Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Дух, душа, тело

АСКЕТИКА, СПОРТ, МОЛИТВА

Было время, в редакции нашей велись жаркие споры о том, как православному человеку относиться к спорту; и чаще всего побеждало мнение, что спорт — это для внешних, что нам, верующим, нужно больше о душе думать. Но вот сегодня наш гость —спортсмен, трёхкратный призёр Узбекистана по лёгкой атлетике Александр Гонашвили. Спортсмен — и при том верующий православный человек. А если я скажу, что он к тому же учёный, аспирант факультета социологии СПбГУ и помощник проректора по научной работе Университета при МПА ЕврАзЭС, то вы без труда поймёте, что перед вами действительно незаурядный человек. На многие темы можно с ним поговорить с интересом и пользой для себя, но сегодня мы говорим о спорте — о том, совместим ли он с православным образом жизни.

— Александр Сергеевич, вы росли в Ташкенте… Мне кажется, атмосфера в этом городе не слишком способствует приходу к вере Христовой. Каким же образом вы стали православным?

— Не знаю, как в целом в Ташкенте, а в той среде, в которой я жил, ничего противного вере не было; меня воспитывали хоть и не в прямо христианских, но и не в атеистических принципах; и потом, что-то изначально у меня в душе было — какой-то, если можно так выразиться, инстинкт, стремление к жизни духовной, интерес к вере и Церкви. И потом, если большинство населения Ташкента и далеко от Православия, то тем сплочённее там православная община, тем теплее отношения верующих друг к другу, тем сильнее желание собраться всем вместе у церковного очага. Среди моих друзей было много людей церковных, и, конечно, это повлияло на мой выбор.

— Обычно, когда человек только начинает приходить в Церковь, у него возникает желание отбросить всё, чем он жил прежде, отказаться от всех своих прежних интересов и увлечений и начать новую жизнь с нуля. А вы, когда начали приходить в Церковь, уже были спортсменом… У вас в ту пору не возникало желания отказаться от спорта?

— Нет. Я шёл к вере постепенно, медленными шагами. У меня не было внезапного порыва, моментального обращения, как бывает у некоторых. Я двигался медленно, шаг за шагом, и у меня была возможность не спеша раздумывать над своей жизнью, оценивать, что в ней соответствует нашей вере, что нет. Мне всегда был свойственен исследовательский подход, я стремлюсь понять истоки происходящего, задаюсь вопросом: «А почему это так, а не иначе?» Вот так я и свою жизнь пытаюсь исследовать, а потому внезапные порывы у меня редки. Вот и спортивные занятия я так же обдумывал с точки зрения православного человека…

— И как же соприкасались ваше воцерковление и спорт?

— Всё тут связано с теми ценностями, которые вы ставите во главу угла. Суть спорта — это победа, это достижение высокого результата. Но победа — с какой целью? И такой вопрос можно задать обо всей нашей жизни: с какой целью, для чего мы живём? То, что мы делаем, имеет ли оно какую-то ценность? И, отвечая на этот вопрос, я понял, что наша жизнь ценна в той степени, в какой в ней проявляется Божественное присутствие. А значит, и победы в спорте, они важны не для самоутверждения, а для подтверждения Божественного начала в нас: Бог даёт нам определённый талант, и мы обязаны этот талант развивать во славу Божию, и спорт тут не исключение. Вполне возможно, что именно таким путём мы на своём примере сможем привести людей к Церкви…

— Многим православным представляется, что спортивная победа — это самое суетное, что может быть на свете: то есть это, по их мнению, такое достижение, которое не приносит никакой духовной пользы ни окружающим, ни самому победителю.

— На самом деле это не совсем так. Спорт всегда воспитывает человека, и победы ты не достигнешь, если не будешь воздерживаться от всевозможных излишеств, если не станешь сосредоточиваться на своей цели. Я вижу здесь именно уход от суеты к целеустремлённости и воздержанности. Спортсмен, прошедший такую школу, скорее поймёт требования духовной жизни: он уже воспитан в духе строгости и нерассеянности. Но, конечно, и такое воспитание можно повернуть в совершенно противоположную сторону, — что мы и видим на примере современного спорта, ставшего бизнесом, и бизнесом грязным. Современный спорт — это зачастую совершенно антигуманное явление. В ХХ веке спорт был куда человечнее, положительнее.

— Словом, вы хотите проследить связь спорта с аскезой?

— Она существует! Спортсмен всегда вынужден пользоваться правилами аскетики, всегда ограничивать себя и в еде, и в развлечениях, — во многом. Спортсмен не может не иметь некоторого представления об аскетике, а потому ему легче даются некоторые стороны духовной жизни.

— Но ведь аскет старается, так сказать, уйти от своего тела, а спортсмен — наоборот, служит телу.

— Тут-то и заключается одно из заблуждений, которое часто встречается в православной дискуссии на эту тему. На мой взгляд, не спортсмен служит телу, но тело служит спорт­смену, тело служит душе, тело воздействует на нашу душу. Апостол Павел говорит, что тело — это храм нашей души. А если в храме беспорядок, хаос, то как же отправлять там Божественную службу? Тело — это инструмент, инструмент достижения души. Есть известный афоризм: «В здоровом теле — здоровый дух», — но это не полная цитата. В полном виде она звучит так: «Молитесь Богу, чтобы в здоровом теле был здоровый дух». Если мы не поддерживаем своё физическое состояние на должном уровне, то это помешает нам в духовном делании. Вот самый простой пример: на православной Литургии прихожане в храме, как правило, стоят, но если человек ведёт сидячий образ жизни, то выстоять долгую службу для него непросто, он будет сосредоточен не на молитве, а на собственной немощи. И подумайте вот о чём: молитву нужно читать, безусловно, стоя — как в армии, по стойке смирно. И святитель Фео­фан Затворник говорил: «Перед Богом стой в струнку!» — это концентрирует тело, сосредоточивает мозг, позволяет не рассеиваться сознанию. И это сложно делать без определённой подготовки: если тело не готово, то и сознанию сосредоточиваться трудно.

