Газета основана в апреле |
||||
НАШИ ИЗДАНИЯ | «Православный Санкт-Петербург» «Горница» «Чадушки» «Правило веры» «Соборная весть» |
Имя святителя Иоанна Златоуста — одного из трёх вселенских святителей — знакомо каждому православному человеку. И не только потому, что в храмах служится составленная им литургия. Духовное наследие свт.Иоанна Златоуста — это и богословские трактаты, и комментарии на Священное Писание, и письма разным людям по разным поводам, и, конечно же, проповеди. «Сначала Бог не сделал одного богатым, а другого бедным и, приведши людей, не показал одному многих сокровищ, а другого лишил этого приобретения, но всем предоставил для возделывания одну и ту же землю. Каким же образом, когда она составляет общее достояние, ты владеешь столькими-то и столькими участками, а ближний не имеет ни клочка земли?.. Корыстолюбивые богачи — это какие-то разбойники, засевшие при дороге, грабящие проходящих и зарывающие имущества других в своих кладовых… как свиньи в грязи, они услаждаются, валяясь в нечистотах сребролюбия».
Обличение святителем богатых и нечестивых — именно такую тему для сегодняшней беседы избрал доктор богословия, доктор медицинских наук, профессор настоятель храма Рождества Иоанна Предтечи в Юкках протоиерей Григорий ГРИГОРЬЕВ.
Девятого февраля мы поминаем святителя Иоанна Златоустого, патриарха града Константинопольского. Спаситель говорил Своим ученикам: «Когда же будут предавать вас, не заботьтесь, как или что сказать; ибо в тот час дано будет вам, что сказать, ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас» (Мф.10,19—20). И из уст праведников, несущих слово Божие, потекут реки живой воды. Вот такие реки живой воды истекали из уст Иоанна Златоуста. Когда святитель выступал со своей проповедью, город замирал, люди бросали свою работу и, охваченные благодатью Божией, приходили и слушали его слово. Они могли слушать без конца, они не могли оторваться от того, что слышали, потому что из уст святителя воистину истекали реки живой воды. Для нас сейчас это очень необычно, но в то время люди не раз аплодировали святителю.
У нас был подобный случай 15 октября 2015 года, когда владыка Игнатий, епископ Выборгский и Приозерский, в день памяти священномученика Киприана и мученицы Иустины (в честь этих святых освящён наш нижний храм) проводил великое освящение нашего верхнего храма в честь Рождества Иоанна Предтечи. Освятив престол Предтеченского храма, владыка обратился с архипастырским словом к людям, и речь его была настолько пламенная, что прихожане после проповеди зааплодировали. Владыка растерялся и даже обиделся и сказал: «Как можно аплодировать в храме?!» Люди очень огорчились, ведь у них была детская радость… И тогда я вышел и сказал: «Владыка, аплодисментами встречали в храмах речи святителя Иоанна Златоуста». — «Но я же не Иоанн Златоуст», — ответил владыка Игнатий. И тогда я сказал: «Владыка, но то слово, которое вы сказали, вызвало такой же благодатный отклик, как вызывало слово Иоанна Златоуста в душах людей, потому что из ваших уст потекли реки живой воды!» Владыка смущённо улыбнулся, и все вокруг заулыбались…
Конечно, святитель Иоанн, обладавщий чудным даром — словом проповеди приковывать к себе внимание целого города, имел огромное количество недоброжелателей. Тем более что нередко свой Божественный дар слова он направлял на обличение людей богатых, горделивых, заносчивых. Если мы будем изучать работы святителя Иоанна Златоуста, то увидим, что одна треть всех его творений прямо или косвенно связана с обличением богатых людей. Иоанн Златоуст столько сказал на эту тему, сколько не сказали за тысячу лет все святые учителя вместе взятые. В число тех, против кого выступал святитель, попала и императрица Евдоксия (по сути, правительница при слабом и безвольном императоре Аркадии), отличавшаяся непомерной жадностью и тягой к роскоши. Златоуст вступает с ней в конфликт, защищая от конфискации имущество вдовы и детей опального вельможи, а в храме, обличая в проповедях щегольские траты, недвусмысленно показывает глазами на саму императрицу…
Но святитель обличал богатых не потому, что он был против богатства. Так же как Климент Александрийский, он полагал, что богатство не является злом, — злом является зависимость от богатства, злом является то состояние, когда человек порабощён идеей накопительства и оказывается в плену своих денег, своего золота. «…ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф.6,21). Свт.Иоанн Златоуст так и говорил, обращаясь к богатым людям: «Вы бы весь мир обратили в золото, даже деревья, моря, воздух обратили бы в золото!» Как не вспомнить тут индийскую сказку «Золотая антилопа»? В итоге груда золота привела богача из сказки к гибели, засыпав с головой.
