Газета основана в апреле |
||||
НАШИ ИЗДАНИЯ | «Православный Санкт-Петербург» «Горница» «Чадушки» «Правило веры» «Соборная весть» |
В Библии сказано: «Веселись, юноша, в юности твоей, и да вкушает сердце твое радости во дни юности твоей, и ходи по путям сердца твоего и по видению очей твоих; только знай, что за все это Бог приведет тебя на суд» (Еккл. 11, 9). Но когда для человека наступает точка невозврата? До какого порога дойдя, он уже не может вернуться к Богу? Размышляет известный богослов и миссионер протоиерей Олег СТЕНЯЕВ.
Этот порог — физическая смерть. Пока человек жив, есть надежда на покаяние. Пока есть время, нужно успеть приготовиться к главному экзамену, который предстоит каждому человеку. Об этом я рассказываю в своей книге «Воздушные мытарства, или Экзамен, которого нельзя избежать», в основу которой легли лекции, прочитанные мной в разное время в Троице-Сергиевой Лавре, в других монастырях и приходских храмах. Речь идёт о ценности земной жизни, о смерти, освещается библейское и святоотеческое обоснование учения о мытарствах — своего рода экзамене, который проходит человеческая душа после смерти. Подробный рассказ о каждом из двадцати мытарств завершается повествованием о том, что ожидает душу каждого из нас впоследствии: о частном суде, о загробной участи человека, о воскресении мёртвых и о последнем Суде. Надо сказать, что в наше время происходит отход от основ классической христианской теологии, особенно в США и Западной Европе: некоторые богословы-новаторы проповедуют мнения, которые никогда не были известны православному богословию, или, хуже того, повторяют древние ереси, осуждённые святыми отцами и на Церковных Соборах. Так, например, сегодня «многие уверовавшие из числа неофитов не только ставят под подозрение учение о мытарствах. Они говорят, что это апокрифическое учение, не имеющее под собой основания в Священном Писании и Предании».
Однако это учение актуально и имеет библейское и святоотеческое происхождение.
Прежде всего, о мытарствах свидетельствует Священное Писание, там говорится о
предстоящих испытаниях на воздусях достаточно определённо. В Послании к Ефесянам
сказано: «И вас, мертвых по преступлениям и грехам вашим, в которых вы
некогда жили, по обычаю мира сего, по воле князя, господствующего в воздухе,
духа, действующего ныне в сынах противления…» (Еф. 2, 1–2). Сатана
господствует в воздухе. И далее в этом Послании говорится: «Облекитесь во
всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, потому
что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей,
против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных. Для сего
приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злой и, все
преодолев, устоять» (Еф. 6, 11–13). «День злой» — это день смерти, а слова
«всё преодолев» — указание на мытарства. Слова «против духов злобы поднебесной»
подсказывают, что на нашем пути к Небесному Царствию Божьему — не в верхних
слоях атмосферы, а именно на нашем пути к Небесному Царствию Божьему — против
нас будут воинствовать духи злобы поднебесной («мытники»), которые препятствуют
каждой душе восходить по мытарствам. Мешают приближаться к Небесному Царствию
Божьему. А сторонникам апокатастасиса (учения о всеобщем спасении) я рекомендую
чаще вспоминать слова свт.Иоанна Златоуста: «Диавол для того убеждает некоторых
думать, что нет геенны, чтобы ввергнуть в неё. Напротив, Бог угрожает геенной и
её приготовил, чтобы мы, зная о ней, так жили, чтобы не впасть в геенну».
