![]() |
Газета основана в апреле |
|||
НАШИ ИЗДАНИЯ |
«Православный
Санкт-Петербург»
![]() ![]() ![]() ![]() |
Кому
же была принесена жертва Христова?
Прп.Максим Исповедник прямо утверждает, что Он жертву приносил — кому? Человеку! Человеку!
Хотя мы говорим: ради истины, ради добра, ради Бога… А спасая человека, Он спас его, ему принёс Себя в жертву.
Особенно ярко эту мысль выразил святитель Григорий Богослов. Он пишет так: «Кому и для чего пролита эта, излиянная за нас, кровь, кровь великая и преславная, — Бога, и Архиерея, и Жертвы?.. Если лукавому, то как это оскорбительно! Разбойник получает цену искупления? А если Отцу, то, вопервых, каким образом? Не у Него мы были в плену. А вовторых, по какой причине кровь Единородного приятна Отцу, Который не принял и Исаака, приносимого отцом, но заменил жертвоприношение, вместо словесной жертвы дав овна. Из сего видно, что принимает Отец не потому, что требовал или имел нужду, но по домостроительству, и потому… — главные слова произносит! — …что человеку нужно было освятиться человечеством Бога, чтобы Он Сам избавил нас».
Прп.Максим Исповедник пишет именно так: жертва — диаволу? Да разве можно об этом думать! Христос диаволу приносил жертву?! Или Отцу? Да Отец так возлюбил мир, что отдал Сына Своего. Неужели мы думаем, что Отец только тогда мог простить мир, когда увидел жуткие страдания Сына? Григорий Богослов говорит: нет, конечно!
Оказывается, освятиться человеку нужно было этими страданиями, исцелить саму природу человеческую, повреждённую в первозданном Адаме. Для исцеления и потребовались равносильные болезни страдания.
…Вот мои пасхальные пожелания всем тем, кто хотел бы их услышать.
Во всех других религиях — во всех, без исключения! — кто спасался? Тот, кто исполнял заповеди своей религии — любой, не важно какой. А тот, кто не исполнял… О! — почитайте, куда отправлялись, в какие геенны попадали грешники!
Что мы видим в христианстве? Нечто, чего никогда в истории не было: первым в рай входит негодяй, преступник, убийца. Причём не просто убийца, а особо опасный убийца, как в Евангелии написано.
Вот, оказывается, что происходит! Христианство заявило такую вещь, от которой одни приходят в восторг, другие возмущаются до предела: «Это что такое начнётся, если в рай будут приходить такие люди?! Что же будет представлять из себя рай?!»
Почему мы празднуем Воскресение? По той простой причине, что — простите! — если мы не совсем сошли с ума, то, наверное, знаем, кто мы.
Праведники, да?
Поднимите
руку, кто это праведник! Только сумасшедший может сказать, что он праведник. Мы
все грешные. Да ещё как грешные! Одни-то грехи наружу видны, и многие даже
пальцем указывают н нас. Да это что! Это как айсберг — только десятая часть,
которая над водой поднялась, а девять десятых, которые я никому не покажу,
внутри — у нас внутри!! Никто не видит, никто не знает. Вы что думаете, у
распятого разбойника этих девяти десятых не было? Хватало у него — и одной
десятой, и ещё девяти. И он первый вошёл в рай. Почему?
А осознал искренне: «Достойное по делам нашим мы принимаем». И дальше обратился ко Христу: «Господи, помяни меня…»
Вы знаете, что в этих словах заключено-то: «Помяни меня»? Прежде всего: «Помилуй! Спаси! Конечно, я понимаю, что мне нет прощения, я в преисподнюю пойду. Но Ты, Господи, хоть помяни меня!» Вот, оказывается, кто спасается: тот, кто осознаёт, что он негоден совершенно, и никакого ему нет спасения, но хочет, просит, обращается к Богу, кается и — мы в это верим глубоко! — и спасается тогда.
Подумайте только: это ли не радость! Я, грешный и негодный, могу быть спасён. Чем же? Делами своими? Нет! Только Тобою, Господи, Тобой, Который на кресте рядом висит. Только Твоею жертвою я, оказывается, спасаюсь.
Вот оно что такое, Пасха! Вот что мы празднуем. А посмотрите утреннее богослужение, Двенадцать Евангелий. Что мы там, в этом каноне, находим? Потрясающие слова: «Царствует ад, но не вечнует над родом человеческим». Более того! Читаем: «И вси земнороднии возрадуемся…»
Слышите? Вот оно, то, что является действительно праздником, действительно торжеством. Действительно: тут мы можем только с величайшей благодарностью упасть перед Христом. Нас бы надо в преисподнюю, а Он вместо этого воскрешает нас, награждает нас и в совершенную славу возводит.
Да! Вот наша Пасха! Христос!
Гл. редактор газеты «Православный Санкт-Петербург» Илья РАКОВ