Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

БОЛЕЗНИ СЕРДЦА

Согласно библейским текстам и святоотеческому преданию, сердце человека, если оно прекращает отвечать воле Божией и начинает исполнять желания диавола, заболевает и мертвеет. А утрата сердца есть утрата спасения.

Одна из болезней сердца — неведение и забвение. Сердце, утратившее благодать Христову, покрыто неким облачком или покрывалом. Это замечено в отношении иудеев и еретиков, для которых Священное Писание, хотя они и читают его, остаётся совершенно непостижимым, ибо «доныне, когда они читают Моисея, покрывало лежит на сердце их» (2Кор.3,15). Сердцем человек получает уверение от Бога, в сердце Бог открывается, говорит и толкует Своё слово. Если же сердце покрыто, то человек находится в глубокой тьме. Невежественное сердце есть ад. Св.Никита Стифат.

Болезнью сердца является ожесточение и окаменение. Не принимая благодать Христову, изменяющую всё, сердце пребывает в ожесточении. На людей, обращавших внимание на то, исцелял ли Он в субботу, Господь глядел «с гневом, скорбя об ожесточении сердец их» (Мк.3,5).

Болезнь сердца — это и нечистота. Сердце, утратившее благодать Божию и подверженное воздействию лукавых бесов, является нечистым. По словам св.Никиты Стифата, «нечистота души — это не только когда человек имеет нечистые помышления, но и когда он превозносится своими подвигами, бахвалится добродетелями и много думает о своей мудрости и ведении Бога, то есть, гордясь ими, осуждает других как беспечных и нерадивых. Это видно из притчи о мытаре и фарисее». Всякая похоть, возникающая в сердце, пусть даже она и не получает внешнего проявления, есть нечистота и блуд.

Больным является несмысленное сердце. У идолопоклонников, служащих твари, а не Творцу, «омрачилось несмысленное их сердце» (Рим.1,21).

Болезнь сердца — это и неимение правоты. Это значит, что сердце, творящее волю лукавого, неправо. Апостол Пётр сказал в обвинение Симону Волхву, желавшему приобрести благодать Божию за деньги: «…сердце твое неправо пред Богом» (Деян.8,21).

Грубость — это тоже немощь сердца. Страсти, находящиеся в сердце, делают его грубым, а грубость находит внешнее проявление. Вот почему в православном предании постоянно говорится не только о внешнем, но и о внутреннем благородстве. Человек с простым сердцем обладает внутренним благородством. Архимандрит Софроний пишет о старце Силуане: «При общении с ним в самых разнообразных условиях человек даже самой тонкой интуиции не мог бы заметить в нём грубых движений сердца: отталкивания, неуважения, невнимания, позы и подобного. Это был воистину благородный муж, как может быть благородным только христианин» (Архимандрит Софроний. Старец Силуан. С.53). Совершенно очевидно, что и притворство, лицемерие, ирония свидетельствуют о болезни сердца, которому присущи грубые движения.

Внутреннее сластолюбие — ещё одна болезнь сердца, которая проявляется в том, что сердце не стремится к любви Божией и не радуется ей, но получает наслаждение от плотских предметов, не угодных Богу. Сластолюбивое сердце служит темницею для души. Согласно прп.Марку Подвижнику, «сластолюбивое сердце во время исхода бывает темницею и узами для души».

Татиана ЖАРКОВА, член Общества православных врачей

предыдущая    следующая