Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Вопрос — Ответ

В ГОДИНУ СМУТЫ И РАЗВРАТА НЕ ОСУДИТЕ, БРАТЬЯ, БРАТА

Вопрос: Дорогой батюшка, в храмах сегодня проводятся платные требы: поминовения за здравие и о упокоении. В некоторых храмах крещение и другие церковные обряды совершаются за деньги. Допустимо это или нет? И справедливо ли это?

Отвечает доктор богословия настоятель храма Рождества Иоанна Предтечи в Юкках протоиерей Григорий ГРИГОРЬЕВ:

Многие люди, придя в храм, видят ценники (не во всех храмах, конечно, — есть такие, где нет никаких тарификаций: где-то бесплатные свечи, газеты, где-то требы). Но никто не задаётся вопросами: «А откуда настоятель храма берёт всё это? На какие деньги? На что он должен содержать приход, свою семью? Как он должен ремонтировать храм, из каких средств платить за свет, воду?..» Раньше, в стародавние времена, было конкретное, твёрдое понятие — церковная десятина: все верующие люди десять процентов от своего заработка жертвовали на храм, и у него был бюджет, который создавался за счёт прихожан. Это было, по сути, так же, как если бы государство давало деньги на Церковь. Сейчас же десятины нет, но если бы она была, никаких платных услуг в храмах не появилось бы. Поэтому священники вынуждены на это идти, чтобы выжить в нашем нелёгком мире. Если вы скажете своему батюшке: «Давайте мы будем отдавать вам со всего прихода десятину и все требы сделаем бесплатными», то священник очень обрадуется и будет счастлив. Но я хочу сказать, что в некоторых храмах, где есть такая возможность, требы и так делают бесплатными, то есть на пожертвования — кто сколько пожертвует. Однако не всегда объём этих пожертвований соответствует десятине от доходов. Поэтому, дорогие мои, когда вы обижаетесь на платные церковные услуги, то посмотрите внимательно на себя: сколько именно вы опускаете в «церковную кружку» на службах? Так и скажите себе: «Чем ниже опускается духовный уровень общества, тем ниже духовный уровень священства. Чем сильнее становится наша жадность к деньгам, тем дороже становятся требы. Что заслужили, то и получили».

Создавайте экономическую независимость для своего прихода, и всё станет бесплатным. А то ведь, по сути дела, никто не помогает, а все ходят и указывают. Я понимаю, что у людей иногда нет денег и они не могут помочь храму. Но хотя бы, как бедная вдова, внесите в «церковную кружку» свои две лепты или, по крайней мере, не осуждайте.

В одной из телепередач я сказал: «Осудить священника — это спалить пять деревень», потому что до революции батюшка в среднем окормлял пять деревень. И осудить священника — значит осудить Божий Промысл. Священник может быть и виновен в чём-то, но если вы так считаете, то обратитесь с жалобой к правящему архиерею, но нельзя осуждать священника. Осудить священника — спалить пять деревень, осудить правящего архиерея — спалить всю епархию, а осудить Патриарха — значит сжечь всю страну. Ведь осуждая людей, мы осуждаем неисповедимый Божий Промысл. Помните слова эпиграфа к роману «Тихий Дон»? «В годину смуты и разврата не осудите, братья, брата». «Клевета — это правда без любви, а зависть есть скорбь о благополучии ближнего», — говорил свт.Василий Великий. Тут же нарушается и заповедь Божия «не пожелай добра ближнего своего», поэтому просите Бога о приумножении духа любви и не осуждайте ближних.

предыдущая    следующая