Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

19 января — Крещение Господне. Богоявление

НИСХОДИТ ДУХ СВЯТОЙ НА ВОДУ, КАК НИСХОДИЛ ОН НА ХРИСТА

Праздник Богоявления занимает особое место в ряду священных исторических событий, связанных со Спасителем. Ведь именно с этого момента — с Крещения Господня — начинается общественное служение Христа Спасителя, когда Он открывает Себя народу и начинает Свою проповедь. Также праздник Богоявления имеет особый богословский смысл. Какой? На этот и другие вопросы отвечает преподаватель СПбДА кандидат богословия прото­иерей Михаил ЛЕГЕЕВ.

Богословие — это откровение Бога человеку. Поэтому не только праздник Богоявления связан с откровением Бога человеку, но и все церковные праздники, вся жизнь Церкви и вся её история.

В событии же Богоявления всех очень интересует именно тот таинственный момент, когда Бог Отец свидетельствует о Сыне. Кому предназначалось это откровение? Конечно же, оно предназначалось человеку, так же как и всё в жизни Христа Спасителя предназначается человеку. Тут важно помнить о том, что Христос при Боговоплощении принимает на Себя падшую человеческую природу, причём принимает совершенно добровольно. Он не принимает на Себя греховной испорченности нашей природы, а только следствия этой испорченности: телесное страдание, возможность умереть, то, что называется в богословии «непорочные страсти». Он алкал, жаждал, плакал, хотел спать… как и все мы. Высшей точкой этих непорочных страстей была Его добровольная смерть. Христос Спаситель принимает непорочные страсти, но остаётся совершенным Богом и совершенным во всех смыслах Человеком. Совершенным Человеком Он являлся не только потому, что в Нём присутствовали дух, душа и тело, как в каждом из нас — весь состав человеческой природы, но в том смысле, что эта природа была чужда какой-либо нечистоты. Поэтому всё, что делает Христос Спаситель, нужно не Ему, а нам.

Иногда даже среди некоторых богословов можно встретить такое мнение, что Христос Спаситель принимает испорченную природу человека, чтобы исцелить её в Самом Себе. Если бы это было так, это означало бы нужду и Самого Христа Спасителя в таком исцелении. Ибо если Он имеет в Себе что-то испорченное, то это требует исцеления. Но это не так. Христос Спаситель, выходя на Крещение, прообразует Крещение каждого из членов Церкви. А Богоявление — это глас Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф.3,17) — и сошествие Святого Духа в образе голубя.

Тут мы можем обратиться к примеру нашей практической жизни — к нашему собственному Крещению. Когда человек крестится, входит в Церковь, он читает Символ веры, где исповедует веру в Отца, Сына и Святого Духа, который содержится в последовании Крещения. Также само Крещение совершается во имя Святой Троицы, в образ смерти и Воскресения Спасителя. Явление Бога Троицы в жизни отдельного человека совершилось при Крещении Христа Спасителя: это свидетельствует о видении Святой Троицы человеком, теми людьми, которые стояли вокруг Христа в тот момент. Это видение есть образ будущего обожения, будущего теснейшего соединения человека с Богом, со Христом Спасителем и со Святой Троицей. Крещение отдельного человека (неслучайно я все время перехожу на эту параллель, чтобы был ясен смысл) вводит человека в мир Церкви, но ему ещё предстоит пройти долгий путь, который заканчивается теснейшим соединением с Богом, обожением. Святитель Григорий Палама в XIV веке изображает этот путь как путь от образа к реальности, или от веры к знанию.

Мы исповедуем Символ веры. Крещение есть вообще Таинство веры во Святую Троицу, но вера есть образ невидимой реальности, а знание больше, чем вера. Знание, согласно святым отцам, есть теснейшее соединение с предметом знания. Знание — это не книжку святых отцов прочитать. Знание (в данном случае богопознание) — это теснейшее единение с Богом всем составом человеческой природы — духом, душой и телом, которые пока ещё разрознены в человеке. Это теснейшее единение человека с Богом будет прообразовано и таинственно явлено нам в Самом Христе Спасителе через Его смерть и Воскресение. Он-то всегда был Бог, но для нас Он передаёт, если можно так выразиться, — не только являет, но и реально передаёт — своё богочеловечество, вручает нам, Церкви, через смерть и Воскресение. И через это каждый из нас, пребывая в Церкви, участвуя в таинстве Евхаристии, восходит к Богу и соединяется со Святой Троицей, со Христом Спасителем. Осуществляется познание Богочеловека, или обожение (это грани одной и той же реальности). А Крещение прообразует эту будущую реальность, оно есть образ реальности. И в этом смысле мы можем одинаково говорить и о Крещении отдельного человека, и о Крещении Христа Спасителя, помня, что Его Крещение прообразует реальность будущего богообщения для нас. Им всё совершается для нас, ничего не совершается для Себя Самого.

