Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Слово пастыря

ВХОДЯ В ЦЕРКОВЬ, МЫ ВХОДИМ В ЗЕМНОЕ НЕБО

В 1654 году протоиерей Иоанн Шевелев-Наседка в своей книге «Сын церковный. Сиречь сказание нужнейших обычаев науки православной христианской веры, новопросветившемуся потребных» писал: «У нас, в православном христианстве, есть Святая и Непорочная и Апостольская церковь, которая Божественными и священноносными словами освящена и вся по преданию святых отцов украшена и совершенна. Ты же… когда придёшь к церкви, не спеши в неё войти, но стань возле неё и испытывай совесть свою. И если что случилось с тобой скверное во сне или наяву от бесовского смущения и мечтания или, когда шёл к церкви, помыслил нечто блудное, то не входи в церковь, но стань тогда перед дверьми церковными, словно Адам перед вратами райскими и помышляй, что врач человеческий отлучает тебя от неё. И если враждуешь с кем-то или гнев имеешь на кого-то, также не входи в неё, покуда враждовать не перестанешь и пока не умирится совесть твоя. Если же от скверны мечтания бесовского чистым ты сохранился, и тогда не спеши входить в церковь. Но поклонись перед церковью трижды, смотря на образ Спаса, и молись к первому поклону: «Боже, милостив буди мне, грешному». И ко второму поклону: «Боже, очисти грехи моя и помилуй мя. Созвавый мя Господи, помилуй мя». К третьему же поклону молись: «Без числа согрешил, Господи, прости мя».

Должны ли так же вести себя современные православные христиане? Не останется ли в таком случае более половины прихожан за дверями храма, как недостойные войти в него? Размышляет настоятель храма прп.Серафима Саровского в пос.Песочный протоиерей Игорь ФИЛИН.

МЫ СБЛИЖАЕМСЯ С БОГОМ В ТАИНСТВЕ ПОКАЯНИЯ, СОЕДИНЯЕМСЯ С НИМ В ТАИНСТВЕ ПРИЧАЩЕНИЯ

— Ну что же, тут всё понятно и особых пояснений не нужно. Могу только добавить один жизненный эпизод. Как-то один новообращённый молодой человек сказал мне: «Батюшка, я заметил за собой удивительное свойство: с тех пор как я обратился к вере, стоит мне не пойти в храм в воскресный или праздничный день (без уважительной причины), как душевное моё состояние меняется к худшему. На душе становится мрачновато, будто сумерки спускаются. Не думаю, чтобы я представлял в этом смысле исключение… И я тогда подумал, что если я не иду в храм, то не только не исполняю заповедь Божию и проявляю неуважение к Церкви, — я теряю какой-то запас Божественной энергии, которая изливается в храме, особенно во время литургии и при соборной молитве всех собравшихся. И душа моя начинает голодать».

И ведь он прав, всё именно так. Ибо сказано: «…шесть дней работай и делай всякие дела твои; а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему…» (Исх.20,9—10).

В новозаветное время, пришедшее с Воскресением Христовым, мы, христиане, посвящаем Господу день воскресный. Надо понимать, что в этом нуждается не Бог, поскольку Он — Творец всего мира видимого и невидимого — абсолютен и не нуждается ни в чём. Стало быть, это нужно человеку. Один современный проповедник, используя, по образу святых отцов, примеры из повседневной жизни, говорил, что если взять какой-либо прибор — ну, скажем, мобильный телефон — и не подзаряжать его, он перестанет служить. Сколько-то времени в нём ещё сохраняется электронная память, но вскоре и она иссякает и телефон становится мёртв. Поэтому мы должны регулярно этот телефон подзаряжать, чтобы им пользоваться. Так вот если источник жизни для нас Бог, нам нужно время от времени восполнять в себе жизненную энергию. Человек не пошёл или несколько раз не пошёл в храм, и он ощущает в себе некую сумрачность, суетность… Это есть свидетельство уменьшения или отсутствия благодати.

Давая заповедь о седьмом дне, Господь тем самым указал, что день этот необходим для человека. Именно там — в священном собрании, в Церкви, в храме — черпаем мы благодать, которая и призывается общей молитвой. Ведь Сам Господь сказал: «…где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф.18,20). Поэтому у верующих больше сил, чтобы преодолевать всяческие житейские тяготы и напасти, не впадая в излишний страх и суету. Часто даже посторонний, неверующий человек чувствует, зайдя в храм, воздействие благодати. Поэтому мы нередко слышим от совсем не церковных людей, что посещение церкви умиротворяет…

Но ещё больше благодати можем мы впитать, если участвуем в церковных таинствах. Мы сближаемся с Богом в таинстве Покаяния, мы соединяемся с Ним в таинстве Причащения.

МОЛИТВА — ЭТО РАЗГОВОР С БОГОМ

— Батюшка, человек может задаться вопросом: «А зачем мне молиться? Зачем повторять эти иногда довольно пространные тексты? И вообще для чего слова, если Богу ведомо всё, и Он знает, в чём я нуждаюсь, чего хочу, чего требует моя душа?»

— Тут надо понимать, что молитва — это разговор с Богом. Для человека, склонного к вере, наступает время, когда он чувствует настоятельную потребность общения с Богом. И вот он узнаёт, что, оказывается, существует поразительная возможность: с Богом можно разговаривать. Творец, создавая человека, наделил его даром речи. И используя этот Божественный дар, человек может обращаться к Творцу.

На самом деле то, что человек способен мыслить и говорить, — это поразительный дар Божий. Мы способны выражать свои мысли и образы словами и поэтому обращаемся к Богу словесно. Из первых же глав Священного Писания Ветхого Завета мы узнаём, что Адам говорил с Богом. Эта способность, пусть и в гораздо более ограниченной мере, сохраняется и у нас. Обращаясь к Богу, мы чаще всего о чём-то просим: о здоровье ли, о благополучии, о счастье детей, о чём ли другом… Но даже простой здравый смысл показывает, что уместно и прилично не только просить, но и благодарить. При этом Бог особо отличает нашу благодарность. Так было в случае, когда Господь Иисус Христос исцелил десять прокажённых. Исцелились все, но только один вернулся с благодарностью, и Господь отметил это. «Один же из них, видя, что исцелен, возвратился, громким голосом прославляя Бога, и пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и это был Самарянин. Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? где же девять? как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника? И сказал ему: встань, иди; вера твоя спасла тебя» (Лк.17,15—19).

Мы знаем, что можно славить Бога, воздавать Ему хвалу. Вспомним, что молитва Господня «Отче наш…», которой обучил нас Сам Иисус Христос, заканчивается прославлением Бога. Из Псалтири мы видим, как неустанно и горячо прославлял Бога царь-пророк Давид. Святые отцы говорят совершенно определённо, что без молитвы спастись невозможно. Господь заповедал нам молиться, чтобы с нами не случилась напасть, чтобы мы не впали в большое несчастье. То есть если мы не молимся, то можем подвергнуться нападению сатаны. Молитва — это жизненная необходимость.

Записала Ирина РУБЦОВА

предыдущая    следующая