— Вот вы напомнили афоризм: «В здоровом теле — здоровый дух», а мне вспомнилась такая эпиграмма: «В здоровом теле — здоровый дух… На самом деле — одно из двух». Что вы можете сказать об этой мысли?

— Я с ней не согласен. Может быть так, что и тело здорово, и дух здоров, а может быть, что и то, и другое бессильно. Всё зависит от человека. Если человек стремится к гармоничному развитию, то у него не будет подобных перекосов.

— А как заниматься физкультурой во время поста? Видимо, надо сократить физические нагрузки?

— Всё зависит от человека… О ком вы говорите? О профессиональном спортсмене? Тогда он должен решать этот вопрос со своим духовником. Если же говорить в целом о мирянах, то тут надо учитывать степень их физического развития. Во время поста физическую активность нужно как минимум не увеличивать, но, скажем, гимнастика вам никак не повредит, а вот силовые упражнения, которые требуют больших нагрузок, бег, тем более марафоны… Тут надо быть осторожным, потому что это может привести к заболеваниям! Всё надо делать в меру, а меру определяет самочувствие человека. Людям же пожилым я бы посоветовал и во время поста побольше бывать на свежем воздухе, заниматься ходьбой — опять-таки в меру сил.

— Можно ли сказать, что различные физические упражнения влияют на различные способности нашего духа?

— Я недавно перечитывал книгу святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «Дух, душа и тело». Он там выстраивает такую зависимость: телесный образ влияет на характер, а характер влияет на душу. Придерживаясь этой логики, можно сделать вывод: безусловно, разные физические упражнения по-разному влияют на состояние нашей души. Например, агрессивные виды спорта развивают в людях психологическую агрессию, а ведь агрессия зачастую присутствует в спорте. Из каких составляющих складывается спорт? Из трёх: состязание, досуг и отдых. Ключевой же фактор — это состязательность, но она может быть разной. Если это состязательность с целью непременно добиться своей победы, то тут, безусловно, присутствует агрессия, направленная на соперников. А если это состязательность во имя высшей цели — во имя поддержки своей команды, отстаивания своей спортивной школы, то тут форма отношений в меньшей степени агрессивная. Поэтому отвечаю кратко: да, разные физические упражнения воздействуют по-разному на наше душевное и духовное состояние, но и одни и те же упражнения могут воздействовать по-разному.

— Может ли в таком случае православный человек заниматься таким агрессивным спортом, как бокс? Борьба — она, на мой взгляд, ближе к некой силовой гимнастике, но бокс — это удары, это кровь, синяки и травмы…

— Если говорить о профессиональном боксе, где борются за большой куш, то тут ваша мысль представляется совершенно верной… Но бокс честный и бокс как способ физического совершенствования — тут дело другое. И, на мой взгляд, добро должно быть с кулаками. Отстаивать добро можно по-разному, в том числе и с помощью бокса тоже. А если говорить о борьбе, то хороший пример — Фёдор Емельяненко, председатель Комитета Федерации по борьбе. Он горячий приверженец своего спорта и в то же время человек духовно развитый, церковный. Мне очень нравится в нём такое сочетание. Что же касается восточных единоборств, то к ним нужно подходить с осторожностью и каждый вид рассматривать особо. Безусловно, далеко не все такие единоборства допустимы, потому что они порой идут от оккультного начала, а некоторые несут агрессию, разрушение, хаос, энтропию.

— Разумно ли физические упражнения сочетать с молитвой?

— Безусловно! В конце концов, те же поклоны — это тоже физическая активность, и она помогает молитве. Гимнастика — она точно с молитвой сочетается!

— Я понимаю, бег трусцой: я бегу и читаю про себя Иисусову молитву или даже более длинные молитвы. А вот, скажем, упражнения на турнике…

— А что вам мешает читать молитву на турнике?

— Сознание другим занято.

— Так надо работать над тем, чтобы очищать сознание. Но тут надо уточнить, о какой степени профессиональности идёт речь. Если профессионал будет читать молитву, то это действительно может его сбить (хотя, на мой взгляд, и тут совмещение возможно). Но если это любитель, то почему нет? Наоборот, это позволяет даже лучше концентрироваться. Я был на одной научной конференции, и там учёные — биологи и психологи — пришли к такой мысли: если мы, например, бежим трусцой и при этом занимаем свой ум какой-то работой — хотя бы просто считаем шаги, — то это способствует развитию нашего мозга, способности мыслить и памяти. Тем более если речь идёт о молитве.

Подводя итог нашей беседе, я хотел бы сказать, что спорт, как всякое явление земной жизни, может быть направлен как на добро, так и на зло — всё зависит от человеческой воли. И если наша воля направлена на то, чтобы служить Богу, славить Бога своей жизнью, то и занятия спортом станут нам хорошим подспорьем в этом служении.

Вопросы задавал Алексей БАКУЛИН

следующая