Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

8—14 мая — неделя Святых Жен Мироносиц

ПЕРВЕНСТВО ПРЕДВАРЕНИЯ

Первое свидетельство о Женах Мироносицах имеет большое значение, ибо наша жизнь пронизана разнообразными смыслами и связями. Так, мы знаем, что когда были сотворены первые люди — Адам и Ева, — то Адам был сотворён первым, а Ева — второй, она была сотворена помощницей Адаму. И в нашей мирской жизни точно так же в семейных отношениях мы призваны реализовать замысел Божий: главенство Адама (мужа) и помощь Евы (жены). Но почему же в таком важном деле, как свидетельство о Воскресении Христовом, жёны первыми пришли к месту погребения Христа, раньше апостолов? Святые отцы уподобляют отношения мужчины и женщины в семье отношениям ума и сердца, ума и тела. Сам Господь даёт нам такой образ, сравнивая семью с устроением Церкви: Церковь есть Тело Христово, а Христос есть наша глава. Точно так же и в малой церкви, которой является семья, жена представляет как бы тело этой малой церкви, а муж — её глава.

Но если мы посмотрим на путь к Богу отдельно взятого человека, то видим, что путь этот начинается всегда с простых вещей — с наших телесных трудов, которые предваряют и подготавливают нечто большее. Путь всей истории Церкви и человека, истории отношений человека и Бога, свв.отцы изображают как движение от образа к реальности и от реальности к тайнам будущего века. И в этом смысле всякий человеческий путь проходит таким образом, что слабейшее предваряет сильнейшее и меньшее предваряет большее. Сперва были ветхозаветные пророки, а потом высший из пророков — св.Иоанн Предтеча. Сперва св.Иоанн Предтеча, а потом — Христос Спаситель. Сперва Пресвятая Богородица, а потом — Рождение Богомладенца Иисуса. В этом устроении отношений человека и Бога всё устроено Господом премудро. Но если мы нарушим или исказим этот путь, то зайдём неизвестно куда.

Всё вышесказанное призвано к тому, чтобы зримо показать роль женщины, которая символизируется Женами Мироносицами, а ещё больше — Пресвятой Богородицей, чтобы мы могли осмыслить, какова же подлинная роль женщины в нашем бытии. И мы видим, что женщине на этом пути к Богу принадлежит определённое первенство. Не первенство главенства и руководства, но первенство предварения. Это действительно так. Не надо далеко ходить за примерами, просто вспомним не столь давнюю историю нашей страны: когда церкви после долгих лет гонений в советское время стали открываться, отстраиваться заново, кто первым пошёл в храмы? Женщины! А за ними уже потянулись мужчины. Женщина преобразует начинание, а мужчина завершает дело.

У каждого из нас есть своя функция. Какие добродетели в нашей малой церкви — семье — сегодня потребны более всего? Послушание и смирение. Но это не одно и то же, это две разные добродетели. Современной женщине не хватает послушания, а современному мужчине —
смирения. Потому что послушание — в следовании (не без рассуждения, конечно) за главой. А смирение есть любовь к слабейшему, покрывание его недостатков, терпение отсутствия этого самого послушания.

Современный мир всё больше и больше отворачивается от Христа. Этот процесс в истории шёл всегда, постепенно, но особенно это стало видно в наше время — XXXXI века. Это особо зримо в наших семьях, в которых начинается и в какой-то мере заканчивается церковная жизнь большинства из нас. Мы знаем, что сегодня нападки на семью многообразны. Церковь этому противостоит. Но невольно эти тенденции мира проникают в нас с вами. Мир принуждает, призывает человека отказаться от добродетелей семейной жизни. Женщину призывает к эмансипации, чтобы жить по собственному разумению (жизнь по собственному разумению относится и к мужчинам). Мужчин призывает уйти из реальности в мир иллюзорный, мир различных зависимостей, к нетерпению чужих недостатков. И наша задача — противостоять этому натиску мира в самих себе. Мы не должны поддаваться этому гибельному влиянию мира. Любовь, умение уступить, умалиться сохранят малую церковь — семью. Для этого надо понять смысл первенства каждого: для женщины это первенство прообразования, предчувствия, помощи мужу и близким; а для мужчины — первенство как главы семьи, за которую он несёт ответственность пред Богом.

Поздравляю наших женщин с праздником! Чтобы импульс и смысл главенства женщины как пролагательницы пути для мужчины, который призван его завершить, всегда пролегал по Божественной воле, в русле послушания Богу и мужу. Тогда этот путь, — путь каждой отдельно взятой семьи — завершится реализацией тех возможностей мужчины, которые заложены в нём и которые выражаются в принципе главенства и ответственности.

Протоиерей Михаил ЛЕГЕЕВ, преподаватель СПбДА, кандидат богословия

предыдущая    следующая