Газета основана в апреле |
||||
НАШИ ИЗДАНИЯ | «Православный Санкт-Петербург» «Горница» «Чадушки» «Правило веры» «Соборная весть» |
«…И ещё говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие. Услышав это, ученики Его весьма изумились и сказали: так кто же может спастись? А Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же всё возможно» (Мф.19,24—26).
Наверное, каждый из нас слышал такое толкование этим словам Писания:
— Игольные уши, о которых говорит Спаситель, не имеют никакого отношения ни к швейным иглам, ни к их дырочкам-ушкам. Евангельские Игольные уши — это такие очень маленькие ворота в городской стене древнего Иерусалима. Верблюду пройти через них было очень трудно!
Почему-то меня никогда не устраивало такое объяснение. Почему? Вот я попробую поделиться с вами своими сомнениями.
Представьте себе, что вы разговариваете с человеком, который никогда не бывал в Петербурге. Он спрашивает у вас: «Далеко ли от вашего дома до станции метро?» Вы отвечаете: «Примерно так же, как от Русского музея до Невского проспекта!» Ваш собеседник остаётся в недоумении: он понятия не имеет, где расположен Русский музей и как идти от него к Невскому проспекту, — но вы ничего не поясняете, и он продолжает недоумевать. В другой раз вы говорите тому же не знакомому с Петербургом человеку, что вчера были в «Бутылке», имея в виду то здание в Новой Голландии, где в царские времена размещалась тюрьма, а в наше время — всевозможные кафе… Но ваш собеседник ничего не слышал ни о Новой Голландии, ни о здании под названием «Бутылка», — а вы ничего не поясняете ему, и он беспомощно гадает: о какой такой бутылке идёт речь?
От этой петербургской «Бутылки» так удобно протянуть мостик к иерусалимским «Игольным ушам». Не кажется ли вам, что в евангельские времена никто, кроме жителей Иерусалима, не слышал про эти маленькие воротца в городской стене, — никто в целом мире! Как «Бутылка», так и «Игольные уши», — это внутригородские понятия, которые хорошо известны горожанам, но за пределами города не известны почти никому. Таких названий «для своих» много в каждом городе.
Но разве Евангелие было написано только «для своих»? Только для иерусалимцев?!
Нет, оно обращено ко всему миру, к жителям самых отдалённых от Иерусалима стран, к людям, которые не то что о маленьких воротцах со смешным названием ничего не слышали, но и местонахождение самого Иерусалима представляют довольно смутно. Больше скажу: Иерусалим вскоре после евангельских событий был сметён с лица земли римской армией, — вместе со своими стенами, вместе с воротами «Игольные уши» (если действительно были такие ворота). Его жители — те самые, которые помнили и о воротах, и об их названии, — были выселены прочь, на это место пришли совсем иные люди, и уже в Средние века всякая память о «Игольных ушах» должна была бы стереться начисто!
А что в результате?
А в результате смысл евангельского рассказа совершенно исказился на долгие века: вместо маленьких ворот в сознании читателей появилось игольное ушко! Разница между ними, согласитесь, огромная!
Между тем рассказ о богатом юноше евангелисты считали очень важным: он почти без изменений присутствует в трёх первых Евангелиях, и во всех трёх случаях поражает своей твёрдой бескомпромиссностью: «Удобнее верблюду пройти через игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Небесное». Каждый из евангелистов чуть-чуть по-своему описывает обстоятельства встречи с богатым юношей, но эти слова Спасителя остаются неизменными и у Матфея, и у Марка, и у Луки.
Выходит, много-много веков христиане всего мира читали Евангелие «с ошибкой»? Не понимали истинного смысла такого важного рассказа? Вместо «трудно, но если постараться, то можно» они читали: «нельзя ни в коем случае!»
А между тем что стоило евангелистам дать маленькую справочку, приписать что-то вроде: «Говоря об игольных ушах, Иисус имел в виду такие ворота, которые…» — и так далее. Всего несколько слов, одна лишняя строчка в тексте — а скольких недоумений можно было бы избежать!
Но ни Матфей, ни Марк, ни Лука не сочли нужным дать такую справку.
Почему так? Ведь в иных случаях они подробно разъясняют обстоятельства, которые могут показаться неясными людям, незнакомым с древним Иерусалимом. Вот, скажем, рассказ об исцелении больного у купальни Вифезды… Евангелист подробно расписывает, где находилась эта купальня (у Овечьих ворот), сколько вело в неё крытых ходов (пять) и что в ней происходило (Ангел по временам спускался в неё, возмущал воду, которая после этого на несколько мгновений становилась целебной). Казалось бы, все эти подробности можно было опустить. Главное-то что? Что был человек, 38 лет страдавший от болезни, и Спаситель его исцелил в один миг. Но нет, евангелист считает подробности весьма важными, и святые отцы, толкователи Писания, могут разъяснить нам, чем именно они так важны.
Итак, упомянуть о пяти крытых ходах, ведущих в купальню, — это для евангелистов важно, а рассказать о необычных воротах — совершенно не важно?
