люди не поверили бы этому человеку, что он болел проказой и мгновенно исцелился. Вчера ещё заживо гнил и нос отвалился, а сегодня совершенно здоров? Не поверили бы, как не поверили юноше, который родился слепым, но прозрел. Ему не поверили, что он был слепой. Родителей призвали в свидетели: он был слепым? — Да. — Но как же он тогда прозрел? — Христос к нему прикоснулся и исцелил. Но разве так бывает? То милость Божия!

Так и с каждым из нас было: наши грешные души были изъедены проказой, а глаза были слепы. Но мы пришли в храм — крестились, освятились, покаялись, исповедались, причастились Тела и Крови Христовых. И стали новыми, прозревшими людьми, с пониманием своих грехов, с сожалением и сокрушением о них, с твёрдым решением не повторять их. В этом суть православия, суть христианства — оставить грех, завязать его крепким узлом и выбросить в мусорку. И не надо его никогда больше оттуда вытаскивать! А то мы иногда не можем расстаться со старыми и ненужными вещами… Нет, выбросили — и забыли.

Это и есть радость жизни — быть чистым от грязи духовной. Те, кто покаялся, исповедался, причастился, очистил душу, — те стали жителями Царства Небесного, которое внутри нас есть. Вот и не спускайтесь снова вниз, в духовные и душевные грязь и нечистоты, в общество, заражённое грехом. Не смотрите новости о том, что делали грешные люди, в каком виде, к примеру, они скачут на своих вечеринках, чтобы не склониться к осуждению. Нам-то до этого что? Станем ли мы лучше, если узнаем об этом? Нет. Мы их осудим — и сами спустимся до их уровня, ибо наш ум захочет в этой грязи поковыряться. А дальше что? Опять покаяние, если, конечно, осознаем, что совершили грехи нездорового любопытства и осуждения.


Не случайно природа страдает,
У дорог догорают кусты,
О земля, что тебе не хватает?
Чистоты, чистоты, чистоты.

Каждый плачет, когда потеряет,
Поминая былые мечты.
О душа, что тебе не хватает?
Чистоты, чистоты, чистоты…

Иеромонах Роман (МАТЮШИН)


Как сохранить чистоту души и сердца

А теперь поговорим о совсем другой молитве к Богу — молитве сердечной, когда мы не просим себе никаких благ материальных и исцелений от недугов телесных. Теперь у нас нет особых списков, которые нам надо бы передать Богу, чтобы Он их исполнил. Я говорю о молитве-покаянии, когда мы отдаём Господу списки своих грехов, и Он, разрывая их над нашими сердцами, очищает нас от этих грехов, даруя прощение. И пусть на короткое время, но мы становимся чисты. Так после Причастия абсолютная чистота наполняет ваши сердца и души. Представьте себе это белое покрывало, эту чистоту непорочных лилий, чистоту святой воды.

Как же нам теперь сохранить эту дарованную Богом чистоту? Как не допустить, чтобы какая-то скверна, какая-то гниль, слово недоброе или осуждение вошло в эту чистоту, запятнав её? Ведь всё, что окружает нас в этом греховном мире и стремится войти в нас, — это энергия зла, это безобразная клякса, которая хочет, чтобы мы обязательно вляпались во что-то некрасивое, неприятное, нехорошее.

И мы вляпываемся. Зачастую вляпываемся, едва выйдя из храма. Например, наступаем в лужу и думаем: «Ну вот, опять батюшка и его помощники не почистили дорожки». И конечно, вы будете отчасти правы… Но благодать-то уйдёт. Чистота-то уже станет с кляксочкой. Ибо осуждение даже в правде, но без любви является грехом и вредит нашей душе. Так вот, когда ты выйдешь из храма и подумаешь: «Почему здесь не почищено, не убрано?» — знай, там в уголочке за дверью лопатка стоит — возьми, почисти. И благодать сохранишь, и дело доброе сделаешь, и никого не осудишь.

И так поступайте в каждом деле. Как только войдёте в автобус, в магазин, в поликлинику… везде найдёте что-то неблагоприятное, какую-то проблему. Не осуждайте! И на работе, и в семье будьте терпимы ко всем. Иначе… можно ведь и столб осудить — почему он криво стоит. Но если ты улыбнёшься и сдержишь порыв своего праведного негодования, то увидишь красоту этого столба, ведь его свет помогает тебе поздно вечером благополучно добраться до дома, не упав, не споткнувшись. И так во всём усматривайте пользу и добро.

Вот вы причастились в воскресенье — это значит, что Гос­подь поделился с вами Своей чистотой, доверил вам Свою чистоту. Это бесценный дар! Несите эту чистоту бережно, не оскверняйте её своими обличениями. Ведь Господь терпит нас, терпит наши грехи, ждёт нашего покаяния и исправления. Господь не обличает нас так, как мы жаждем обличать этот мир, который лежит во зле. Но разве мир станет лучше, если мы пустимся в злобные осуждения? Но он точно станет лучше, если мы будем бережно хранить в себе полученную благодать и милость Божию — чистоту. Мы должны постараться изменить этот мир, но изменить его любовью, а значит, мы сначала должны изменить себя.

Живите с чистым сердцем. Живите с чистой совестью. Живите с чистой душой. Живите со Христом и во Христе. Это и есть самый главный смысл жизни человеческой на земле.

Наши усопшие близкие, которые, возможно, не успели это услышать и познать, могут это сделать через нас. Не только то, что вы принесли в храм, будет ими вкушено как ваше благословение. Но ваши молитвы, ваши добрые дела, ваше милосердие, которое вы проявляете к ближним и дальним, к природе, к животным, — всё будет учтено и записано. И на Страшном Суде всё это может стать противовесом нашим злым делам и грехам, которые есть у всех. Поэтому творите добро, пока живы.

следующая