Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

«КАК МОГУ РАЗУМЕТЬ, ЕСЛИ КТО НЕ НАСТАВИТ МЕНЯ?»

Так говорится в Деяниях святых апостолов (см.Деян.8,31). Действительно, как? Собственным мудрствованием, не имея над собой духовного руководства? Это может привести к плачевным результатам. «Святитель Иоанн Златоуст говорит, что когда-то Бог разговаривал с человеком напрямую, и человек понимал Его. Потом понадобились посредники — пророки. Затем потребовалось толкование Священного Писания, ибо должно не просто читать пророчества, но уметь толковать их. Простому человеку это не под силу. Потому что наше плотское мудрование оценивает всё с точки зрения плоти. Да и как может быть иначе? Если я, например, не видел, что находится на Луне, — как, какими словами я могу это описать? Или взять микромир: как можно описать те же молекулы, если я их никогда не видел? То же касательно гравитации, магнетизма… человек не знает, как это действует. Это печально, но не страшно, поскольку если я, например, не могу объяснить, что такое ток, то и ладно: достаточно щёлкнуть выключателем — и свет зажжётся. В духовной жизни недопонятое гораздо опаснее, потому что душевредно. В духовной жизни, если я опираюсь только на свой собственный опыт, неверное истолкование может привести к опасным искажениям!» — так начал беседу настоятель храма прп.Серафима Саровского протоиерей Игорь ФИЛИН, когда я попросила батюшку растолковать некоторые высказывания апостолов Петра и Павла.

— В своём Первом Послании апостол Пётр писал: «Благословен Бог и Отец Гос­пода нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому…» (1Пет.1,3). Святой Пётр говорит о том, что Воскресением Своим Господь Иисус Христос воскресил из мёртвых Своих апостолов и всех нас вместе с ними. Почему он говорит о воскресении из мёртвых? Разве св.апостолы были мертвы, когда умирал на Кресте Господь Иисус Христос?

— Здесь речь идёт о том, что после грехопадения человек болен смертью. Ведь после грехопадения была повреждена вся человеческая природа — и душа, и тело. Человек, отпав от источника жизни, которым для нас является Бог, утратил постоянное восполнение этой жизни. Раньше, когда Адам находился в тесном общении с Создателем — ходил пред Богом, говорил с Богом, Бог приходил к нему, — его «жизненный аккумулятор» всё время заряжался общением с Отцом Небесным. Но потом полнота общения была прервана. С тех пор наш «жизненный аккумулятор» всё больше и больше садится, жизненной энергии у нас всё меньше и меньше. И особенно явно это видно на нашем бренном теле. В силу вступает закон тления — распад, телесная смерть, тело превращается в прах. А душа? Душа тоже повреждена смертью. Но духовная смерть — это нечто гораздо более сложное, духовная смерть — это и есть отсутствие полноты общения с Богом.

Но Спаситель сделал для нас то, чего не смог сделать ни один человек на земле, — Своей смертью и дальнейшим Воскресением Он возродил нас из мёртвых к упованию живому — и зовёт нас за Собой. Теперь у нас есть надежда и уверение в возможности вечной жизни с Богом.

— Апостол Пётр писал в своём Втором Послании: «…мы, по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда» (2Пет.3,13). Как правильно понимать эти слова? Некоторые считают, что после Страшного Суда будут такие же земля и небо, только более красивые, совершенные, и мы будем жить, где и жили, — в тех же странах, городах и сёлах. Только будет всё благолепно и благоустроено. Вот как, к примеру, преобразилась Англия в книге К.Льюиса «Хроники Нарнии».

— Новое небо и новая земля — это вообще неизвестно что такое, каким будет. Поэтому после Второго Пришествия Господа нашего Иисуса Христа и Страшного Суда Бог будет всяческое во всём. Но что это будет за мир? Об этом немыслимо говорить, потому что мы этого никогда не видели и даже представить себе не можем нашим человеческим разумом. А фантазировать бессмысленно. Как говорит один наш современный богослов: «Вот мы стоим у дверей и гадаем, что же там — за дверью? Может быть, новый мир, а может быть... Ну, подождите немного, сейчас дверь откроется, мы все войдём и всё увидим». Подождите, придёт время, мы всё узнаем. Не надо пытаться вырывать у Бога тайны до времени.

А если ориентироваться на книгу или кино… ну пусть читают, смотрят кино. К Священному Писанию это не имеет никакого отношения. Это неразумно, когда мы берём Священное Писание, которое говорит о реалиях жизни человеческой и будущего, и начинаем сравнивать с писательским вымыслом. Там сказка, плод человеческого ума, человеческой фантазии — плотской, ограниченной. Можно ли это сравнивать с Божественным замыслом о земле, человеке?! Будет такое, чего мы себе даже представить не можем — никак и никогда, пока это не случится.

