Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Корабельные священники

ТЫ ВВЕРГ МЕНЯ В ГЛУБИНУ, В СЕРДЦЕ МОРЯ…

В гости к редакции «Православного Санкт-Петербурга» пришёл наш давний автор — Виктор Кокосов, известный петербургский писатель, действительный член Русского географического общества, главный редактор (и один из авторов) фундаментального труда «Русские кругосветные путешествия. От Крузенштерна до «Седова». В 2008 г. Виктор Николаевич награждён Почётной грамотой Русского географического общества «За большие заслуги перед географией и Русским географическим обществом». Наш разговор зашёл о том, как жилось в старину русским священникам, волею Божиею попавшим на корабль, идущий в дальнее плавание. И вот что рассказал нам писатель.

— Недавно мы отметили 175 лет Русского географического общества — одной из крупнейших в мире научных организаций, с помощью которой были стёрты последние белые пятна с географических карт, были сделаны последние великие географические открытия… Нет такой точки на земном шаре, куда бы не ступала нога нашего путешественника — от Арктики до Антарктики и вдоль экватора. Сколько кругосветных и полукругосветных экспедиций, сколько сухопутных путешествий… И во всех них присутствовали не только матросы и офицеры, не только учёные, но и священники. Вот о них-то мне бы и хотелось сейчас рассказать.

В каких условиях жил корабельный батюшка? Он пользовался правами офицера — например, питался в кают-компании, но и наравне с офицерами нёс все тяготы путешествия. Корабли-то были маленькими, настоящими скорлупками… И все бури, штормы, ураганы — всё это батюшка переносил, как и всякий иной морской путешественник; но заметьте, что моряки хотя бы опыт имели подобных переделок, а священник, как правило, назначался на судно прямо с прихода и с морским бытом был совершенно не знаком. И вдруг — сразу в кругосветку! А на корабле некоторые офицеры, заражённые либеральными идеями, позволяли себе неуважительное отношение к священникам. Жалованье у батюшек было небольшим, и, в отличие от офицеров, они не могли рассчитывать ни на выслугу лет, ни на повышение в чине, — и, кстати, в отличие от офицеров, жалованье им шло, только когда корабль находился в море, а когда он стоял в порту, корабельному священнику не платили. Однако священники до последней искры жизни исполняли свой долг в тяжелейших условиях, и многие обогатили мировую науку.

Вот, например, иеромонах Гедеон (Федотов), которого отправили в первую русскую кругосветную экспедицию под руководством Крузенштерна и Лисянского. Отец Гедеон был приписан к кораблю «Нева», которым командовал Ю.Ф.Лисянский. Между прочим, сам Юрий Фёдорович был сыном священника, что необычно для морского офицера, ведь в Морской корпус принимали только дворянских детей. Отец будущего мореплавателя, протоиерей из Нежина, долго хлопотал за сына, доказывал, что Лисянские пошли в священники из дворян…

Но вернёмся к иеромонаху Гедеону. Он был прекрасно образованный, талантливый человек, полиглот, знающий к тому же логику, риторику, географию, историю, арифметику, физику, философию, богословие… И не только знал он эти науки, но и преподавал их в столичной семинарии. Он исправно служил на «Неве», а когда в 1804 г. команда Лисянского прибыла на американский остров Кадьяк, покинул корабль и остался на острове, чтобы проповедовать туземцам слово Божие. На этом диком северном острове жили алеуты, эскимосы, индейцы, но была там и русская колония. Отец Гедеон основал на Кадьяке духовную миссию и училище и преподавал детям туземцев не только основы веры Христовой, но и географию, математику и даже французский язык. Он заботился о своей пастве, не раз подавал начальству записки о защите коренного населения от некоторых русских колонистов, а главное — писал книгу о своём путешествии. Книга вышла замечательная, не уступающая трудам того же Лисянского; самая же большая её ценность в этнографических заметках, в описании обрядов, культуры, быта местного населения. И до сих пор книга отца Гедеона считается лучшим в мире источником по данной теме. В 1809 г. иеромонах Гедеон вернулся в столицу — там его сразу назначили наместником Александро­Невской Лавры и архимандритом Троицкого Зеленецкого монастыря.

А вот другой русский иеромонах-мореплаватель — о.Дионисий (фамилия его неизвестна). Он участвовал в открытии Антарктиды с Беллинсгаузеном и Лазаревым. Интересно, что Беллинсгаузен решительно не желал взять на свой «Восток» священника, и о.Дионисий жил на «Мирном», у Лазарева. Но ведь команда «Востока» тоже нуждалась в окормлении!.. И вот батюшка то и дело в любую погоду, под зноем экватора и среди льдов Антарктики, садился на лодочку и переплывал с одного корабля на другой, чтобы и там отслужить литургию… К сожалению, записок отец Дионисий не оставил — а как интересно было бы почитать его свидетельство о том великом походе!..

Примерно в это же время был на русском флоте и ещё один батюшка-полярник: в экспедиции Василия Шишмарёва на клипере «Благонамеренный» служил о.Михаил Иванов. Ему тоже пришлось столкнуться с алеутами: прибыв на некий остров, он крестил тамошнее туземное население, повенчал местных русских, живущих в гражданском браке с алеутками, и окрестил их детей. Всего им было окрещено 175 русских и алеутов.

