![]() |
Газета основана в апреле |
|||
НАШИ ИЗДАНИЯ |
«Православный
Санкт-Петербург»
![]() ![]() ![]() ![]() |
15 февраля — Сретение Господне
«СТАРЧЕ ПРАВЕДНЫЙ, ПРИЕМЫЙ ВО ОБЪЯТИЯ ОСВОБОДИТЕЛЯ ДУШ»
Когда
Богомладенцу Иисусу исполнилось сорок дней, Он был принесён Матерью в храм по
закону Моисея. Это было первое пришествие Господа в Божий храм. Здесь Младенец
Христос впервые протянул руки навстречу алтарю Своего Отца и Бога. Здесь
Пресвятая Богородица в полной мере восприняла ответственность за воспитание
Богомладенца. Здесь праведный Симеон увидел и принял на руки Господа Бога и
Спасителя своего. Об этом рассказывает Евангелие от Луки: «А когда
исполнились дни очищения их по закону Моисееву, принесли Его в Иерусалим, чтобы
представить пред Господа, как предписано в законе Господнем... Тогда был в
Иерусалиме человек, именем Симеон... Ему было предсказано Духом Святым, что он
не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня. И пришел он по вдохновению в
храм. И, когда родители принесли Младенца Иисуса, чтобы совершить над Ним
законный обряд, он взял Его на руки, благословил Бога и сказал: Ныне отпускаешь
раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром; ибо видели очи мои спасение
Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников
и славу народа Твоего Израиля» (Лк.2,22—32).
Мне во время паломнической поездки на Святую Землю довелось побывать в дивном месте — церкви праведного Симеона Богоприимца, расположенной в районе Катамоны в западной части нового града Иерусалима. По преданию, св.Симеон был одним из семидесяти двух учёных толковников-переводчиков, которым египетский царь Птолемей II (285—247 гг. до н.э.) поручил перевести Священное Писание с еврейского на греческий язык (Септуагинта). По свидетельству Евангелиста Луки, Симеон был «муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святый был на нем» (Лк.2,25). Но когда прав.Симеон углубился в изучение книги пророка Исайи, он прочитал слова, которые несказанно поразили и смутили его: «…се, Дева во чреве приимет и родит Сына…» (Ис.7,14). Праведный Симеон подумал, что это явная описка: вместо «Дева» должно стоять «Жена» — и вознамерился исправить текст. Однако Ангел Господень остановил руку св.Симеона и уверил его, что ошибки нет, а сам он не умрёт, пока не убедится в истинности данного пророчества, т.е. пока не узрит живого Спасителя. Что и произошло, как мы знаем из Евангелия. По преданию, Симеон скончался сразу после событий Сретения с Господом в возрасте 360 лет (согласно житию Симеона, составленного свт.Димитрием Ростовским).
Место,
где была его могила, сохранено, и сюда притекает множество паломников для
поклонения, потому что даже от пустующей могилы чувствуется благодать. Почему
пустующей? Это длинная история. Дело в том, что первый храм над могилой
св.Симеона Богоприимца был построен ещё в ранний византийский период. Затем, в
Средние века, им владела грузинская монашеская община. Но в
XVII
в. монастырь был ими покинут из-за постоянных набегов бедуинов. Однако уже в
1859 г. монах Святогробского братства Авраамий начал восстанавливать древнюю
обитель. И в 1879 г. им была обнаружена гробница праведного Симеона, о которой к
тому времени уже успели забыть…
Выяснилось, что при императоре Юстиниане, ещё в VI веке, святые мощи праведного Симеона были перенесены из Иерусалима в Константинополь, в храм апостола Иакова (брата Господня). Но в XIII веке мощи были похищены крестоносцами, и нетленное тело праведного старца оказалось в хорватском городе Задаре, где покоится и поныне.
А православный мужской монастырь и храм в Катамонах, построенный на вершине холма, на месте дома и сада святого праведного Симеона Богоприимца, принадлежит ныне Иерусалимской Православной Церкви. Пустующая гробница св.Симеона в Катамонах находится в левом приделе современного храма, а в алтаре храма с 2010 г. хранятся частички мощей праведного Симеона Богоприимца…
Есть
в храме в Катамонах чудная икона Сретения Господня, полностью вышитая шелками,
на которой праведный старец бережно держит на руках Богомладенца Иисуса. Это
необычная икона. И вот почему. Дело в том, что иконография праздника
окончательно сформировалась к
IX
веку и претерпела незначительные видоизменения, так как основана только на
евангельских текстах и по поводу этого исторического события не существует
других литературных источников. Символическое значение Сретения — встреча
ветхозаветной, уходящей, и новой, приближающейся, эпох в истории человечества.
Именно это значение евангельского сюжета занимает главенствующее место в
иконографии праздника. Обрядовая сторона подчёркивается изображением двух горлиц
в руках праведного Иосифа. Важнейшая деталь композиции иконы — изображение
перевитого велумом (велум — полог) кивория (шатра на колоннах над престолом,
принадлежность именно христианского храма). Слева изображена Богоматерь с
Младенцем Христом на руках, за Нею — праведный Иосиф. Справа — Симеон
Богоприимец, протягивающий закутанные, в знак особого благоговения, гиматием
руки к Младенцу, позади него — пророчица Анна. «Тут была также Анна
пророчица... вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма,
постом и молитвою служа Богу день и ночь. И она в то время, подошедши, славила
Господа и говорила о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме»
(Лк.2,36—38). На некоторых изводах в руках Анны изображается свиток, а
Богомладенец находится на руках праведного Симеона.
А на шитой шелками иконе в катамонском храме изображены только праведный старец Симеон и Богомладенец Христос — Сын Божий, с которым св.Симеон наконец-то встретился.
И мы встречаемся с Господом Богом нашим Иисусом Христом — на Литургии и во время Причастия — принятия Тела и Крови Христовых. А когда покинем этот мир, встретимся с Богом и поклонимся Ему на третий, девятый и сороковой дни. А дальше душа наша пойдёт туда, куда мы заслужили во время своей земной жизни.
Матушка Елена МИЛЬЧАКОВА