Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

28 августа — Успение Пресвятой Богородицы

ВЕЛИК И СЛАВЕН ПРАЗДНИК СЕЙ

Сегодня мы вновь обращаемся к духовному наследию духоносного батюшки, приснопамятного протоиерея Василия Лесняка (†1995). Пастырское слово о.Василия в день Успения Пресвятой Богородицы.

«Возопий, Давиде, что сей праздник, егоже воспел еси древле в книзе псаломстей» (седален праздника по полиелее).

Почему это Святая Церковь в светлый праздник Успения Богоматери обращается с такими словами к царю Давиду, испрашивая у него богодуховных песней к прославлению этого радостного праздника? Ведь царь и пророк Давид жил более чем за тысячу лет до празднуемого сегодня Церковью честного от земли преставления Божьей Матери.

Глубже вникнем в смысл такого восклицания, с которым Святая Церковь обращается к псалмопевцу в наш светлый праздник. И прежде всего указанием на ту великую истину, что Единый Господь «вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр.13,8). Он един и в Ветхом, и в Новом Заветах, и как Он нас, людей Нового Завета, умиляет своими праздниками, так точно во образах и сенях и в пророческих видениях в Ветхом Завете открыл Своим праведникам грядущие новозаветные праздники. Поэтому необходимость появления на земле Божией Матери Господь открыл древле праведным Адаму и Еве после их грехопадения, сказавши им, что «семя жены» сотрёт главу змия (см. Быт.3,15). И это обетование о появлении на земле Матери Грядущего Спасителя мира Господь Бог неоднократно повторял Своим избранникам — Аврааму, Иакову, Моисею, Давиду, Исаии и другим праведникам Ветхого Завета, которые в своих благочестивых переживаниях сподобились познать тайну спасения Господом всего рода человеческого, но они ещё не были совершенно просвещены Гос­подом к познанию этой тайны, как и говорил Гос­подь Своим ученикам о хотении ветхозаветных праведников узнать тайну искупления, говоря так: «Глаголю бо вам, яко мнози пророци и царие восхотеша видети, яже вы видите, и не видеша: и слышати, яже слышите, и не слышаша» (Лк.10,24). Ветхозаветные праведники жили верою во Христа грядущего, как мы веруем во Христа пришедшего. Но ясного видения о новозаветных событиях ветхозаветные праведники не имели, а видели их только в образах, видениях, подобиях, и, получая такое (несовершенное) видение, избранники Божии свои пророческие озарения вещали своим современникам.

Такие пророческие озарения от Духа Святаго получал царь и пророк Давид. Он так же, как праведные Адам и Ева и другие праведники, верил, что грядущий Мессия должен на земле родиться от избранной от всех родов «жены», славу Богоматери в своих псалмах старался изобразить и, конечно, предвидел превосходящую всех сотворённых Богом существ вечную славу Богоматери. Потому­то Святая Церковь в день праздника Успения Богоматери и взывает к нему: «Возопий, Давиде, что сей праздник, егоже воспел еси древле в книзе псаломстей», — веруя, что царю Давиду Духом Святым была открыта несказанная слава Богоматери. Царь и пророк Давид в пророческом от Духа Святаго озарении предвидел бессомненное зачатие от Приснодевы Марии и вечного «Сына Царева», говоря так: «Снидет яко дождь на руно и яко капля, каплющая на землю» (Пс.71,6), а в 44­м псалме, «Песне о возлюбленном», то есть об имеющем на земле воплотитися Господе Спасителе, святый псалмопевец вещает о чрезвычайных духовных качествах на земле краснейшего паче всех сынов человеческих, престол Которого во век века, Который возлюбил правду и возненавидел беззаконие и получил от Бога в преизбытии помазание елеем радости. Изображая далее в этом псалме преизбытие помазанием — славу грядущего Спасителя, — псалмопевец видит Господа в прекрасном окружении и говорит: «…предста Царица одесную Тебе, в ризах позлащенных одеяна преиспрещена».

Ясно в этом пророческом слове изображена Богоматерь во всей Ея неизреченной духовной красоте, ибо вся Ея слава не показная, но, как говорит Давид, вся слава Ея «внутрь» во всём Ея преславном существе, — и не одна Она будет стоять одесную Господа, но вслед Ея приведутся другие девы и введены будут в храм Царев. И эта слава Царицы, приведшей Царю собор дев чистых, будет вечною из рода в род.

Вот, дорогие, как в видениях и образах воспевал славу Богоматери царь и пророк Давид. Он не видел славы Богоматери в день Ея Успения, как видели апостолы и другие очевидцы преславного преставления Царицы неба и земли, как видели мы все в этот светлый праздник, но предчувствовал славу вечную Матери грядущего Спасителя и изобразил эту славу в названном псалме. И как увеличивается наша благодатная радость в день преставления Богоматери, когда мы видим, что все праведники Ветхого Завета светло предчувствовали вечную славу Небесной Царицы и сегодня вместе с нами празднуют этот пресветлый праздник! А мы как все радуемся милости нашего Спасителя и Его Преблагословенной Матери, дающих нам очами веры стать у прекрасного одра Богоматери, окружённой святыми апостолами и другими верующими, и видеть, как открываются верхи горницы, в которой провела последние дни и часы Своей жизни Пресвятая Богородица и в которой явился, окружённый бесчисленным множеством Архангелов и Ангелов Ея Сын — Господь наш Иисус Христос, и Своими Пречистыми руками принял душу Своей Преславной Матери, и, вознесши Ея на небо, посадил одесную Себе, а все небесные силы радостно прославляли Успение Богоматери!

Велик и славен наш сегодняшний праздник. Всем миром небесным и земным славится Пречистая Богородица. Все праведники и Ветхого, и Нового Заветов единодушно поклоняются Виновнице нашего Спасения: «Се бо, отныне ублажат Мя вси роди» (Лк.1,48). Эти пророческие слова Богоматери особенно приложимы к нашему празднику.

Благодатно возрадуемся и мы все великому прославлению Богородицы, ублажая Ея со всем миром. Мы видим, что царь и пророк Давид, изображая славу Богоматери, говорит и о том, что «приведутся Царю девы вслед в храм Царев». А эти-то слова, дорогие, и к нам относятся. Праведный Давид приглашает и нас всех подражать Богоматери, идти вслед за Нею, чтобы вместе с Нею и чистыми девами и нам войти «в храм Царев», то есть войти в то новое небо и новую землю, Иерусалим новый, где, как пишет святой тайнозритель, «ни плача, ни вопля, ни болезни не будет» (Откр.21,4). В этот новый Иерусалим не войдёт «ничто нечистое и никто, преданный мерзости и лжи» (Откр.21,27). Само собой напрашивается и праздничное назидание. Свята и Пречиста Богородица, свята и пречиста память Ея. Она созывает всех нас к вечному веселию. За Пречистой Богородицей в новый Иерусалим могут войти только стремящиеся к святости, облекающиеся в чистоту и непорочность, ничто скверное не войдёт в этот Храм, где преславно пребывает Пресвятая Царица неба и земли.

Будем же Ей молиться, чтобы Она дала силы бороться со страстями и пороками и благоустроила нам наш вход в Царство Небесное.

Пресвятая Богородица, спаси нас!

предыдущая    следующая