— Не до конца понятен такой момент: откровение Бога человеку начинается ещё до его Крещения. Любой человек, приходя в Церковь, сначала узнает Бога по каким-то событиям своей жизни, а потом происходит Крещение. Как это соотносится с Крещением Господним?

— Что происходит вообще в Крещении человека? Можно сказать, смена хозяина. Был такой период в истории Церкви, который учёные сейчас называют периодом «мужей апостольских». Мужи апостольские были непосредственными учениками апостолов, трудились в конце I — начале II века. В этот период особенно употребительно было выражение о двух путях: жизни и смерти. Это было именно потому, что в этот период особенно значимой темой богословия была тема Крещения: период был катехизический. Задача мужей апостольских была привести человека в Церковь, которая только начинала расширяться.

Есть два пути: жизни и смерти, путь диавола и путь Христов. Человеческая природа сложна и состоит из духа, души и тела. Высшее начало природы — дух, который неделим в самом себе. Душа сложна, имеет силы — разумную, чувственную… и они могут между собой взаимодействовать. Тут уже нет такой простоты. Тело же ещё более сложно, имеет множество сил. Действительно, в Крещении происходит такая вещь: человеческий дух разворачивается от мира, от диавола и поворачивается ко Христу. До этого он по касательной смотрел, а сейчас он смотрит в глаза Христу. Это символически подтверждается в Крещении, когда человек в самом чинопоследовании таинства отрицается сатаны, поворачивается на 180 градусов и сочетается Христу. Это то, что происходит с его духом, или умом (чаще всего это синонимы у святых отцов). Происходит метанойя, изменение ума, изменение духа. Человек становится учеником Христовым — до этого он им не был. В момент Крещения он погружается в совершенно иную реальность, он становится членом Церкви.

Можно кстати вспомнить ветхозаветные прообразы: например, самые известные, связанные с именами Ноя и Авраама. Ной спасается в ковчеге, и это является прообразом Крещения: бушующее море, поглотившее всю землю. Авраам становится отцом всех верующих, опять же момент веры. Крещение есть таинство веры, оно связано с ней. Это затравка, именно из веры начинает вызревать нечто. Говорим ли мы об общественном служении Христа — это та реальность, которая нужна нам, Церкви, говорим ли мы о самой Церкви, об отдельном человеке как о члене Церкви и т. д. Опять же можно сравнить с образом зерна, и Сам Господь такие образы приводит. Зерно может лежать где-нибудь на полочке, в коробочке, 1000 лет, потом его в землю посадят, и оно начнёт расти. Принципиально иная реальность для этого семени. Это тоже образ Крещения: начинается умирание семени и через него возрастание чего-то нового.

— В первых веках Богоявлением считалось не только Крещение, но и само Рождество. Это был единый праздник: Рождества, Крещения и Богоявления. В чём принципиальное отличие? Почему Крещение отделилось от Рождества?

— Действительно, есть нечто общее у этих двух праздников, а именно явление Бога миру. В одном случае — рождение, в другом — выход на проповедь, общественное служение. С другой стороны, в них есть принципиальное отличие. Вспомним образ зерна, которое вызревает, или человека, который растёт, оставаясь тем же и при этом меняясь. Так же и богословие: во Христе Спасителе, как в микроскопическом атоме, всё содержится, полнота всего, хотя она почти не видна, и постепенно начинает разворачиваться, вызревать. То же самое произошло с этими праздниками. Но принципиальное отличие в том, что с Крещения начинается путь Христов, который Он передаст падшему человеку в Церкви. Этот путь может быть изображён как лествица.

После Крещения и искушений Христос Спаситель начинает творить добрые дела: исцеляет людей, помогает страждущим. Есть известная богословская тема: вера и дела. «Вера без дел мертва». Вера и дела — то, с чего начинается путь каждого человека в Церкви. Одушевляемый верою человек поворачивается от диавола ко Христу, меняет свой вектор, происходит метанойя. Тело человека начинает трудиться, руководимое и водительствуемое тем же самым духом посредством сил души.

