Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Богословие противостояния/font>

САМОГО СТРАШНОГО ПОКА НЕ СЛУЧИЛОСЬ

Один из самых значительных русских богословов профессор Московской Духовной академии Алексей Ильич Осипов широко известен по своим книгам, лекциям, выступлениям на телевидении, радио и в Интернете. Он умеет ярко говорить о вечном и современном, объяснять текущие ситуации с библейских высот. И наш разговор с доктором богословия — об актуальных проблемах, которые волнуют читателей.

— Может быть, Алексей Ильич, поможете нам разобраться с происходящим в последние годы. Весь западный мир выступает против России. И речь не только о политике, экономике, военных конфликтах, но и о разном отношении к морали, традициям. Есть ли религиозное измерение этого грандиозного противостояния?

— Дело в том, что изначала, с сотворения человека, происходит противостояние добра и зла. С чего оно началось? С того, что люди захотели быть как боги.

Так вот, на Западе эта идея человекобожества, несмотря на период успеха христианской проповеди, стала господствующей с развитием в церковной области утверждения власти папы над всеми христианскими церквами, а в политической сфере — преобладания языческих начал в практической жизни. То и другое явилось фактическим развитием первого греха. Эпоха Возрождения, а затем протестантизм окончательно оторвали человека от искания Неба и основной заповедью верующего провозгласили прямо противоположное Евангелию: «Ищите прежде всего, что есть, что пить и во что одеться, а Царство Божие приложится вам». Так западное христианство, а за ним и всё общество стали глубоко материалистическими по своему духу и цели жизни. Это реальность и нашего времени.

Другое произошло с Россией, принявшей православное христианство. В русском народе, несмотря ни на какие внешние и внутренние события, сохранялся и еще в какой-то степени сохраняется дух христианства. Еще много людей, которые способны думать о смысле жизни, о вере своих отцов, о христианских началах жизни и оторвать взор от земли. Это является основной причиной противостояния Запада и России. Это свидетельствует и о том, что в России еще сохраняется Христос.

— Не изменилась ли расстановка сил в этом противостоянии? Ведь еще совсем недавно, в прошлом веке, все было вроде бы наоборот: там, на Западе, — верующий мир, а у нас — атеистический?

— Это глубокая ошибка: ничего подобного. Так называемая христианская Европа еще у Достоевского получила точную оценку: уже давно в Европе христианства нет, осталось одно кладбище. «Католичество, — утверждал Федор Михайлович, — провозгласило антихриста и тем погубило весь западный мир». Об этом же писали многие наши святые подвижники, которые с удивительным единодушием утверждали об отпадении католицизма от Истины. Так, преподобный Паисий Величковский писал, что латинство откололось от Церкви и «пало… в бездну ересей и заблуждений… и лежит в них без всякой надежды восстания». Святой Иоанн Кронштадтский: «Причина всех фальшей Римско-католической церкви есть гордость и признание папы действительной главой Церкви, да ещё — непогрешимой». Святитель Игнатий (Брянчанинов) называет католицизм еретической церковью. И так далее.

В России верующие ещё понимают и чувствуют свое глубокое духовное несовершенство, видят, что они вовсе не то, кем должны быть по Евангелию. И это является великим стимулом к исканию духовного исцеления, спасения, исканию Христа Спасителя. А на Западе всё наоборот: сам я хорош, но у меня мало прав, не хватает денег, мало возможностей реализовать себя и т.п. А как только всё это будет, большего ничего мне не нужно, смысл жизни достигнут. Как точно писал еще в XIX веке Иван Васильевич Киреевский, русский человек видит свои грехи, свои преступления и кается в них, западный же всегда доволен собою и упивается своим достоинством.

— Не с этим ли связано, что в каких-то ситуациях, вот как сейчас на Украине, мы иногда с теми же мусульманами становимся ближе? Может, потому, что, не изменяя своей вере, мы в этом становимся с ними союзниками, поскольку и они верны своим духовным устоям?

— Я тоже так думаю. Мусульманство по верности своей религии оказывается нам ближе, чем те же, например, католицизм или протестантизм, которые, к сожалению, религию духа превратили в религиозный материализм. Я говорю «католицизм», «протестантизм», но ни в коем случае не подразумеваю здесь людей — верующих католиков и протестантов. Говорю о практической направленности учений их церквей, о выражении в реальной жизни, но никак не о людях. Это важно различать.

Да, мусульманство во многом сейчас к нам ближе прочих религий. Возьмите, например, иудаизм, для него Христос — лжемессия. А у мусульман Он почитаемый пророк, второй после Мухаммеда. Или посмотрите, до чего договорился Ватикан. Оказывается, мы с иудеями верим в одного Бога и потому миссионерство среди евреев фактически запрещено нынешним папой. То есть получается, Ватикан согласен с иудеями, что Христос не Бог Спаситель, а лжемессия? Так Ватикан стал на путь прямого антихристианства. И вся Европа в духовном отношении живет фактически этим же. И Украина сейчас находится под ураганной пропагандой западного образа жизни и отношения к христианству. А дух творит себе формы.

— События на Украине вообще вызывают у многих вопросы с точки зрения веры. С одной стороны — не убий, подставь другую щеку, с другой — положи душу свою… С одной — «нет ни эллина, ни иудея», с другой — молитвы за воинство своей страны. Как это совместить?

