Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

У телевизора

К ЖИЗНИ ВЕЧНОЙ НА ТАКСИ…

Хочу просто поделиться впечатлением от нового российского сериала под названием «Пассажиры». Вкратце он сводится к следующему: каждая новая серия начинается смертью очередного героя, и каждый раз этот герой уходит из жизни, не успев решить какой-то жизненно важный для него вопрос — не примирился с близкими, не осознал свой грех, не искупил вину… Думаем, такое и в жизни происходит часто… Да нет, часто — это, видимо, не то слово: не стоит ли сказать «всегда»? Не знаю. Я сейчас говорю только о фильме. Так вот, героям фильма, милостью его авторов, даётся последняя возможность исправить допущенную в жизни ошибку: за ними (за их душами, конечно) некая высшая сила присылает такси — обычное городское такси с обычным водителем, который не похож ни на ангела, ни на нечто противоположное… Умерший садится в это такси, водитель возит его по городу и ведёт с ним ненавязчивый разговор, мягко подталкивая к осознанию того факта, что пассажир ещё не готов отправиться в мир иной, что сперва надо бы… Что? Кому что. Солидная дама, умершая от сердечного приступа, должна понять, как она была несправедлива к своему сыну; подросток-террорист, убитый полицией, должен осознать, что именно толкнуло его на совершение теракта; маститый кинорежиссёр должен вспомнить, что его слава была сделана чужими руками… И так далее. Как только пассажир осознаёт свой грех, такси тормозит, дверца машины перед пассажиром раскрывается, он может покинуть и салон авто, и самую землю — и уйти… Куда? Об этом в фильме не говорится ни слова: у авторов хватило такта не показывать на экране то, что человеческий ум постигнуть не может. Пассажир просто уходит и всё, и на этом очередная серия заканчивается, чтобы в новой серии зритель увидел новую историю нового пассажира.

Вы понимаете: тема смерти, тема загробного существования не может оставить равнодушным человека верующего, православного христианина. Вот и меня заинтересовал этот сериал — уже тем хотя бы, что он с большой деликатностью обходит все острые углы, не пытается навязать атеисту веру в загробную жизнь — для атеиста он не более чем философская сказка, — а верующего не смущает нелепыми фантазиями о потустороннем; для нас, православных, этот фильм — пища для раздумий, ещё один повод освежить память смертную.

На какие же раздумья навёл этот фильм меня? Во-первых, конечно, следует признаться, что поначалу он меня неприятно поразил той лёгкостью, с которой авторы хотят разрешить серьёзнейшие житейские проблемы. Представьте себе: человек жил-жил, страдал, боролся, много лет пытался пробить лбом стену, но так и не сумел понять, в чём корень его бед. И вдруг после десятиминутной беседы с замогильным таксистом (надо признаться, достаточно мудрым и деликатным) пассажиру вдруг всё становится ясно: «Ах, вот в чём дело-то!.. А мне и невдомёк!»

Слишком уж легко, господа, наступает прозрение у ваших героев! Ну слишком легко! Особенно комично это выглядит в той серии, где убитый мирится со своим убийцей: достаточно было одному из них вспомнить о своём увлечении футболом, как второй тут же признал в нём родственную душу, и вот уже смертельные (без преувеличения) враги становятся задушевными друзьями.

Да, такая лёгкость вызывает смех. Ну хорошо, а мы­то, мы, православные люди, что думаем об осознании собственных грехов? Мы все надеемся уйти из жизни, полностью исповедав свои прегрешения, мы молимся о том, чтобы Господь даровал нам такую возможность, но положа руку на сердце скажите: не живёт ли в нас страх что-то упустить, что-то оставить неотмытым, — и это «что-то» не пустячок, а нечто весьма серьёзное! Разве мы никогда не заблуждались: думали, что поступаем правильно и даже праведно, а потом Господь открывал нам, что праведность наша обернулась немалым грехом. Бывало такое, к сожалению… И хорошо, что прозрение приходило к нам в этой, земной жизни… А что если однажды оно не успеет прийти вовремя? Что если мы унесём не осознанный и потому не раскаянный грех в могилу? Пошлёт ли нам Господь такого доброго таксиста, как в фильме, чтобы за считаные минуты привести нас к осознанию и раскаянию?

Боюсь, что нет. Боюсь, нам придётся все свои грехи познавать уже на мытарствах — в условиях более чем жёстких, где рассчитывать можно будет только на молитвы близких да на милость Божию…

И вот на слове «мытарства» я в своих рассуждениях спо­ткнулся. Я вдруг понял, что в фильме именно мытарства нам и показывают, — но мытарства особые, простите за выражение, «мытарства-лайт». То есть такие мытарства, где вместо бесовских истязаний (как о том говорят святые отцы) душу умершего ждут умные беседы, как на приёме у психоаналитика.

Нет, такой подход мне не нравится! Думаю, что и никому из православных он не понравится: нам, вкусившим твёрдой пищи святоотеческого учения, ни к чему этот детский сиропчик — он нас только расхолодит в нашей борьбе за собственные души!

Но… тут меня опять что-то останавливает. «Нам…» «Нас…» «Мы…» А нас много ли на этой земле? Увы, увы, не очень много. И что же, мы все воображаем, что Господь хочет только нашего спасения? Нет, конечно же, нет! Господь «всем человеком хощет спастися и в разум истины приити» (1Тим.2,4) — и тем, кто отведал твёрдой пищи, и тем, кому и жиденькая кашка ещё в новинку. Так, может быть, и в такой постановке вопроса, какая дана авторами «Пассажиров», есть свой смысл? Если хоть один зритель из ста, из тысячи задумается: «Как же это, наверное, плохо: уходить из жизни с грузом грехов!..» — то и тогда работа кинематографистов не пропала даром.

Мы любим сразу огорошить неверующих близких: «Мытарства! Страшный суд! Геенна огненная!»… А может быть, нужно сперва вот так: мягко, ненавязчиво, в виде сказочки для взрослых… Атеист сейчас пошёл нежный, словно бабочка, к нему нужен особый подход, деликатный. Услышав об аде и Страшном суде, он, точно испуганная букашка, сразу падает на спину и поджимает лапки, прикидываясь мёртвым… Давайте не будем его так пугать. Давайте для начала посоветуем ему посмотреть что-то вроде «Пассажиров» — пусть удивится, пусть задумается…

Павел ГОРЕЛОВ

предыдущая    следующая