Так, может быть, это действительно не важно? Может быть, и не было таких ворот? Может быть, Спаситель имел в виду именно те самые игольные ушки, которые доставляют нам порой столько хлопот, хотя мы и не верблюда стараемся через них протащить?
Может быть, смысл рассказа и заключается в этом безжалостном (безжалостном к страстям человеческим) утверждении: «Богатый ни при каких обстоятельствах войти в Царство Небесное не может!»
Может быть, это огорчит кого-то из читателей, но скажу, что подтверждений такой мысли в Новом Завете много. Вот история мытаря Закхея, который сказал: «Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо» (Лк.19,8) — и только после этого услышал: «Ныне пришло спасение дому сему…» (Лк.19,9). Между тем нетрудно понять, что в случае исполнения обещания Закхей терял практически всё своё состояние и оставлял себе сущие гроши (а может быть, и их не оставлял). Только таким образом этот «верблюд» смог пролезть сквозь игольные уши, — что и было засвидетельствовано Самим Господом.
А вот «верблюд», не сумевший одолеть преграду, — богач из притчи о богаче и Лазаре. Он ведь ничем не согрешил, ни о каких его грехах Писание не говорит. Он просто «одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно» (Лк.16,19). Он просто пользовался своим собственным богатством — и ничего более. Он просто не понимал, что это богатство следует отдать нищему Лазарю, лежавшему у его порога, и сотням таких же Лазарей, лежавших по всему Иерусалиму… По всему свету…
«Ибо суд без милости не оказавшему милости; милость превозносится над судом. Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его? Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, а кто-нибудь из вас скажет им: «идите с миром, грейтесь и питайтесь», но не даст им потребного для тела: что пользы? Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе». (Иак.2,13—17).
Всякий, кто захочет, сможет найти немало подтверждений нашей мысли о том, что, говоря о верблюде, Господь имел в виду именно верблюда, а говоря об игольных ушах, имел в виду именно игольные уши. И всякий, кто хочет ужать верблюда до размеров блохи, а игольные уши расширить до размеров ворот, — тот попросту лукавит.
…Между прочим, ученики Христа, выслушав слова о верблюде, сразу поняли, что понятия «богач» и «богатство» весьма растяжимы. Иной богатей может считать себя нищим в сравнении с Рокфеллером и поэтому воображает, что слова Господа к нему не относятся. Потому-то ученики и спросили: «Так кто же может спастись?» Заметьте: не «Как же спастись богатому?» — но «Кто же может спастись?» То есть они спрашивали о каждом человеке, ибо все мы богаты по сравнению с кем-то.
И получили ответ, от которого сердце сжимается: «Человекам это невозможно…» И сразу же вслед за тем прозвучали слова отеческого утешения: «Богу же всё возможно». При каком условии? «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною». (Мф.19,21).
…И напоследок ещё раз об иерусалимских воротах под названием «Игольные уши». Говорят, что в конце XIX века русские археологи нашли их, отыскали в ходе раскопок. Непонятно, правда, как археологи поняли, что перед ними именно «Игольные уши»? Это название было написано на воротах?
Но даже если и так… Взгляните на фото. В эти ворота и человек-то с большим трудом протискивается.
Как же войти в них верблюду?
Алексей БАКУЛИН
А теперь несколько слов, сказанных святыми отцами о богатстве.
Свт. ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ:
— Горе и богатым, потому что, имея возможность утешать бедных, силу богатства не употребили на то, для чего получили его.
— Богатый всего боится: боится дней, как времени судопроизводства; боится вечеров, как удобных ворам; боится ночей, как мучений от забот; боится утреннего времени, как доступа к нему льстецов; боится не только времени, но и места. Его приводят в ужас нападения разбойников, злоумышления воров, клеветы притеснителей, расхищения сильных, злодеяния домашних, любопытство доносчиков… рассуждения соседей, гнилость стен, падение домов, нашествия варваров, коварство сограждан, приговоры судей, потеря того, что имеет, отнятие того, чем владел. О человек, если такова зима обладания, то где же весна наслаждения?
Свт. ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ:
— Богатые! Послушайте сказавшего: богатство аще течет, не прилагайте сердца (Пс.61,11); знайте, что полагаетесь на вещь непрочную. Надобно облегчить корабль, чтобы легче было плыть. Может быть, отнимешь что-нибудь и у врага тем, что к нему перейдёт твое имущество.
Свт. ИОАНН ЗЛАТОУСТ:
— Кто же богат: тот ли, кто терзается из-за малого, или кто презирает всё?
— Кто презирает богатство, тот, простираясь далее, будет легко презирать и смерть.
— Кто занят богатством, есть раб не только богатства, но и славы и почестей настоящей жизни и всего вообще житейского.
— Кто владел богатством, тому нелегко вырваться из оков его; такое множество недугов объемлет его душу, то есть страстей, которые, как бы густое и тёмное облако, заграждая взоры ума, не попускают взирать на небо, но заставляют преклоняться вниз и смотреть в землю.
— Богат не тот, кто имеет многое, но тот, кто не нуждается во многом.