— Кто-то убивает по злобе, по ненависти, и это тяжкий грех. Но другие убивают, защищая других от насилия и смерти, и это добро. Само по себе лишение жизни ещё ни о чём не говорит. Главное — в причине такого поступка. Сколько в Православной Церкви святых воинов, таких как Георгий Победоносец, Димитрий Солунский, Александр Невский и др. Разве кто-нибудь из них был осуждён Церковью за то, что они на войне убивали противников?! Осуждается злоба, неправедный гнев. Праведно же гневался и Сам Христос.

Что же касается молитв за своих воинов, тут надо вспомнить слова апостола Павла: «Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного».

— Но ведь когда цитируют слова про эллина и иудея, уже видят в этом какой-то космополитизм?

— Ничего подобного. Вот перед нами семья, дети, друзья, соседи и дальше, дальше. О ком прежде всего обязан человек заботиться? О своей семье или обо всех по кругу? Так вот, прежде всего надо заботиться о тех, с кем мы живем, кто нам поручен. Поручена семья? Вот исполни свой долг. Если сможете при этом помочь и другим — помогите и им. Всем же помочь человек не может. Напал агрессор на твой народ — защити его, ибо в этом заключается правда и любовь. Как Христос ответил женщине, просящей за дочь: «нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам». Кажется, это звучит грубо. Но тут указана истина: прежде должно заботиться о том, кто нам поручен, за кого мы ответственны перед совестью и Богом. А обо всех мы заботиться не можем.

В отношении же эллина и иудея речь идёт о том, что христиане ко всем должны относиться с добром, независимо от их национальности, веры, социального положения, — никому не делать и не желать зла. Но если видим, что на наш народ, наших близких и беззащитных идет агрессор, убийца, то нужно всячески бороться с противником, кем бы он ни был. Толстой, например, извратил Евангелие, призвав не противиться злу. Мы должны обязательно противиться злу. Иначе во что превратится жизнь? Потому всегда в особом почёте находились воины (а не артисты), ибо они первыми отдавали свои жизни, защищая других, исполняя заповедь Христа: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». А как можно душу, то есть жизнь, положить? Подставить грудь и всё? Нет, нужно поразить тех, кто несёт зло, кто хочет убить, и это всё ты должен сделать, хотя бы ценой своей жизни, — защитить, поражая, убивая носителей смерти твоих ближних, твоей Родины.

— Но вот что сейчас происходит: друг против друга воюют православные, родные по вере и крови. Разве возможно такое? И как к этому относиться?

— Нового тут ничего нет. Только началось человечество, и уже Каин убивает Авеля, своего родного брата. Но я вот о чем хочу сказать. Помните из гоголевского «Тараса Бульбы»: «Я тебя породил, я тебя и убью», — сказал он своему родному сыну и застрелил его за предательство своего народа. Что же совершил Тарас Бульба? Преступление? Нет, тяжелейший подвиг духа.

Можно быть кровными родными и ненавидеть друг друга. А можно быть совершенно чужими людьми, но иметь единый дух, одну душу, иметь действительную любовь между собой. И когда вопрос сводят к тому, единокровные ли мы, единоверные или нет, это просто примитив и полное непонимание того, что единство возможно только в единстве духа, то есть в единомыслии, единстве желаний, взаимной любви, а не тела и крови!

В чем суть украинского конфликта, каковы его причины? Теперь есть полные доказательства, документы, которые показывают, что восемь лет Донецк и Луганск не только подвергались непрерывным нападениям, артобстрелам, но, оказывается, уже была подготовлена и окончательная жестокая расправа над всем населением, и прежде всего русским. Ведь ЛДНР постоянно пытались найти решение на почве переговоров. И даже Минские соглашения заключили при международных посредниках. И что же это дало? Вот только что Порошенко заявил, что они и не думали выполнять их. Сейчас стало совершенно ясно, что Россия воюет не с Украиной, а с Западом, с Америкой и их ставленниками. Своей небывалой по силе пропагандой они искусственно разжигают неприязнь украинцев к русским. Это страшное нравственное зло, за которое они ответят перед Богом и, уверен, перед всеми людьми. Вы только подумайте, какую любят они Украину, когда призывают бороться «до последнего украинца»! Это же открытая издёвка, сатанизм. Ненавидят они Украину, так же как и Россию, чтобы уничтожить обе. Вот где корень этой войны!

— Вы уже ссылались на Достоевского. Его имя часто звучит и в ходе атак на нашу страну и культуру. Говорят, что именно в нём истоки того, что опасно для Запада. Почему его ненавидят наши противники?

— С моей точки зрения, ни один из русских нецерковных писателей не раскрыл с такой силой и очевидностью, что такое настоящее христианство, настоящая любовь, настоящее покаяние, как Достоевский. Он глубокий, потрясающий православный психолог — в отличие от современных западных материалистов, которых и у нас достаточно. У него дух Христов. Запад заражён духом антихриста. Потому и ненавидит Достоевского, обливает его грязью. Но пока у нас жив Достоевский — ничего Запад не сможет сделать с Россией.

Текст: Валерий КОНОВАЛОВ

Источник: Крестовский мост

следующая