Меня иногда удивляет, что люди, читавшие о посмертных мытарствах Феодоры, буквально понимают, что мытарства так и происходят: ты где-то там бредёшь, а тебя поджидают бесы с какими-то греховными страстями, потом бредёшь дальше, там новая группа бесов… Но это же образы, почерпнутые из человеческого общежития, когда мы бесов, например, представляем в виде косматых существ с когтями и рогами. А бесы — это ведь духовные сущности… Или ангелы кому-то являлись. Но сказать, что ангел имеет такое тело, какое мы видим, тоже ошибка. Он представляется нам в том виде, в каком мы в состоянии его воспринять, а явись он в виде тумана, человек и не понял бы, в чём дело. Это как грузины шутят: «Брат во Христе, тебе надо грузинский язык изучать. В Царствии Небесном по-грузински говорят. И Ангел благовествовал Деве Марии на грузинском языке». — «Откуда ты знаешь?» — «А вот Новый Завет, — грузин вытаскивает Евангелие из портфеля. — Видишь, по-грузински написан…» Понимаете, насочинять можно всё что угодно.

— То есть даже сочинить и представить себе мы можем только то, на что способен наш ограниченный человеческий ум?

— Да, только опираясь на тот опыт, каковой мы получаем в этом материальном мире, да к тому же ещё искажённый нашей ограниченностью, нашим искажённым восприятием. Это как у одного хорошее зрение, а у другого глаукома, и он видит всё неясно, будто в дымке. Вот так же неясно, искажённо мы воспринимаем даже тот мир, в котором обитаем. И это только касательно внешнего мира; но за внешним миром стоит нечто большее — мир духовный. Поэтому людям, которым дано было увидеть нечто большее, даны были и слова, чтобы облечь в них виденное и донести до людей, которые этого не видели. Но это не значит, что слова те стопроцентно отобразили то, что дано было увидеть. Апостол Павел тоже, по милости Божьей, смог взойти на третье небо, и слышать неизглаголанные глаголы, и увидеть нечто неописуемое. Он что-то видел, что-то ему открылось, но слов, чтобы передать виденное, не оказалось.

Я знал человека, который пережил клиническую смерть и которому довелось увидеть некий духовный мир и то, что в нём происходило. Он сказал мне: «Я 17 лет пытаюсь найти слова, чтобы рассказать о виденном там. Но то, что я рассказываю, даже в малой мере не отображает того, что я видел. Человеческий язык слишком примитивен для этого».

Поэтому нам надо понимать, что человек — существо крайне ограниченное, да ещё и грехопадшее. Конечно, если почитать Жюля Верна, можно вообразить, что человек — хозяин Вселенной, всё ему подвластно, наука идёт вперёд семимильными шагами. Всё это гордыня наша. На самом деле мы лишь гости в этом мире и живём, покуда Господь терпит.

— Апостол Павел писал в своём Послании Ефесянам: «Дети, повинуйтесь своим родителям… И вы, отцы, не раздражайте детей ваших…» (Еф.6,1—4). Если насчёт повиновения детей родителям мне понятно, то что касается предостережения, чтобы отцы детей не раздражали… Как это понимать?

— Это значит: не требуйте от них того, чего они не могут. Пока он мал, деваться ему, бедному, некуда, он терпит, но рано или поздно грядёт бунт. Он хлопнет дверью и уйдёт, при этом ещё обругает Церковь, православие и Бога нашего. Мне знакома женщина, которая в Бога верует, но в церковь не ходит. Суровые родители в детстве крайне жёстко заставляли её исполнять церковные правила, а живой веры не преподали. Мрачный след остался в душе на всю жизнь.

Мы начинаем порою требовать с детей подвижнической жизни, стремясь воспитать из них преподобных отцов. Этим мы возлагаем на них бремена неудобоносимые. Мы должны учитывать личностные качества ребёнка, понимая: то, что в нём прорастает, — это наше собственное, а также нашего супруга и всех бабушек-дедушек.

Кроме этого, известно, что дети воспроизводят поведение родителей, а не их поучения. Причём бессознательно. Поэтому когда мы, став православными христианами, вполне искренне пытаемся жить по-христиански, то отсутствие духовного опыта, должного воспитания, правильного сознания того, что же есть вера христианская, не может не сказываться и на наших отношениях с детьми. Помните: маленький человечек со временем станет взрослым, и мы должны готовить его к взрослой жизни и жизни по заповедям Божиим со всем смиренномудрием, кротостью, терпением и любовью.

Вопросы задавала Ирина РУБЦОВА

предыдущая    следующая