Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

В номер

ДОРОГИЕ ОТЦЫ НАСТОЯТЕЛИ!

Газета «Православный Санкт-Петербург» предлагает вам присылать в редакцию важные новости, сообщения о событиях, которые произойдут в ближайшем будущем в вашем приходе. Интересные новости будут опубликованы. О важных событиях возможна публикация репортажа. Наш e­mail: pravspb@yandex.ru


В декабре минувшего года в СПб завершился II Всероссийский фестиваль православных певческих традиций «Истоки», в котором приняли участие коллективы и специалисты не только из нашей митрополии, но и из Москвы, Екатеринбурга, Ростова-на-Дону, Сортавалы, Тольятти, Чебоксар, Великого Новгорода, Пскова, Самары и других регионов страны. Фестиваль посвящён популяризации в первую очередь древнерусского церковного пения. Рассказывает председатель оргкомитета «Истоков» протоиерей Димитрий Кулигин, настоятель храма во имя иконы Божией Матери «Державная» (СПб, пр.Маршала Жукова).

— Судя по порядковому номеру, наш фестиваль молодой. Но его история насчитывает уже более 15 лет. Она начинается с «Мироносицких встреч». Так как в нашем храме вошло в практику древнерусское пение, в 2005 году у меня зародилась идея собрать всех, кто практикует такое пение, и обменяться. Встречи стали ежегодными. Я назвал их «Мироносицкими», так как наш клирос состоял тогда только из женщин и проводились встречи обычно на день памяти свв.Жён Мироносиц.

Популярность встреч росла, и они физически уже не могли вместить всех желающих — как зрителей, так и исполнителей. Так родилась идея проводить фестиваль, который бы состоял из ряда мероприятий — концертов, круглых столов, семинаров, мастер-классов, лекций. Митрополит СПб и Ладожский Варсонофий благословил наше начинание, и в 2020 году состоялся Первый фестиваль, который мы назвали «Истоки». Были участники не только из России, но также со Святой Горы Афон, из Франции и из Великобритании. Фестиваль проходил в тяжёлых условиях — как раз грянуло то, что называют коронавирусной пандемией. Но мы проводили трансляции богослужений, концерты, которые можно было посмотреть только онлайн, а также лекции, мастер-классы.

Несмотря на болезненные события, охватившие весь мир, и ограничительные меры в связи с коронавирусной инфекцией, народ себя молитвы не лишал, наоборот, ещё более почувствовал потребность в ней. Люди были благодарны фестивалю за то, что мы донесли до тех, кто сидел взаперти у себя дома, то, чего им не хватало, — и церковные службы, и концертное общение.

У нас выступали и звонари, ведь церковное пение естественным образом связано с колокольным звоном, особенно это касается древнерусского пения. В рамках Первого фестиваля искусству звонарей также было уделено особое внимание. А на Втором фестивале мы пошли дальше, потому что, опять-таки по логике, церковное пение звучит не где-то в поле, а в храме, соответственно, храмовое пространство здесь очень важно. Поэтому мы коснулись, в частности, и архитектуры, и иконописи, и мозаики. Также на Втором фестивале неожиданно особым успехом стали пользоваться мастер-классы и лекции по каллиграфии. Ведь каллиграфия связана со знаменным пением.

Мы большое внимание уделяем древнерусскому пению. Меня когда-то привлекло отличие древнерусского пения от светского музицирования. Гармоническое пение, распространённое в наших храмах, обращается скорее к нашим эмоциям, то есть к каким-то душевным, я бы сказал даже страстным, струнам, нежели к духовным. Как замечает в своей статье Анатолий Гринденко, в партесном пении есть опасность манипуляции молящимися, а древнерусский роспев предполагает молитву, которой индивидуально не руководит ни священник, ни регент хора, — священник, регент, певчие и все молящиеся в храме становятся сомолитвенниками. И мне лично гораздо лучше погрузиться в молитву при древнерусском пении, чем при партесном. Помимо древнерусского пения, мы приветствуем и другие традиционные певческие культуры. Например, хор им. прп.Иоанна Дамаскина при Владимирском соборе представил византийское пение. Также в нашем фестивале принял участие и грузинский приход.

Игорь Лунев (с сокр.)

предыдущая    следующая