Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Русский путь, русская судьба

«БЫЛ ВОИСТИНУ ТЫ РЫЦАРЕМ-ЦАРЁМ»

Мы продолжаем разговор с прот.Геннадием Беловоловым о возможной канонизации русского императора Павла I. Беседа была начата в прошлом номере, а сегодня вы сможете прочесть её завершение.

— Есть такое возражение против его канонизации: этак придётся канонизировать всех убитых монархов: и Иоанна VI, и Петра III, и Александра II… А почему, собственно, мы канонизируем убиенных государей, а не канонизируем, скажем, героически погибших офицеров (да и солдат)? Выходит, царская корона даёт больше прав на канонизацию?

— Поскольку земной царь в православном восприятии является образом Царя Небесного, в его служении внутренне заложена идея страдания за Христа даже до смерти. Поэтому неудивительно, что многие наши государи восходили на свою личную царскую голгофу. Это часть их христоподражательного жертвенного подвига. Эту мысль ясно выразил святой князь Борис в молитве перед убиением от Святополка: «Вмениша мя, яко овна на снедь» («Причислили меня, как агнца в жертву»).

В отношении императора Павла этот подвиг имеет очевидный характер мученического венца. Как известно, заговорщики, ворвавшиеся в покои государя в ночь на 12 марта 1801 г., требовали у него отречения от престола и предлагали ему подписать манифест об этом. У императора Павла, таким образом, был выбор, он мог сохранить жизнь, отрёкшись от царского служения. Но он гневно отверг эти требования и разорвал предложенный ему манифест. Всё это делает его не столько жертвой заговора, сколько мучеником и страдальцем за царский венец Помазанника Божия.

— Какова, по-вашему, роль Александра Павловича в цареубийстве? Так ли она велика?

— Злодейское убийство отца стало для цесаревича шоком; узнав о нём, он разрыдался. Хотел ли он убийства своего отца? Очевидно, нет. Мог ли он его предотвратить? Скорее всего, мог. Всей последующей жизнью император Александр искупал грех невольной причастности к убийству отца. Это было покаянное царствование. Даже нашествие Наполеона Александр I воспринимал как кару Божию. Но верим, что Господь принял покаяние Александра Павловича, в итоге он в истории заслужил эпитет «Благословенный».

— Последний вопрос: есть ли у вас личный опыт духовного общения с Павлом Петровичем?

— С радостью поделюсь своим опытом небесной помощи государя императора Павла. Вернусь к тому, с чего начал: в 2006 году в Россию были принесены «мальтийские святыни». Они находились в Санкт-Петербурге и Гатчине. Мне показалось, что это замечательный повод вспомнить о Харалампиевом монастыре, основанном императором Павлом для их хранения и поклонения. Но от монастыря, заложенного на территории Гатчинского парка, ничего не осталось. Тем не менее было желание почтить хотя бы его место и установить на нём поклонный крест. В настоящее время это территория музея-заповедника, и без разрешения администрации музея на ней ничего нельзя строить или воздвигать. Времени до принесения святынь в Гатчину оставалось немного, получить разрешение в эти сроки, казалось, невозможно. Требовалось множество согласований. Что делать? Кому молиться? И тут для меня стало очевидно, что воздвижение креста на месте монастыря, основанного императором Павлом, — это продолжение его деяния и нужно именно его просить о помощи. Император Павел — самодержец, хозяин этого места — должен обязательно помочь в таком благом деле, так думал и молился я. Тогда я, наверное, впервые сказал: «Святый Царю-Мучениче Павле, моли Бога о нас!» И не ошибся!

Каково же было мое удивление, когда в кратчайшие сроки было получено согласование директора Гатчинского музея Н.С.Батенина на установку креста!..

11 июля 2006 года почти 3-метровый крест был торжественно освящён собором духовенства в сослужении черногорских монахов, в том числе сопровождавшего святую десницу Иоанна Предтечи иеромонаха Петра. На кресте была утверждена табличка с надписью: «Сей крест установлен в память принесения десницы святого Иоанна Предтечи в град Гатчину 10–12 июля 2006 г. на месте Харлампиева монастыря, основанного императором Павлом I в 1800 г.». В настоящее время этот крест стал достопримечательностью Гатчины и указывается во многих путеводителях по городу.

Я воспринял воздвижение этого креста как чудесную помощь императора Павла, который в наше время помогает нам возрождать наши святыни. Я понял, что император Павел — наш скорый помощник и заступник, воистину великий угодник Божий, имеющий благодать помогать обращающимся к нему. Поэтому я верю в его святость и верю в его будущее прославление. В этом убеждает и всё более ширящееся народное почитание государя-мученика. Каждый год в день его памяти приходит всё больше и больше людей на панихиду на его могиле в Петропавловском соборе, открывающих для себя светлый и святой образ праведного императора. Думаю, что со временем у нас будет написана икона, на которой встанут рядом два великих царя-мученика — Николай Александрович и Павел Петрович, молитвенники о Русском царстве.

А закончить хотел бы замечательными пророческими строками Сергея Бехтеева, посвящёнными царственному мученику Павлу:

…Но день придёт, и в прежней чистоте
Для назидания грядущих поколений
Воспрянет истина в священной красоте,
Освобождённая от долгих заблуждений.

Рождённые столетней клеветой,
Рассеются все призраки обмана,
И встанет в славе праведник святой
Из гроба мрачного «безумного тирана».

Вопросы задавал Сергей ОЛЬХОВЕЦКИЙ

предыдущая    следующая