Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Русь святая

ВОСКРЕСШИЙ ДЛЯ СХИМЫ

Хочу продолжить рассказы о наших северных русских святых — совершенно забытых в нынешнем мире, но сияющих славой на небесах.

Итак, вот ещё одно имя: св.прп. Елисей Сумский.

Что о нём известно? Ничего. То есть совершенно ничего, кроме того, что был он насельником Соловецкого монастыря и жил в XV веке. И ещё известно, как он умер. Да, вот именно: человек прожил долгую и, видимо, весьма трудную жизнь Соловецкого монаха; были в этой жизни и взлёты духа, и падения (а как же без падений?), были духовные радости и печали, было расставание с миром, было долгое врастание в монастырскую жизнь… Много всего было, но всё это, как сказали бы мы, современные люди, осталось за кадром, а дошла до нас только история его смерти. И вот какая это история.

Как-то раз на рыбный промысел по повелению соловецкого игумена вышло четверо монахов. Одним из них и был прп.Елисей. Мы даже не знаем, сколько лет было ему в ту пору, — хотя можно предположить, что немало. Но это не факт. Рыбный промысел для нужд большого монастыря — это не рыбалка для собственного удовольствия, а тяжёлый труд, на который вряд ли взяли бы ветхого старца. Рыбачили монахи на реке Выг, у порога Золотец, — от одних только названий этих веет могучим и дремучим Русским Севером… И как-то раз, когда наши рыболовы сидели на берегу, починяя свои ветхие сети, на одного из монахов, брата Даниила, сошёл пророческий дух, и он, обратясь к Елисею, сказал ему такие слова: «К тому убо не имаши рыб ловити, се бо ти смерть приближися!» Так написано в житии, а на самом деле Даниил, скорее всего, сказал так: «Не ловить тебе больше рыбки, отец Елисей! Не сегодня­завтра помрёшь!»

Сказано было просто и даже грубо, по-монашески и по-мужицки. Любого из нас такие слова потрясли бы до самого сердца, так и Елисей был потрясён, услышав пророчество Даниила. Но вот что интересно: испугала его не сама по себе смерть… Елисей мечтал перед смертью облечься в схиму, а теперь выходило, что этому не бывать! За день не доберёшься до монастыря, не успеешь посхимиться… И Елисей очень огорчился. Так огорчился, что не смог укрыть своего горя от товарищей. Те пожалели несчастного, посоветовались между собой и сказали так: «Чтобы схиму на тебя наложить, нужен хотя бы один иеромонах, а среди нас только ты иеромонахом являешься. Так вот ты возьми и сам на себя схиму-то и возложи! Думаем мы, что в таком безвыходном положении Господь твою схиму примет!» Отец Елисей подумал-подумал и согласился с братьями: возложил схиму на себя сам.

На следующее утро просыпаются монахи-рыболовы, смотрят: нет рядом с ними новоиспечённого схимника. Кинулись искать его и нашли за несколько вёрст от их стоянки — избитого и еле живого. «Бесы меня ночью схватили! — объяснил им Елисей. — Били-били, схиму сорвали… Если бы не помолился я нашему заступнику, прп.Савватию Зеленецкому, так, верно, убили бы!» И вот то ли от тех бесовских побоев, то ли ещё от чего, но с того дня разболелся Елисей и стал умолять братий бросить работу и срочно отвезти его в монастырь, чтобы успел он там посхимиться по-настоящему. Так монахи и сделали: уложили больного, чуть живого Елисея в свой карбас и через опасные пороги, против бурного северного ветра пустились в путь. Дошли до моря — на море буря бушует… Словом, с невероятными трудностями достигли братья монастыря и тут обнаружили, что Елисей-то уже преставился… Не исполнилось желание его сердца, не успел он принять схиму.

Против смерти что сделаешь? Но братия Соловецкая решила попробовать. Помолились они горячо святому преподобному Зосиме — и мёртвый Елисей раскрыл глаза. Тут же его постригли в великую схиму, принял он Причастие — и вновь мирно отошёл ко Господу.

Похоронили его в селе Сума в Онежской губе Белого моря (ныне Республика Карелия)… А через двести без малого лет гроб его «всплыл» на поверхность земли. Местный архиерей послал в Суму стольника, чтобы расследовал, отчего это случилось и нет ли при «всплывшем» гробе каких чудотворений. Стольник про чудеса ни от кого не услышал, но приказал построить над гробом отца Елисея небольшую часовню. И как только часовня была построена, так и чудеса не замедлили: множество разных людей получили исцеления по молитвам новоявленному святому. Чудеса эти стали столь известны по всей Руси, что на них даже ссылались мятежные соловецкие монахи, когда пытались убедить царя Алексея Михайловича отречься от Никоновых нововведений: «Вот, дескать, ты, царь, зовёшь нас еретиками и староверами, а у нас такие чудеса творятся!.. Видно, Бог-то с нами, а не с вами!»

Правы ли были монахи-старообрядцы в своём упорном нежелании подчиниться законному Патриарху — мы об этом судить не будем. Скажем только, что ещё через двести с лишним лет после раскола св.прп. Елисея ожидало новое испытание: в 1929 г. его гробница была вскрыта властями, честные останки вытащены из гроба и отданы в Карельский краеведческий музей… Но уже в наше время музей вернул мощи Церкви, и теперь святой Елисей покоится в Крестовоздвиженском соборе Петрозаводска.

Алексей БАКУЛИН

предыдущая    следующая