Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

ЖАРЕНЫЙ ПЕТУХ КЛЮНУЛ БОЛЬНО

ОПОМНИМСЯ ЛИ МЫ?

Что изменилось в стране после керченской школьной бойни? Да практически ничего. И вот очередной результат. Мало нам этого? Что ещё чудовищное должно произойти, чтобы страна стала жить спокойно, чтобы не гибли дети?

За первым всплеском шока посыпались советы: усилить охрану школ, чуть ли не с привлечением Нацгвардии; поднять планку доступа к оружию; проверить, так ли наркологи и психологи выдают справки, и тому подобное. Ну да, всё это резонно, и всё это делать надо, причём неформально и на совесть. Но, дорогие мои, разве это главное? Что значит «усилить охрану»? Это значит не что иное, как признать факт бандитизма и террора и, так сказать, запланировать его на будущее, даже внутренне согласиться с ним, если хотите.

Звучат и более радикальные предложения: ужесточить уголовные наказания, вернуть смертную казнь. Снова хлынула волна проклятий в адрес Интернета — ведь это из него черпаются сведения: где достать оружие, как изготовить бомбу…

И всё это называется: бить по хвосту, не касаясь головы. Невольно вспоминается старый анекдот про сантехника: «Всю систему менять надо!»

И вот наконец прозвучало самое разумное слово: слово о ВОСПИТАНИИ, о возвращении в Конституцию положения о ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИДЕОЛОГИИ. Если Основной закон открыто отвергает необходимость единой государственной идеологии, то это не конституция, а посмешище (хочется выразиться ещё грубее). Более того, это гарантия возникновения в будущем всё новых и новых «керченцев» и «казанцев». Это отсутствие базовых принципов для воспитания гражданственности и патриотизма, это зияющие дыры в основных понятиях о морали и нравственности, — и в дыры эти всегда хлещет разнузданность, цинизм и жестокость.

Нисколько не боясь либеральных воплей, прямо скажу: очень часто в воспитании необходимо и насилие — убеждение необходимо соседствует с принуждением. К сожалению, почему-то сложилось так, что термин «насилие» воспринимается однобоко — только как нечто негативное. А в последнее время этот термин просто демонизирован, особенно с подачи лоббистов проекта закона о так называемом «семейном насилии».

А ведь насилие может быть — и бывает — как неправедным, так и праведным. И в своём предельном случае такое насилие закономерно выходит на крайнюю меру — смертную казнь.

Насилие по отношению к творящим злодеяния имеет историческое и нравственное оправдание: изгнание Господом Иисусом Христом торгующих из храма было великой учительной и правовой санкцией на необходимость сопротивления злу силой. Он, изгоняя торговцев, бил их скот, опрокидывал лотки, рассыпал деньги и товары, и делал это из любви к этим же людям. Вот пример полной, всеохватной любви к человеку, действенно помогающей его вечному спасению.

Чудовищный и трагический случай в Казани вновь настоятельно ставит вопрос о правомерности смертной казни. Если конкретный тюремный срок предусматривает возможность (правда, весьма и весьма слабую) исправления человека, то пожизненное заключение в принципе исключает её, это просто изоляция злодея от общества. Это как бы та же казнь, но сильно замедленная. Не правовой ли это цинизм, прикрытый судейской мантией? Не лицемерный ли псевдогуманизм — за счёт налогоплательщиков?

Что же касается Интернета, он, безусловно, искажает нравственные нормы молодёжи, и поэтому в связи с последними событиями остро назрела необходимость фильтра, прямо скажем, жёсткой цензуры в отношении содержания сайтов. Но это опять же только одна сторона проблемы. Главное всё же — так ВОСПИТАТЬ ЧЕЛОВЕКА, чтобы он имел стойкий иммунитет против всей интернетской грязи, и более того: чтобы он предпочитал Интернету книгу, живое общение, спорт, природу, физическую работу, чтобы брал пример не с дутых экранных «героев», а с настоящих подвижников труда и творчества. Порой говорят: ну не нравится — не смотри. Однако трудно не смотреть, ведь эта мировая «паутина» тонко рассчитана психологически (вплоть до гипноза и 25-го кадра): она и напориста, и притягательна, и завлекательна. Наряду с полезными сведениями она ловко подменяет нравственные ценности, умело выдаёт чёрное за белое, агрессивно навязывает растлевающие моды и нормы поведения, романтизируя негодяев и извращенцев.

И здесь только одно противоядие — крепкое семейное воспитание, с самых малых лет. А далее — правильное влияние школы, направленное не столько на передачу знаний, сколько на воспитание нравственного человека. И критерием должно быть чёткое положение о государственной идеологии, закреплённое в Конституции и основанное на богатейшей культурной традиции России — традиции совести, веры, труда, творчества, взаимоуважения, подвижничества и жертвенности.

Н.И.ПОЗДНЯКОВ, капитан 1 ранга в отставке

предыдущая    следующая