Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Дух, душа, тело

АСКЕТИКА, СПОРТ, МОЛИТВА

Как показала жизнь, Новый год — такой праздник, который на кривой козе не объедешь: хотим мы этого или не хотим, а он врывается, он вламывается в наши тихие постные дни, и волей-неволей приходится встречать этого шумного, развесёлого, подвыпившего гостя. Впрочем, в последние годы всеобщее праздничное веселье заметно приутихло…

Мы говорим о Новом годе с ключарём храма Воскресения Христова у Варшавского вокзала прот.Дионисием Бурмистровым и, как водится, для начала вспоминаем год ушедший…

— Отец Дионисий, можно ли сказать, что прошедший год научил нас чему-то принципиально новому?

— По-моему, самое главное, что мы увидели в минувшем году, — это граница, раньше для нас незаметная, граница между теми людьми, которые больше всего на свете боятся смерти, и теми, кого прежде всего страшит грех. Собственно, такая граница открылась нашему взору даже раньше, но 2021 год сделал её отчётливее. Многие люди, считавшиеся церковными, люди интеллигентных профессий — учителя, врачи — в результате вирусной истерии отошли от Церкви и теперь больше заняты своим здоровьем. Люди же, чувствующие Бога в простоте сердечной, напротив, увидели в происходящем некое ободрение для своих душ. Мне как священнику пришлось испытать отдаление от многих душевно близких мне людей: они отдалились от Церкви, и я с болью это переживаю. Но многие остались! Более того: в храмах появляются новые люди, ведомые другим настроением. Для Церкви в этих обстоятельствах нет ничего нового: не так уж давно мы вышли из эпохи гонений, и теперь наступила весьма неоднозначная эпоха, которую определяют не только болезнь, но и обстоятельства общественной жизни. Опять возродились наши старые страхи… И, как всегда, эпохи испытаний приводят одних к падению, других к восстанию. Пришло время дать ответы на глубинные вопросы жизни, стоящие не только перед православными, но и перед всеми жителями Земли. Но на эти вопросы даёт ответ только вера. Мы понимаем, что можно закрыть храм, прекратить Таинства, — но разве от этого закроется источник наших бед? Исчезнут наши страсти? Человеку по-прежнему надо приходить к Богу, даже во время войн и чрезвычайных обстоятельств, ибо только у Него ответы на все вопросы, одоление всех бед.

— Обычно Нового года ждёшь с радужными надеждами — думаешь: уж в этом­то году всё будет хорошо!.. А теперь не столько радуешься, сколько боишься этого праздника: что-то за ним последует?

— А вы сперва определитесь, что именно вас пугает. Не тот ли это случай, о котором в Писании сказано: «Там убоятся они страха, где нет страха, ибо рассыплет Бог кости ополчающихся против тебя» (Пс.52,6)? Ведь многие вещи, которые нас пугают, на самом-то деле не страшны. Мы слишком уж легко поддаёмся различной пропаганде, причём сами же понимаем, что она не очень-то соответствует действительности, но… как-то легче жить в таком обмане. А эти обманы и самообманы вводят порой в истерику.

Мне кажется, наша боязливость излишня. Она изгоняется внимательной молитвой: и домашней, и — в ещё большей степени — церковной. Вы только изучите повнимательней тексты церковных песнопений, и окажется, что все наши страхи уже высказаны, уже пережиты, уже преодолены Церковью. Откроем вновь Псалтирь: о чём поёт нам царь и пророк Давид? «От конца земли взываю к Тебе в унынии сердца моего; возведи меня на скалу, для меня недосягаемую, ибо Ты прибежище мое, Ты крепкая защита от врага… И я буду петь имени Твоему вовек, исполняя обеты мои всякий день». (Пс.60,3—4;9). Вот чему учит пророк: встань пораньше, обратись к Богу, и все страхи твои уйдут.

И внешних нам бояться не надо. Этот мир всё тот же: что тысячу лет назад, что сейчас, — и он не изменится, пока не придёт антихрист, пока не будет отпущен на краткий срок сатана. А ведь нынешние власти — и это очевидно — пока не подчинены антихристу. Просто мы с вами немного разленились, немного потеряли бдительность. Но и это не страшно. Знаете, как бывает: начинаются гонения, начинаются нестроения —
и христиане подстёгивают себя, собираются с духом. Не время нам расслабляться, болтаться по торговым центрам или шататься по всему миру в праздных путешествиях.

Покрепче держись церковности — и не внешней, вымученной, а внутренней, искренней. Плохо тебе стало? — собирайся в храм, приступай к Таинствам… Совершай их регулярно. Если выработал для себя какой-то ритм исповеди и Причастия, так его и надо держаться. Приготовление должно быть сознательное, внимательное, и важнейшей частью приготовления к Причастию — это надо понимать! — должно стать богослужение. У нас христиане, кроме литургии, уже ни одно богослужение не считают необходимым. А теперь вместе с вирусной истерикой пришла странная мода — приходить в храм только к Причастию! Вот закончилась Литургия оглашенных, священник уже всех поисповедовал, но после Херувимской вдруг нахлынул к исповеди новый вал людей, пришедших быстренько поисповедоваться, причаститься — и тут же уйти. Причём люди эти не обременены ни детьми, ни болезнями — просто они воображают, что чем меньше времени проведёшь в храме, тем меньше вероятность заразиться. Так нельзя поступать! Такое поведение ни от какого ковида не защитит, а вот Причастие получится не ко спасению, а к осуждению.

