Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Слово пастыря

О ДУХОВНОЙ ДИСТРОФИИ И ТАЙНАХ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ

«Задача священника — пробудить то хорошее, что есть в человеке», — убеждён богослов, проповедник, миссионер, клирик храма Рождества св.Иоанна Предтечи в Сокольниках протоиерей Олег СТЕНЯЕВ. Сегодня у наших читателей долгожданная встреча с известным священником, обещающая духовный пир, ибо о.Олег ответит на вопросы, которые мучают и волнуют многих.

— Случается, что иные православные ведут себя так, что возникает вопрос: «А вы действительно христиане? Где же ваша вера?» А зачастую мы и самим себе задаём этот вопрос: «Где же моя вера?» Почему оскудевает вера в народе? Как вернуть веру?

— Да, мы часто задаём себе этот вопрос: где наша вера? Раньше мы так усердно молились, раньше мы так усерд­но изучали Священное Писание. Но вот прошло какое-то время, и мы ослабели в вере. Что случилось? Чего нам недостаёт для того, чтобы была вера как раньше, когда мы обращались к Богу и Он открывал нам всё новые и новые горизонты? Источник веры один, сказано: «…вера от слышания, а слышание от слова Божия» (Рим.10,17). И если мы погружаем свой ум в исследование Священного Писания — это всегда увеличивает нашу веру. Но если мы проявляем небрежение о слове Божием, то вера оскудевает. Почему так? Сказано: «Не хлебом единым будет жив человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Мф.4,4). И если мы говорим, например, о хлебе физическом, то совершенно очевидно, что если человек не покормит себя какое-то время, то плотской человек начинает урчать в животе, требуя пищи. А духовный человек не такой наглый, как плотской, и если мы не кормим духовного человека словесами Божиими, он не будет урчать в животе, но он может пережить дистрофию. Если человек месяц не читает Священное Писание, полгода… не исследует Божественное Откровение, он превращается в духовного дистрофика. А потом спрашивает: «А где моя вера? Куда она пропала?»

— Отец Олег, а каким должно быть покаяние? Настоящее христианское покаяние?

— Часто можно слышать: «Ой, вы знаете, а этот такое творит!.. А тот — ну шалопай… А эта так поступает!» Это не христианство.

А вот смотрите, какой интересный образ есть в Книге Левит, каким должно быть покаяние и каким оно не должно быть, очень таинственный текст, читайте внимательно: «Священник осмотрит (прокажённого), и если опухоль на коже бела, и волос изменился в белый, и на опухоли живое мясо, то это застарелая проказа на коже тела его; и священник объявит его нечистым и заключит его, ибо он нечист. Если же проказа расцветет на коже, и покроет проказа всю кожу больного от головы его до ног, сколько могут видеть глаза священника, и увидит священник, что проказа покрыла все тело его, то он объявит больного чистым, потому что все превратилось в белое: он чист» (Лев.13,10—13).

То есть если проказа покрыла тело только местами — человек не чист, а если покрыла всё тело — человек чист? И как это понять? А это символ того, каким должно быть наше покаяние перед Богом. Если ты говоришь: «Да, я согрешил, но вот сегодня я сходил в церковь и пожертвовал — у меня мелочь кое-какая была. Да, я впадаю в грехи, но потом-то я каюсь…» — нечист! нечист! нечист!

Но если ты становишься перед Богом и говоришь: «Боже, я грешник, я конченный грешник. Я лицемерно молюсь, я неискренне жертвую на дело Божие. Я не поддерживаю проповедь слова Божия ничем. Я развращён, не целомудрен. Я не вижу ничего хорошего в себе». И Бог выносит приговор: Чист! Чист! Чист! Ибо этот удивительный человек осознал себя всецело грешником. Он принял ответственность за своих родителей на себя. Он принёс серьёзную жертву перед Богом с пролитием крови, и Бог принял его жертву.

Ты спрашиваешь, почему Бог не слышит твоих молитв? Потому что в них много лицемерия. Осознай себя грешником. Господь даже попускает тебе впадать в грехи, чтобы ты не забыл, что ты грешник. Как авва Сысой учит, Бог даже попускает нам уйти от Него, чтобы мы поняли, что не можем жить без Него.

Вот тайны духовной жизни. Вот почему первыми в Царство Божие идут блудницы, разбойники, мытари. Потому что у этих грязников нет иллюзий относительно себя. Они знают, что грешники, и каются. А есть замаскированные грешники, которые замаскировались даже от самих себя. Несчастные, их молитвы не принимаются Богом.

— У меня нет сомнения в святости святых, но в их житиях часто описываются моменты, когда они молились, размышляли, приводятся разные цитаты. Откуда, например, святому Димитрию Ростовскому были известны такие подробности? И ещё один вопрос: некоторые моменты в житиях вызывают недоумение своей нелогичностью. Например, в житии святой Варвары описан случай, когда она убегала от отца — и вдруг перед ней раздвинулась скала, в которую она спряталась. Господь услышал её молитвы и спас. Но через мгновение, когда отец не мог её найти, святую Варвару выдал пастух. Отец её нашёл и стал бить. Зачем же Бог спрятал Варвару, а через мгновение отдал в руки отца-мучителя?

— Если говорить конкретно о том чуде, которое пережила вмц.Варвара, — оно укрепило её веру, что и позволило ей затем спокойно и твёрдо пережить страшные истязания палачей.

Или, например, известно, что перед войной 1941 года в Москве и в Киеве замироточили многие иконы в храмах. Это было явное чудо. Но чудо опасное! Ибо подобные знамения являются перед страшным искушением или бедствием. В частности, случаи в Москве и в Киеве произошли прямо перед войной, чтобы людей укрепить в вере. Или вот самый явный пример: чудо Преображения Христа на горе Фавор было явлено незадолго до голгофских страданий Сына Божиего, дабы укрепить веру апостолов, когда настанет тяжкая минута… Чтобы они понимали, когда увидят Христа преданного, распятого, мёртвого во гробе, что это добровольное Его страдание во искупление грехов человеческих.

А если говорить о святых, особенно мучениках… Сохранились мученические акты некоторых из них, по крайней мере.

Что касается знаменитых Четьих Миней, то мы знаем, что святитель Димитрий, митрополит Ростовский, мало что написал, он собирал, переводил и редактировал тексты житий святых с католических источников. Эти источники не отражены ни в греческой, ни в дониконовской традициях. Многие темы его житий взяты из книги доминиканского монаха Иакова Ворагинского «Златая легенда», написанной около 1260 года.

предыдущая    следующая