Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Тайная жемчужина

ПОТОМУ-ТО РУСЬ И СВЯТАЯ…

Есть такой русский святой — преподобный Александр Ошевенский (†1479, память 3 июня). Жил он в богатом на монашеские подвиги XV веке и подвизался в суровых архангелогородских землях, к северу от Каргополя. Житие его я пересказывать не стану: оно для русских святых обычно (если можно назвать обычным вышеестественный подвиг преподобного жития) — в юности против родительской воли ушёл в монастырь, исполняя волю Матери Божией, основал новую обитель… Нет, не стану вдаваться в подробности, да их и не было, подробностей, был только ежедневный, неустанный подвиг молитвы, постничества, окормления братии…

Но вот что интересно: прп.Александр Ошевенский после преставления своего продолжал окормлять обитель так же неукоснительно, как делал это при жизни. Стоило двум монахам поссориться — и преподобный тут же являлся им в зримом облике и уговаривал помириться — таких случаев было не один и не два. Стоило кому-то из насельников возомнить о себе нечто великое, как являлся святой Александр и решительно одёргивал гордеца. Едва лишь на обитель на­двигалась какая-то напасть — пожар, голод, падёж скота и т.д., — тут же первый настоятель заботливо предупреждал братию о грядущей беде; иногда монахи внимали его предсказанию, иногда не очень, — но тогда предречённая беда непременно сбывалась.

Был такой случай. Работал на поварне монастыря некий старый инок по имени Игнатий. Однажды братия заметила, что этот старик слишком уж много подаёт милостыни нищим, да всё из монастырских запасов! Монахи возмутились и призвали Игнатия к ответу. На первый раз ограничились словесным внушением. Но вскоре смотрят насельники: снова старик раздаёт монастырские запасы нищим — а их здесь, как и возле всякого монастыря, ходило во множестве. «Вот упрямый какой!» — вскричали братья и недолго думая упекли повара в тёмный подвал да и руки-ноги связали ему накрепко.

Лежит бедный старик в подвале день, лежит другой… На третий стало ему невмоготу. Начал он Богу молиться — да не о том, чтобы его выпустили из темницы, а только о том, чтобы путы ослабли: сильно руки затекли, не пошевелиться. «Господи! — говорит. — Даже крестного знамения положить не могу, а без этого так тяжко на душе!» И тут вспомнил старик о прежнем настоятеле, об отце Александре, и взмолился ему так: «Отче! Много я слышал о твоих чудесах, да, грешный, не верил этим рассказам! Помилуй меня, маловерного, и помоги мне!» Сказал так, потянул свои путы — и тут же они несколько ослабли, а правая рука освободилась совершенно, чтобы он смог свободно творить крестное знамение. Так он и досидел положенный ему срок, а когда кто-то заглядывал к нему в темницу, он свободную руку снова прятал в путах.

Был ещё и такой случай. Некий инок по имени Закхей был отпущен из монастыря на отхожий промысел — добывать средства для обители. Дела у Закхея пошли хорошо, и за малое время заработал он немало серебра. Но когда пришло время отдавать заработанное в казну обители — тут-то его начала, как говорится, жаба душить. Взял он часть денег и припрятал у себя в келии. Но братия каким-то образом прознали об этом и подняли шум. Устыдился Закхей, решил вернуть спрятанное, пошёл в келию — хвать! — а денег-то нет!

— Вот тебе и раз! — говорит Закхей. — Хотел я серебром разжиться, а разжился только позором!

Деньги же эти стащил некий паломник, — стащил и сразу убежал из монастыря. Закхей, понятно, об этом ничего не знал, но заподозрил своего соседа-монаха и принялся требовать у него вернуть то, чего тот не брал. Вышла большая ссора, и Закхей к прежнему позору прибавил новый: позор ложных обвинений.

И тут-то настало время вмешаться преподобному Александру. Явился он братии в зримом образе и сказал:

— Прекратите ссору! Серебро ваше украл пришлый человек. Если поспешите, найдёте его в такой-то деревне — он ещё не успел всё украденное растратить!

Вора нашли, и нестроение само собой утихло, но Закхей этот случай до самой смерти не забыл…

И ещё расскажу. Жил в Каргополе богатый и знатный человек по имени Ермил Павлов. Мало того, что знатный и богатый, но и добродетельный и богобоязненный. Он много помогал обители прп.Александра, но однажды заболел и, чуя приближение неминуемой смерти, послал в монастырь, чтобы его перед кончиной постригли в монахи. Так и вышло, но как только Ермила постригли, он тут же поправился и стал здоровее прежнего. Передал он в монастырь всё своё немалое имущество и стал вести жизнь монашескую под именем Елисея. И жил так смиренно и тихо, что никто догадаться не мог, что в миру он был важным и значительным. Однажды послали его в соседнюю деревню, чтобы решить земельный спор с одним тамошним крестьянином. А крестьянин тот был большим ругателем, человеком склочным и немирным. Как начал он бедного Елисея поливать грязью! Монах к нему с добрым, смиренным словом, а тот его — и так, и этак!.. Наконец товарищи Елисея, монахи, возмутились: «Да как же ты это терпишь! Ты таким важным человеком был в миру, а тут тебя такой ничтожный человечишко бесчестит как хочет!» — «Ничего, — отвечал Елисей. — Его брань моих костей не переломит. Перетерплю!» Терпел он день, терпел другой, а на третий лопнуло и его терпение. «Эх, — говорит он с великой досадой, — преподобный отче Александре! Я столько твоему монастырю помогал, всё имение своё ему отписал! И сейчас о монастырской выгоде стараюсь, — а ты позволяешь, чтобы меня так трепали, словно собаку худую! Нехорошо это с твоей стороны! Если так будет продолжаться, уйду из монастыря».

Так он сказал и лёг спать. Просыпается утром — что такое? Тьма кругом, как ночью… Понял Елисей, что за те вчерашние слова Бог наказал его слепотой. Заплакал он и вновь взмолился: «Отче Александре, прости меня! Нагрубил я тебе вчера! Верни мне зрение — пусть хоть один глаз прозреет! А я, конечно, монастыря не покину». И только сказал это — словно пелена разодралась перед правым его глазом. Обрадовался Елисей, пошёл вновь судиться с тем строптивым мужиком, и на этот раз спор был решён быстро и справедливо — в пользу монастыря. И вновь Елисей зажил в обители прп. Александра, но левый глаз так и остался слепым!

Вот такой есть святой — Александр Ошевенский!.. А вы о нём что-нибудь слышали прежде? Я — нет. Недавно случайно услышал. Так как же богата Россия святостью, если и таких чудных святых мы упомнить не в состоянии! Сколько же их ещё, нам неведомых, но у Бога великих? И все молятся о нас, о России… Не может Россия погибнуть.

Сергей ОЛЬХОВЕЦКИЙ

предыдущая    следующая