Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Не смеют крылья чёрные над Родиной летать

ОТ МОЛИТВЫ О МИРЕ К МОЛИТВЕ О ПОБЕДЕ

Наш разговор с прот. Димитрием Василенковым, настоятелем храма во имя Августовской иконы Божией Матери, председателем Отдела Санкт-Петербургской епархии по взаимодействию с казачеством, мы начали с воспоминаний о павшем смертью храбрых священнике прот.Олеге Артёмове. Он исполнял обязанности помощника командира части по работе с верующими. 24 марта 65-летний батюшка попал под обстрел украинского «Смерча» и погиб под огнём, накрывшим духовно окормляемый им русский отряд ПВО.

— Я не так уж долго был с ним знаком… Настоящая дружба у нас началась, когда он перешёл к нам в епархию. Мы с ним обсуждали многие вопросы, иногда я приглашал его послужить в своём храме, порою он замещал меня… Если я просил помочь, он чем мог помогал… Словом, были у нас хорошие дружеские отношения.

— Какое впечатление производил отец Олег?

— Человек прямой и достаточно категоричный в своих суждениях. Мог высказывать своё мнение, невзирая на лица: если считал, что собеседник неправ, то так и говорил ему — будь то хоть генерал, хоть боец. Отец Олег стоял всегда за правду. Мы же нередко в разговорах с большими начальниками предпочитаем компромисс, а отец Олег никогда таким не был: всегда чётко и жёстко мог сказать любому всё, что он думает. У него всегда можно было поучиться твёрдому стоянию в правде. «Боязливые Царства Божия не наследуют», так вот отец Олег не был боязливым человеком, он всегда был готов идти за правду до конца.

— Как вы узнали о его гибели?

— Перед тем как он поехал в последнюю командировку, я помогал ему получше подготовиться… Уехав, он иногда звонил мне оттуда, мы поздравляли друг друга. Последний звонок был за три-четыре дня до его гибели. Спрашиваю: «Когда приедешь?» А он: «Да пока здесь остаюсь…»

А потом прочитал о том, что он погиб, и сначала не поверил этому известию, удивился… А потом понял, что это тяжёлая реальность… Отца Олега отпевали в Спасо-Преображенском соборе, владыка Назарий (Лавриненко) и владыка Савватий (Загребельный) — председатель синодального Отдела по взаимодействию с Вооружёнными силами. Много было священников, много людей, знавших отца Олега… Похоронили его на Серафимовском кладбище, неподалёку от храма, там, где захоронения военных.

— Военная операция на Украине вызвала всенародную волну сочувствия и руководству страны, и нашей армии. Очень многие переживают за русских воинов, очень многие хотели бы как­то помочь им… Что бы вы им посоветовали?

— В Санкт-Петербурге есть немало всевозможных организаций, которые возят гуманитарную помощь в зону боевых действий. Можно поучаствовать в сборе этой помощи, можно пожертвовать что-то от себя. Вот что я скажу всем читателям «Православного Санкт-Петербурга»: кто желает помочь нашим ребятам, может связаться со мной. Пусть звонит в редакцию вашей газеты по телефону 8-950-010-88-41 и через вас свяжется со мной — так даже лучше будет. Должен, правда, заметить, что адресную помощь я не оказываю, у меня нет ни возможности, ни времени везти посылку конкретному человеку, — но в остальном мы обязательно рассмотрим ваше предложение и сделаем всё возможное, чтобы ваша помощь дошла до тех, кто в ней нуждается.

А помощь принимается любая. Магазины в зоне боевых действий практически не работают, света нет, коммунальные службы бездействуют… Вот и представьте себе, что там может потребоваться! Да всё — от мыла до хлеба! Кроме того, на территории России скопилось очень много беженцев, которые также нуждаются в помощи, и я знаю группы добровольцев, которые возят помощь именно этим людям. Помогать можно по-разному — свяжитесь с нами, и мы обсудим, чем могли бы стать полезны именно вы.

Вот у меня, скажем, написана книжка «На войне» — о выживании в зоне боевых действий. Она уже издана и пользуется большим спросом там, где действует наша армия, — существующего тиража не хватает. Если кто-то сможет оплатить издание ещё одной тысячи экземпляров, то, поверьте, это не будет бесполезным делом. А у кого-то, может быть, есть своя типография…

Можно помочь и раненым — тем, что лежат в наших госпиталях, причём помочь не только продуктами или медикаментами, но и просто своим участием. Мне, например, известно, что детишки из одной петербургской воскресной школы выступали перед ранеными, пели им песни, раздавали подарки. Разные бывают формы помощи нашему Отечеству — было бы желание, остальное всё получится. Я знаю, что православная молодёжь через Интернет объединяется в сообщества — именно для того, чтобы вместе помогать Родине. Это тоже дело хорошее. Пусть такие сообщества обращаются к нам — мы поможем им.