И если одни боятся заразиться, то другие боятся прививаться. Что сказать таким боящимся? Я думаю — и со мной согласны многие прихожане нашего храма, в том числе и люди, знакомые с медициной, — что прививок бояться не надо… За одним исключением! Если в вакцине используется абортированный материал, мы, православные, просто не имеем права употреблять такую вакцину. Мы почему-то забыли положение, записанное не где-нибудь, а в таком документе, как «Основы Социальной концепции РПЦ», где в пункте 12.7 прямо сказано, что материалы фетального происхождения нельзя ни использовать, ни употреблять для своего здоровья. Непонятно, почему никто сейчас об этом положении не вспоминает. Есть вакцины, такие как Спутник V, где такие материалы используются, а есть другие вакцины, как Ковивак, где использованы материалы животных, — и они-то вполне приемлемы для нас.

— Но ведь сейчас страх вызывает уже не столько вакцина, сколько коды…

— А чем, по большому счёту, код отличается от обычного пас­порта? Это средство контроля, а контроль за населением всегда, испокон веку — хоть сейчас, хоть в древние времена — был первейшей государственной задачей. Надо собирать налоги, надо вести учёт населения — без этого власть не может. Мы, конечно, не хотим, чтобы нас контролировали… Но я бы сказал православным людям: нам надо жить так, чтобы не бояться никакого контроля. Нужно жить такой жизнью, чтобы никто не мог нас ни на чём подловить. Не надо ничего скрывать, надо быть открытым. Если ты открыт перед людьми, то тем самым ты многие свои грехи покроешь. А ведь все мы пред Богом ходим, все мы совершенно открыты перед Ним, и жить с сознанием этого намного сложнее, ответственнее, чем подвергаться государственному контролю.

Ещё хочу сказать: есть такой молебен, который мы совершаем не на Новый год, а на церковное Новолетие, 1 сентября, и в молебне этом читается отрывок из Послания к Тимофею апостола Павла. Апостол нам говорит: «…прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте…» (1Тим.2,1—2). Почему мы читаем именно эти слова в день Новолетия церковного? А потому, что праздник этот связан с той эпохой, когда римские государи стали православными и Церковь начала относиться к ним с уважением, признавая в них выражение всего мирского сословия. Императоры учредили Индиктион 1 сентября по ст.ст., и Церковь в уважение к их воле сделала этот день церковным праздником —
не великим, но и не самым маленьким. В этот день верующие как бы воздают честь мирским властям, признавая, что земной государь — это владыка телес христиан. (А это Церковь признавала даже тогда, когда императоры были язычниками.) Поэтому не будет ошибкой всем нам вспомнить об этом и в тот день, на который теперь приходится Новый год, — 1 января.

Мы ни в коем случае не обожаем мирские власти, то есть не считаем их богами. Это нам противопоказано уже потому, что в конце мира последним земным властелином будет антихрист. Мы условно принимаем царя (или любого иного властителя) и господином его называем условно, потому что истинным нашим Господином является только Господь Иисус Христос. Владыка же страны, царь или президент, он нам господин только до той поры, пока он не станет идти против Бога. Мы, христиане, первые чтим земную власть, если она исполняет волю Божию, «дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте». Если однажды власть пойдёт против Бога, мы скажем: господа, мы не можем исполнять вашу волю!

Нелишним будет вспомнить 1 января и другой фрагмент из празднования церковного Новолетия. Мы слышим в песнопениях этого дня: «Благослови венец благости Твоея». То есть начатки года мы отдаём Богу и говорим: начатки этого лета Ты своей благостью нам освяти. Летом мы приносим Господу для освящения начатки своего урожая, а в Новолетие приносим Ему и начатки года. Ведь время для нас идёт так: кому-то оно на вечное спасение, а кому-то и на падение. Христиане, принося Богу начатки года, выражают надежду, что эти дни не пройдут для нас праздно, мы сохранимся от греха, а зло будет изжито. Очень хорошо и правильно, если вы вспомните об этом не только в день церковного Новолетия, но и в день светского Нового года.

И если мы именно так встретим наступление 2022 года, то чего нам бояться? Нет иного страха для верующего, чем страх Божий. Надо держаться Церкви, и всё устроится. Мы же знаем, что Господь своих не отдаёт. Это мы про слабости своей, по удобосклонности ко греху можем предать Господа, а Он нас не предаёт никогда.

Главное дерево, которое мы здесь выпестовали, — любовь ко Христу Богу. Заботы мира сего, страсти греховные и без того заглушили росточек любви, так не надо страхам давать его глушить. Лучше всего Гос­поду поплакаться — оно как-то и устроится. Как? То Богу ведомо.

— Отец Дионисий, пожелайте что-нибудь доброе нашим читателям на Новый год!

— Я желаю всем нам крепче держаться Церкви. Сейчас нередко можно услышать от людей внешних, что они-де потому не хотят прийти в Церковь, что там всяческие безобразия творятся. Что можно на это ответить? «Ну, наверное, они потому творятся, что тебя, праведника, с нами нет!» Но ведь на самом деле человек обвиняет Церковь не от праведности, а служа своим похотям. Прекрати же им служить и присоединяйся к нам! Не формально, а сознательно присоединяйся. Это потребует много сил, ты столкнёшься с тяжёлыми задачами, тебе будет трудно… Но зато в Церкви есть Христос. А Христос сказал, Церковь будет стоять до скончания века.

Вопросы задавал Алексей БАКУЛИН

следующая