Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Словесное стадо

«…И ПРИХОДИТ ПОЭЗИЯ ПРЕЖДЕ, ЧЕМ СВЕТ»

Так сложилось (а вернее, так было заведено нашим покойным редактором Александром Григорьевичем Раковым), что на 7-й полосе газеты мы, как правило, размещаем подборку стихов.

И в сущности, это очень странно!

Странно потому, что любителей, ценителей настоящей поэзии в России становится год от году всё меньше.

Странно потому, что большинство читателей уверены: писать стихи просто, это несерьёзное занятие, и вообще любая мысль будет куда понятнее и проще, если выразить её прозой, не ломая голову над этими странными парными созвучиями, называемыми рифмой.

«Я вас люблю — чего же боле?» — вот именно, чего же боле? Зачем подбирать рифму на слово «боле», если и так всё понятно? Любит он её — вот и все дела. Не надо усложнять.

Или всё-таки надо?

Я задам вам такой вопрос: если несчитаные тысячи лет поэзия была непременной составной частью человеческой культуры, если несмотря на все перипетии мировой истории, на войны, неурожаи, эпидемии, революции и т.д. человек не бросал лиру, но сочинял и сочинял — и ведь сочинял-то он не сухие отчёты, не хронологические таблицы, не доклады, а именно стихи, — то это значит… Вот что�, собственно, это значит?

Уж не то ли, что человечество не может не писать стихов?

Уж не то ли, что поэзия — это непременная функция человеческого существования?

И если сейчас поэзия пришла в упадок, то это вовсе не признак прогресса, а совсем наоборот — признак расчеловечивания? Один из важнейших видов деятельности человеческой души отмирает, а вы хотите, чтобы я этому радовался?

Человек без стихов становится в меньшей степени человеком — вот так, ни больше ни меньше.

Вспомним снова Александра Григорьевича Ракова. Он любил повторять: «А вы знаете, что даже Библия написана стихами!»

Я сомневаюсь, что так можно сказать обо всём Священном Писании, но как минимум половина его — это поэзия самой высокой пробы, даже несмотря на то, что ни одной рифмы вы на его страницах не найдёте. В самом деле: «Псалтирь» и «Песнь Песней», «Книга Иова» и «Откровение Иоанна Богослова», притчи Господни и пророческие книги… Это, друзья мои, не что иное как поэзия!

А песнопения Православной Церкви?

Нет, нет, если уж без поэзии не обходится и Слово Божие, то мы просто не имеем права говорить о поэзии как о чём-то маловажном, как о бессмысленной завитушке, архитектурном излишестве на небоскрёбе земной цивилизации.

Нет, это если и не фундамент такого небоскрёба (хотя как знать?..), то уж, во всяком случае, одна из несущих опор.

Человек — это ведь не более как словесное животное (так и в Библии говорится: «словесное стадо»). Следовательно, язык — это то основное, что делает нас людьми. И соответственно, чем язык лучше развит, сложнее и грамотнее организован, чем он богаче и красивее, — тем более мы люди.

А что есть наивысшая форма развития языка, как не поэтический язык? Тут его организация доведена до виртуозности, его богатство неисчерпаемо, его способности к саморазвитию безграничны.

Боюсь, что собственно языком является только поэзия, а всё остальное — либо сырой материал, либо отходы поэтического производства.

Нет, вы вправду думаете, что все эти «Привет — Пока…», «Ну как? — Да так…», «Короче…», «Значит… это…», «Прикинь…», «Дык, пык, мык…» и т.д. и т.п. — вся та жвачка, которой заполнены наши рты с утра до вечера, — ЭТО ЯЗЫК?

Нет, должен вас огорчить, это не язык. На таком уровне общаются и животные.

Язык — это вот:

Мы, сам-друг, над степью в полночь стали:
Не вернуться, не взглянуть назад.
За Непрядвой лебеди кричали,
И опять, опять они кричат…

Или вот:

Если умру — по мне
Не зажигай огня!
Весть передай родне
И посети меня.

Где я зарыт, спроси
Жителей дальних мест, 
Каждому на Руси 
Памятник — добрый крест!

Или это: 

Её глаза — как два тумана,
Полуулыбка, полуплач,
Её глаза — как два обмана,
Покрытых мглою неудач.

Соединенье двух загадок,
Полувосторг, полуиспуг,
Безумной нежности припадок,
Предвосхищенье смертных мук.

Когда потёмки наступают
И приближается гроза,
Со дна души моей мерцают
Её прекрасные глаза.

Вот это — язык, а не ваши «пык-мык», «зашкварный лайфхак» и «в целях повышения качества принимаемых решений».

Поэзия — это и есть человеческий язык. Это язык в его идеальном, небесном образе, — но ведь нам и заповедано стремиться к небесам, верно?

Георгий МАМАЕВ

предыдущая    следующая