Богатство не является злом, когда человек осознаёт себя временным распорядителем своих сокровищ. Так было в первые века христианства, когда богатые люди приносили свои деньги и отдавали их апостолам на нужды христианской общины и не было среди христиан деления на бедных и богатых; все жили в некой христианской коммуне — прообразе Царствия Божиего, в мире справедливости и любви. «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин.13,35).
Господь сказал, что все земные сокровища принадлежат в равной мере всем людям, просто у богатых людей есть некие таланты, которые помогают им приумножать капитал. Но эти таланты должно направлять на общее благо, а не использовать ради личного обогащения.
Святителя Иоанна Златоуста за его пламенные речи трижды извергали из патриархов Вселенских, Константинопольских и трижды восстанавливали. После последнего изгнания он умер в ссылке. Святой обличал Византию и пророчествовал о том, что любовь к золоту погубит христианскую православную империю, которая призвана стать Царством Божиим на земле, прообразом Царствия Небесного, где будут справедливость и всеобщее благоденствие, где не будет большой разницы между бедными и богатыми, где все будут любить всех. Пророчества святителя Иоанна оказались воистину приговором Византии. Любовь к богатству, роскоши привела великую империю к падению.
Когда турки надвигались войной на Константинополь, один из военных инженеров Византии изобрёл пушки и ядра, начинённые порохом, и предложил создать линию обороны, использовав секретное для того времени оружие. Константинополь, действительно, расположен так, что если по городским стенам поставить орудия, которых нет у неприятеля, то это будет неприступная крепость. Богатые жители собрались на совещание, обсудили этот вопрос и пришли к выводу, что это слишком дорого, на оборону города им было жалко денег. «И так отобьёмся, помогут союзники!» И тогда человек, который предложил создать оборону Константинополя, обидевшись на богатых жителей, продал своё открытие туркам, и именно под залпами его орудий рухнули стены Константинополя.
Слова Иоанна Златоуста — реки живой воды, обличавшие богатых, предсказывавшие крах величайшей православной империи мира, пленение иноверцами величайшего христианского храма Софии Премудрости Божией, — материализовались. На битву вышли всего пять тысяч человек, и все защитники погибли, союзники не пришли, а турок наступало более двухсот тысяч. Враг ворвался в храм во время литургии, и были уничтожены все, кто находился там. Пророческое слово святителя давало возможность людям не допустить этого, но любовь к деньгам победила. Его слово могло стать точкой опоры для Византии, но оно стало приговором человеческой зависимости от золота.
События тех давних лет являются предостережением и для нас, ныне живущих.
† † †
Перенесение честных мощей свт.Иоанна Златоуста из Коман в Константинополь совершилось в 438 г., через 30 лет после смерти святителя, при сыне Евдоксии императоре Феодосии II (408—450). По прибытии мощей святителя в Константинополь 27 января 438 г. весь город во главе с патриархом Проклом, императором Феодосием со всем его синклитом и множеством народа вышел навстречу. Многочисленные клирики со свечами, кадилами и хоругвями взяли серебряную раку и с песнопениями внесли её в церковь святой мученицы Ирины. Когда Патриарх Прокл открыл гроб, тело святителя Иоанна оказалось нетленным, от него исходило благоухание. Припав ко гробу, император Феодосий II со слезами просил святителя простить его мать.
Позднее мощи святителя были вывезены в Рим. 26 ноября 2004 г. мощи свт.Иоанна Златоуста по решению папы Иоанна Павла II были возвращены Константинопольской церкви вместе с мощами свт.Григория Богослова. В настоящее время честные мощи свт.Иоанна Златоуста хранятся в соборе св.Георгия в Стамбуле.