Поэтому для нас очень важно вернуться именно в русло классического христианского
православного богословия». Поэтому наша земная жизнь — это самое важное и
ответственное время именно в деле нашего спасения. Святые отцы подчеркивают
исключительную ценность земной жизни. Почему? Потому что здесь решается наша
судьба: где мы будем находиться в вечности. Собственно говоря, она (земная
жизнь) и дана нам для того, чтобы мы определились, где мы будем находиться в
вечности. Как говорится в трактате «Пиркей Авот» («Поучения отцов»): «Человек
рождается для смерти, а умирает для жизни», — а для какой жизни, он решает сам
до момента смерти. Сказано в Книге Второзакония: «Во свидетели пред вами
призываю сегодня небо и землю: жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и
проклятие. Избери…» (Втор. 30, 19). Богу легко остановить эту жизнь —
и сразу всё дурное всплывёт, как некая накипь. Так, в Книге Премудрости Иисуса,
сына Сирахова, сказано: «Легко для Господа — в день смерти воздать
человеку по делам его. Минутное страдание производит забвение утех, и при
кончине человека открываются дела его» (Сир. 11, 26—27). Но в этой же Книге
далее говорится: «Испытывай себя прежде суда, и во время посещения найдешь
милость <…> Ничто да не препятствует тебе исполнить обет благовременно, и не
откладывай оправдания до смерти» (Сир. 18, 20— 22). Вот в чём ошибка многих
людей: они откладывают момент покаяния до смерти, хотя не знают, когда пробьёт
их последний час. Они считают себя здоровыми и сильными и не очень задумываются
о том, что и здоровье, и силы могут исчезнуть в одночасье. Чтоб
проиллюстрировать эти слова, расскажу такой случай: «В советское время, в начале
80х, я знал одного человека, которого звали Марин Серафим Иванович. Он провёл в
тюрьмах и лагерях за проповедь Евангелия более двадцати лет. Когда я с ним
познакомился, мне было шестнадцать лет. И он рассказал мне историю о своём брате
Николае. В 30х годах Серафим был уже верующим человеком, молился, читал
Евангелие, а брат оставался религиозно индифферентным. Однажды Серафим Иванович
по какому-то внутреннему вдохновению подошёл к брату и сказал: «Ты должен
молиться, читать Слово Божие». Николай ответил: «Когда я достигну возраста наших
родителей, я буду ходить в храм, молиться, читать Писание. Но сейчас я молод.
Мне хочется купить хороший патефон, слушать музыку, гулять с девушками; всему
своё время». И в этот момент Серафим, как он свидетельствовал сам, ощутил
какое-то веяние. И произнёс как бы не своими устами: «Николай, смотри, не
опоздай!» Прошло всего несколько дней. Серафиму, работавшему в пожарной охране,
позвонили по телефону из больницы: «Ваш брат попал в аварию, множественные
переломы позвоночника, лежит в операционной». Врачам не удалось спасти Николая.
Его тело привезли в дом и положили в красном углу. Женщины хлопотали на кухне,
всё время заходили люди выразить свое соболезнование. Только к четырём утра
суета утихла. И Серафим оказался один в комнате с мёртвым братом. Он сел в
кресло и сразу провалился в тонкий сон. И увидел: входит его брат —
молодой, красивый, здоровый — и говорит: «Сима, ты слышишь? Я опоздал…»
А я говорю вам: «Не опоздайте!» Ведь если человек опоздает на встречу с другим человеком, то можно попросить у него прощения. Если вы опоздаете на работу, то можно написать объяснительную записку. Но если вы опоздали примириться с Богом, то эта трагедия будет иметь вечные последствия. «Здесь жизнь теряется или сберегается», — говорит свт.Киприан Карфагенский, — ибо её главное назначение — «чтобы в этой, земной жизни мы определились в добре или во зле». Но парадокс заключается в том, что, живя на земле, мы больше заботимся о своём теле, которое точно погибнет, умрёт, нежели о душе, которую спасти можно только в этой земной жизни. Все люди знают, что как бы мы ни холили и ни лелеяли своё тело, как бы ни заботились и ни лечили его — оно ляжет в землю, разложится. И тем не менее мы весьма усердно заботимся о том, что точно потеряем, а о душе редко когда вспоминаем. Святые отцы учат, что человек рождён для того, чтобы примириться с Богом, что только в этой временной жизни можно обрести мир с Богом и в Боге, — мы должны запомнить эту истину.