Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

ГРЕХ — ИСКАЖЕНИЕ НАШЕЙ ЖИЗНИ И БЫТИЯ

Человек отверг путь аскезы, предложенный ему Богом, отвернулся от своего Творца и Учителя и сделал по-своему, рассчитывая своим поступком «не тратя времени и сил» сразу стать «как боги» (Быт.3,5), — так в человека вошёл грех.

Согласно свв.отцам, грех есть ошибка, беззаконие, слабость, искажение нашей жизни и бытия. Первым грехом человека стало направление усилия его духа против Бога, против Божиего замысла о человеке и пути его развития. Человек ослабил своё внимание Творцу и Учителю, отклонил свой ум (а за ним чувство и волю) от поставленной Богом цели, преступил поставленную ему заповедь постепенного и сопряжённого с аскезою духовного роста.

Человек ошибся! Поддавшись на уловку искушавшего его диавола, он совокупил свою волю и действия с волей и действиями искусителя, выбрав его вместо Бога своим учителем, наставником и соработником на жизненном пути. И хотя выбор этот был сделан лишь в одном «малом» вопросе, последствия греха оказались духовною катастрофою. Человеку оказалось невозможным выбраться из капкана, в который он угодил. Ведь и во всяком деле истребить нечто можно в доли секунды, а на восстановление разрушенного уходят дни, месяцы или годы, а иногда это и вовсе оказывается невозможным!

Промах человеческого духа, подобно цепной реакции, мгновенно распространяется по всему составу природы человека — человек перешёл в неустойчивое, своего рода «радиоактивное» состояние: ослабленный дух человека уже не в состоянии был удержать в гармонии силы души; а силы души, в свою очередь придя в расстройство и разобщившись друг с другом, не могли более поддерживать блаженную жизнь тела. В человеке начались центробежные процессы внутреннего распада. Его тело, уже не будучи совершенным образом связано и одухотворено душою и духом (как это было до грехопадения, облеклось страдательностью, болезненностью и смертностью. А греховная слабость прочно и многообразно укоренилась в душе, основав многообразные греховные страсти, заставляющие человека страдать и одновременно требующие своего удовлетворения, подобно тому как некий палач и мучитель требует исполнять свою волю и ослабляет на время свои мучения, когда его жертва исполняет повеленное.

Человек стал зависим от греха, не потеряв, впрочем, окончательно свою свободу избирать добро, то есть избирать путь к Богу и с Богом. Уже и желая быть с Богом, человек не мог осуществить это желание в полной мере. Последствия грехопадения могли быть исправлены совместными усилиями Бога и человека, но этот процесс исправления будет долгим и трудным и займёт всю последующую историю человечества, принципиально изменив сам характер аскезы человека, то есть пути человека к Богу.

Потомки Адама и Евы, получив в наследство от них эту двойственность (внутреннее раздвоение) — тяготение к Богу и зависимость от греха, — различно распорядились своим внутренним «наследством». Одни выбрали путь к Богу, другие — «лёгкий» путь соскальзывания в пропасть греха. Произошедшее с Адамом и Евой, а также примеры жизни их потомков являются напоминанием каждому человеку. Каждый грех, совершаемый человеком, в чём-то повторяет грехопадение прародителей. Совершая грех, мы отворачиваемся от Бога, сходим с пути Его учительства и нашей аскезы, откалываем свой дух от Божественных сил и действий, а затем разрушаем и умертвляем душу и оскверняем тело. И совокупляем свой дух (а за ним и прочие силы нашей природы) с богопротивными энергиями падших ангелов. В результате этого вновь совершённого трагического отрыва от Бога человек слабеет, в нём возобновляются или усиливаются процессы внутреннего распада. Но как Адам и Ева, отступивши от Бога, в конечном итоге выбрали путь с Ним и были введены Христом в Его Церковь, так и для каждого из нас, вольно или невольно повторяющих путь прародителей в своих грехах, открыт путь покаяния и исправления.

Священник Михаил ЛЕГЕЕВ

предыдущая    следующая