— Среди некоторых верующих распространено мнение, что молиться нужно за скорейший мир. Но что такое мир без победы? Не за победу ли России нужно нам молиться? Ведь только победа даст нам действительно прочный мир на долгие годы.

— Ну и пусть молятся за мир. Слава Тебе Господи, что молятся! Это уже какой-то вклад. Всё-таки и священноначалие призывает нас за мир молиться. Конечно, думающий человек понимает, что мир должен быть настоящим миром, а не передышкой перед очередной дракой. Но когда православные переживают за то, что творится в Отечестве, и объединяются для молитвы — значит, равнодушие уже сломлено. Может быть, с этого и начнётся: от души молясь за мир, человек начнёт что-то понимать, приступит к каким-то действиям и на­чнёт приносить пользу.

Ведь ни для кого не секрет, что сейчас каждый понимает под миром нечто своё. Для наших врагов мир — это капитуляция Москвы и раздел России на три части. А мы считаем, что надо заканчивать это русофобское безумие и приходить в разум тому, кто из него вышел. Если опять всё ограничится договорённостями, подобными Минским, то в скором времени эта передышка опять приведёт к войне, и так будет продолжаться до бесконечности. Значит, нацистское безумие должно быть отринуто — и только тогда, на новых основаниях, можно будет жить вместе. Всё-таки мы одна Святая Русь, мы один народ — просто часть его обезумела. А безумных надо исцелить — никаким иным путём мир не наступит. Поэтому большая ответственность сейчас лежит на всех нас, в том числе и на нашем воинстве. Если мы нравственно не будем выше нашего противника, то как мы укажем ему выход из ситуации? Как исцелим больного, если сами остаёмся безумными? Поэтому ещё много, много всего предстоит нам понять, чтобы смогли понять и другие.

— Действительно, понять нам нужно многое, разброд в обществе — в том числе и в православном — достаточно сильный…

— Во-первых, всем нам надо молиться. Без молитвы — как Господь вразумит? Посоветовал бы всем читать св.прп.Лаврентия Черниговского — он великий святой, и он очень хорошо говорит о едином народе — русском, украинском, белорусском, — о народе, который сейчас пытаются уничтожить. Нынешние события — это не просто локальный конфликт, это страшная трагедия, которая началась не сегодня и не вчера. Цель наших врагов — вовсе не независимость Украины, а уничтожение России, нашей общей Святой Руси. Если не выстоим, если не произойдёт исцеления, всеобщего вразумления, то и России не будет. Посмотрите, какие планы строит враг! По этим планам никакого будущего у нашего Отечества нет. Противник уже ошибся один раз — в 1991 году, когда расчленил СССР, но сохранил нерасчленённой Россию. Сейчас этой ошибки никто повторять не будет. Если рухнет Россия, то страшный удар будет нанесён по Русской Православной Церкви: её просто начнут уничтожать. Настало время посещения Божия: нам приходится расплачиваться за всю нашу прежнюю дурь, приходится пить горькое лекарство. Все наши ошибки начинают проявляться, все наши духовные недоработки вылезают на свет. Мы просим помощи у Бога, и Отечество наше действительно нуждается, как никогда, в помощи Божией… Но полтора миллиона абортов, они же никуда не ушли! Они висят грузом на наших молитвах! Настало посещение Божие, и как было во всех бедах: народ каялся — и Господь всё управлял. А враг-то это понимает: он старается оборвать связь народа с Богом, ввергнуть народ в грех — и тогда можно будет делать с ним всё что хочешь.

И вот в Москве, в самом её сердце, в Кремле, — идёт концерт этого несчастного Киркорова! Что тут сказать? Это действо тоже не без сакрального смысла. Это, извините, проверка на вшивость народа нашего: если промолчим, если проглотим, то чаша гнева Божиего переполнится.

— А что мы можем сделать? Мы соберёмся на кухне, повозмущаемся с глазу на глаз… Что от этого изменится?

— Почему же только на кухне? Сейчас православные могут сделать и что-то большее: например, писать заявления в прокуратуру. И вообще всячески и повсюду демонстрировать своё неприятие. Мы же не молчаливое стадо баранов. Враги должны слышать от нас не покорное молчание, а протесты, не воображать, что нам плюй в глаза — всё Божья роса. Нет. Мы должны говорить! Если народ не примет эту хулу, если он выскажет свой протест — значит, за это беззаконие ответит только тот, кто непосредственно его подготовил, только с них Господь спросит. А вот если народ промолчит, тогда все мы виноваты, всем нам придётся ответить, — а сейчас идёт война, и на войне народ отвечает за свои грехи кровью. Да, богохульство устроил враг рода человеческого, но Господь нас испытует, насколько мы способны быть в нравственно здравом духе, насколько мы ещё не повредились духовно. Настало время испытаний, время молитвы, время труда над собой. Время духовного внимания к себе. По-другому — никак.

Вопросы задавал Алексей БАКУЛИН

предыдущая    следующая