А вот белый священник, прот.Василий Махов, участвовал в миссии адмирала Путятина на фрегате «Диана». Он написал очень хорошую книгу: «Фрегат «Диана». Путевые записки бывшего в 1854—1855 гг. в Японии протоиерея Василия Махова». «Диана» погибла у берегов Японии, когда там разразилось землетрясение. О.Василий с другими членами команды спасся и с большими приключениями вернулся в столицу России. По пути он попал в плен к англичанам (шла Крымская война), но священника вместе с больными матросами отпустили домой… Он оказался на краю империи — больным и без гроша в кармане… Как отец Михаил добрался до Петербурга — это отдельная история, но он добрался и вскоре вновь отправился в кругосветное путешествие, был назначен настоятелем церкви в Японии, в Хоккадато, прибыл туда в 1858 г., но заболел и через два года вернулся в Петербург…

Неполным был бы наш рассказ, если бы мы не вспомнили о подвигах корабельных священников во время войны. А это тоже было. Конечно, батюшки не ходили на абордаж, не наводили пушки, но во время боя по корабельному расписанию место священника было в корабельном лазарете, на перевязочном пункте. Батюшки служили и добровольными санитарами, с риском для жизни доставляя раненых в лазарет. Так, командир крейсера «Олег» капитан первого ранга Добротворский отмечал заслуги корабельного священника иеромонаха Порфирия в Цусимском сражении, «своим бесстрашием и полным равнодушием к опасности подавшего пример самоотвержения и честного выполнения христианского долга. За всё время боя повсюду и в самых опасных местах, неоднократно спускаясь в перевязочный пункт, он всюду успевал принести пользу, где словом, а где и делом». Высочайшей волей иеромонах Порфирий получил золотой наперсный крест на Георгиевской ленте. В Российской империи это было высшей формой признания заслуг священника на поле брани. За время существования Императорского флота этой награды было удостоено 528 священнослужителей.

Вы знаете, что командиром крейсера «Варяг» был капитан первого ранга Всеволод Фёдорович Руднев; а известно ли вам, что корабельным священником на «Варяге» был другой Руднев, отец Михаил, однофамилец командира, и держался он не менее стойко, чем прочие члены героической команды? Есть свидетельство, что во время боя он ходил по залитой кровью, заваленной ранеными и убитыми палубе, отпевал умирающих, отпускал им грехи, утешал страждущих, воодушевлял сражавшихся, ухаживал за ранеными… 23 февраля 1904 г. по высочайшему указу отцу Михаилу Рудневу был пожалован «золотой наперсный крест кабинета Его Величества для ношения на ленте ордена Св.вмч.Георгия». Потом отец Михаил появился в Морском Никольском Богоявленском соборе как простой клирик, но прожил совсем недолго: он умер в 1906 г. в морском госпитале в Кронштадте.

А вот поистине поразительная история. В 1904 г. Владивостокская эскадра в составе крейсеров «Рюрик», «Россия» и «Громобой» вышла, чтобы встретиться в условленном месте с русскими дальневосточными силами в Порт-Артуре. Но в условленном месте эскадру встретили не свои, а японцы, значительно превосходя русских по силам. Завязался неравный бой. «Россия» и «Громобой» вырвались, а «Рюрик» принял на себя основной удар японской артиллерии и был изрешечён снарядами, лишился всех орудий, всех надстроек… Корабельный священник иеромонах Алексий (Оконешников) проявил в этом бою чудеса храбрости: он не раз выходил из лазарета и, как мог, поднимал боевой дух моряков. Сам был контужен, но, когда на крейсере вспыхнул пожар, бросился его тушить. Волосы священника обгорели, и их пришлось обрить… «Рюрик» не сдался врагу: русские моряки открыли кингстоны и затопили крейсер. Иеромонах оказался в воде со спасательным кругом, но увидел, что рядом тонет раненый матрос, отдал свой круг ему, хотя к тому времени о.Алексий был ранен в руку. Его спасли японцы и в числе 120 русских моряков подняли к себе на борт (а до боя команда «Рюрика» состояла из 800 человек). Восхищённый мужеством монаха, командир японского корабля пригласил его к себе, предложил угощение и любезно предоставил несколько листов бумаги, чтобы написать домой. Отец Алексий передал эту бумагу пленным русским офицерам, на ней они составили отчёт о сражении, который священник вызвался доставить в столицу (священников по тогдашним правилам беспрепятственно отпускали из плена). Но японцы тоже были хитрые, они тщательно обыскали иеромонаха, но ничего не нашли: о.Алексей упрятал отчёт в вату, которая укрывала его раны. Таким образом этот уникальный документ прибыл в столицу Российской империи. Иеромонах Алексий сразу стал знаменит, его наградили золотым наперсным крестом на Георгиевской ленте. Он снова стал добиваться назначения на корабль, но вместо этого был направлен приходским священником в захолустье. За что же? А дело в том, что, пообщавшись с флотским командованием и поняв, что на донесение офицеров о состоянии флота реакции не последует, отец Алексий дал интервью столичным газетам, где подробно рассказал о бое. Адмиралы возмутились тем, что батюшка «выносит сор из избы», и сослали его подальше от столицы.

Можно вспомнить ещё об иеромонахе Георгии с крейсера «Аврора», о.Гаврииле с крейсера «Диана», о.Ионе с броненосца «Адмирал Ушаков», о.Герасиме с броненосца «Сисой Великий», о.Виталии с крейсера «Адмирал Нахимов», тоже удостоенных высоких наград… Очень достойно вели себя священнослужители во время морских сражений, и нам, современным православным людям, следует всегда помнить об их подвиге.

предыдущая    следующая