Вот яркий пример, связанный с деятельностью великого полководца Александра Васильевича Суворова. Назначили его в войска, приехал он. Смотрит: там беспорядок, разброд, офицеры бездействуют, солдаты ничего не умеют. И Суворов потихонечку начинает устраивать вверенное ему подразделение посредством офицеров. Они не сразу подчиняются ему и не всё правильно делают, а солдаты — тем более. Но потихонечку начинается обустройство жизни, боеспособности этой части возрастает. Это медленный процесс, не сиюминутный. Это образ того, что происходит с человеком после Крещения. Дух человека — это то, что мы назвали Суворовым. Это высшее начало, часть человеческой природы, которая водительствуема благодатью Божией. Дух взирает на Бога и нисходит к пределам своей природы, начинает потихонечку выстраивать себя через труд. Это то, что было изначально заповедано Адаму в раю и чего он не сделал. Он захотел сразу на третью ступень запрыгнуть и стать богом, обожения захотел. В этом была трагическая ошибка человека. Христос Спаситель в Самом Себе изображает этот путь. Ему это не нужно, Он всегда совершенен. Он это делает добровольно и только ради того, чтобы путь этот передать нам, вживить в Церковь. Он совершает добрые дела, помогает людям, исцеляет, за что на Него злобствуют фарисеи. Христос приносит Своё учение, которое содержит всю полноту истины о Боге и человеке. Вся полнота догматов, как мы знаем из курса догматического богословия, содержится в Евангелии. Образ зерна разворачивается в истории, вызревание древа Церкви, но вся полнота содержится в Евангелии, потому что вся полнота истины содержится во Христе. И наконец, Христос Спаситель совершает Свою жертву, Он умирает и воскресает. Христос говорит: «Я есмь путь и истина и жизнь…» (Ин.14,6). Он передаёт нам эту лествицу восхождения человека к Богу, которая в Нём Самом не является этим восхождением, так как Он Бог.

— Часто задают вопрос: нужно ли было Крещение Самому Христу?

— Самому Христу не нужно было ничего. Он говорит Иоанну Крестителю: «…так надлежит нам исполнить всякую правду» (Мф.3,15). Точно так же, как Ему было не нужно ни совершать добрые дела, ни учить, ни умирать. Это всё было нужно нам, а не Ему. Он всегда был Богом и всегда был совершенным Человеком. Это принципиальный момент! Точно так же, как путь общественного служения Христа, который становится путём Церкви, начиная с Его Крещения, заканчивая Его смертью и Воскресением, в отдельном человеке и во всей Церкви начинается с Крещения, а заканчивается эсхатологической встречей со Христом Спасителем. Это линейная перспектива. А если мы возьмём в исторической миниатюре, то скажем: тот же самый путь пролегает между двумя таинствами: между таинством Покаяния, которое является вторым Крещением, и таинством Евхаристии. Это те самые две точки, которые повторяются в жизни человека, и между ними — весь путь.

— Если в акте Крещения нам, казалось бы, всё ясно: Бог Отец свидетельствует о Сыне, Дух Святой сходит в виде голубя, — то через какое Лицо Святой Троицы происходили ветхозаветные Богоявления?

— Начнём с того, что любое Богоявление и вообще любые отношения Бога с человеком, любой акт синергии, любая мельчайшая точка соприкосновения Бога с человеком не происходит вне какого­либо из Лиц Святой Троицы. Любое отношение Бога с человеком, в том числе ветхозаветное Богоявление, совершается при участии Отца, Сына и Святого Духа. С другой стороны, святые отцы говорят об определённой последовательности откровения Лиц Святой Троицы: Отец открывает Себя через Сына, а Сын — через Святого Духа. Но богословие антиномично: оно наполнено противоречиями, которые свидетельствует лишь об ограниченности нашего логического мышления. Человек в принципе ограничен, безграничные вещи мы можем выразить адекватно лишь с помощью логических несообразностей. Ветхозаветные Богоявления совершались при участии всех Лиц Святой Троицы. Более того, каждое из Лиц Святой Троицы имеет определённую функцию, если говорить языком не богословским, а более понятным для людей; а если говорить языком богословским, то образ действия, или образ откровения, когда Бог являет Свою благодать — а Он являет её так или иначе в какой-то связке с чем-то тварным, — то особое место в этом явлении благодати принадлежит Отцу, и это место сокровенное. Отец прикровенно Себя являет. Особое место принадлежит Сыну Божию, Который являет Себя уже не прикровенно, но явно. Христос Спаситель говорит: «Се, стою у двери и стучу…» (Откр.3,20). Именно Он стучит в двери сердца человека, и стучит одновременно как Бог и как человек. А до того, как Христос воплотился, Сын Божий тоже являл Себя человеку как Бог через людей, через естественные откровения, сверхъестественные откровения, через что-либо, принадлежащее нашему тварному миру, например, через природу. Святой II века Ириней Лионский назвал Сына и Духа двумя руками Отца. Это очень выразительное сравнение, которое показывает прикровенный образ действия Отца и более открытый образ действия Сына и Святого Духа. Любое откровение всегда связано с Сыном Божиим, до Его воплощения в том числе. А любое вселение благодати в сердце человека, соединение с предметом откровения человека связано с образом действия Святого Духа, даже если это было до Боговоплощения и до сошествия Святого Духа на апостолов.

Вопросы задавал иерей Михаил Кудрявцев

предыдущая    следующая