Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

О ДУШЕ, ДУШЕВНОМ И ДУХОВНОМ

Болеть надо уметь. А как ещё очнуться от земного «угара»?

Эти строки я написал на Синае. Группа моя ушла на гору Хорив молиться и служить, а я остался лежать в гостинице, разглядывая красоту синайского неба за окном. Трудно болеть, когда столько важного и нужного надо успеть в жизни, а в паломничестве тем более. Но разве нас спрашивают? Нам отвечают, если мы слышим, конечно. Болезнь — это ответ Неба на те вопросы, которые мы боимся себе задать. А зачем я живу? А как я живу? А ради чего или Кого я живу? И многие другие. Вот и получилось небольшое размышление о нужности и важности болезней.

Бывают такие дни, когда тело не выдерживает небесной нагрузки. Тогда укрощённая плоть переходит в состояние недвижимости и отказывается подавать признаки жизни. Что ж, так бывает. Полежим. Подумаем. Помолимся. Обычно болезнь воспринимается нами как недоразумение. А зря, — это прекрасное время бодрствования души. Правда иногда сил на молитву не хватает, болезнь поглощает всё, но душа при этом распрягается, получает некоторую свободу. Мы болезни не любим: тяжело, плохо, тоскливо, — но это только оттого, что мы не умеем болеть. Болезнь надо принять. Уж не знаю, с радостью ли — у кого как получается, — но без особой печали вполне можно. Принять как есть, поблагодарить Бога за Его премудрый и милостивый Промысл и смириться со своим положением. Тогда болезнь становится приобретением.

В болезни наши страсти притупляются, земля кажется не такой реальной, а Небо — чуточку ближе. Помню, в патерике женщина, которая долгое время не болела, начинала плакать и скорбеть о том, что Господь оставил её. Это настоящая правда. Это знакомо только тем, кто свои телесные язвы мерил не земной линейкой. После болезни всегда обновлён, даже против воли. Хорошее чувство. Прошёлся по краю земли, заглянул издалека в вечность и немного протрезвел. Земля пьянит, кружит голову, вот только похмелье бывает трагичным. Поэтому для опьянённых землёй болезнь нужна как единственная возможность вернуться к духовному здоровью.

Бывает такое состояние: угорают люди, надышатся угарного газа и перестают отличать Небо от земли, Жизнь от смерти. Мы все иногда «угораем» с риском для Жизни вечной, теряем внимание к Небу. Вот тут болезнь и возвращает нам жажду настоящей Жизни, вкус её, если так можно выразиться.

А ещё в болезни бывает отдых. Если бы мы так трудились на небесном поприще, как убиваемся на земном, давно бы все были святыми. От такого земного «трудоголизма» болезнь — единственный шанс передохнуть. Поболеем, слава Тебе, Господи!

КАК ПРЕОДОЛЕТЬ СКОРБИ?

Скорби — это слово, наверное, одно из тех, к которым мы уже давно успели привыкнуть, чего не скажешь о самих скорбях. Мы читаем о них, слышим о них, иногда встречаемся с ними и думаем, что знаем их. Пишут о скорбях едва ли не через раз, проповеди о скорбях произносятся повсюду, но… о скорбях мы почти ничего не знаем. Попробую это продемонстрировать.

В самом простом понимании скорби — это Богом попущенные нам испытания и огорчения от людей, от бесов и от самих себя, прежде всего по нашим грехам и страстям, а уж потом — для приобретения добродетелей. Это, конечно, так, но и не совсем так. Я думаю, что у каждого из нас скорбей предостаточно. Как, собственно, и страстей, а те и другие всегда ходят рядом. Но вот как мы к ним относимся? Когда их нет либо они несущественные, мы полны решимости и уверенности нести их на себе с терпением и покорностью Промыслу Божьему. Но стоит только прийти скорби настоящей, пробирающей до основания, — мы и унываем, и плачем, и скорбим, а главное — просим Бога и святых забрать её от нас. Это естественно и нормально, так и надо поступать нам, немощным и слабым.

Но встречаются среди нас такие редкие люди, которые радуются скорбям, как драгоценному приобретению. Почему это, откуда у них такие силы? Если они не радуются наружно, то обязательно благодушествуют внутри, терпят и страдают, а сами так и сияют неведомым нам светом.

Думаю, что так страдать можно только за кого-то. Когда страдаешь за другого, тебя просвещает свет любви. Ведь Спаситель в Евангелии сказал нам, что нет большей любви на земле, чем положить душу свою за други своя. Вот эта самая любовь наполняет скорби миром и светом, радостью и тишиной. А если это любовь ко Христу?! Она эти страдания и муки преображает в драгоценные приобретения. Каждое из них становится некой печатью на нашем сердце, на оттиске которой образ Христа. Эти печати преображают нас самым решительным образом. Без них мы не Христовы, а только свои. Скорби суть печати Христовы. Эти печати преображают тело, оно становится покорным чувствам, эти печати запечатлевают чувства, они водятся ярмом ума, эти печати дают способность уму иметь должное представление о Небе и мире и мыслить Божие. Помните слова Господа Петру: «Отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое» (Мф.16,23).

Святитель Игнатий замечает по поводу скорбей: «Желающий умереть за Христа какой напасти, какого оскорбления не претерпит великодушно?» Великодушие — вот поистине то, что скорби делает настоящими, насущными и святыми. Трудно это? Конечно. Но приобретение это в любви ко Христу, настоящей, опытной, не мечтательной. Это возможно, когда знаешь, что дорогу скорбей, по которой мы все идем, прежде нас прошёл Сам Господь.

ВИНОВНИК ЭПИДЕМИИ НАЙДЕН, ЭТО Я

Сегодня стали попадаться заметки и новости на тему, кто же всё-таки виновник эпидемии. Некоторые даже задают вопросы верующим людям: ну и где ваш Бог, как Он допустил эту всемирную болезнь? Другие хоть и не задают подобных вопросов, но своими действиями и призывами говорят, наш Бог далеко, на Небе, он, наверное, спит, а потому мы тут сами как-нибудь, надо быть реалистами. И ведь вполне приличные люди, многие — верующие, некоторые в сане и чинах, а от излишней учёности или наоборот, но как-то договорились между собой: Бог тут ни при чем, болезнь — явление физическое и спасайся кто может. Печальное зрелище.

Думал, это от нервов, истерика пройдёт и уже, кажется, проходит, и все посмотрят на себя со стороны и скажут: нет, Бог не спит, Он всегда рядом, страдает с нами и болеет за нас, Он и сегодня в наших пустых храмах, Его только нет в пустых душах. Но время идёт, а «реалистов» меньше не становится, зато появляются «пессимисты», которые упрямо и грубо задают себе и нам один и тот же вопрос: ну и где ваш Бог? И вариантов ответа оставляют только два: или Он виновник эпидемии, или нет Его в нашей религии. Наш Бог всегда с нами, кто болел или болеет, поймёт, о чём я говорю, а вот виновника эпидемии я знаю: простите меня, это я.

Именно я не стал тем десятым праведником, которые спасают города и страны от эпидемий, болезней и прочих мировых катаклизмов. Мне было сказано: стяжи дух мирен — и тысячи спасутся вокруг тебя. И если вокруг меня погибают тысячи — значит, я виноват. Не услышал, не поверил, не осознал. А ведь единственное, что для этого требовалось, — отказаться от себя любимого. Но я всё думал: не сейчас, не сегодня, придёт время, и я откажусь от себя ради Христа. А сейчас еще поживу денёк-другой, для себя в том числе. Я ведь не сильно и грешу — так, по мелочам. А значит, придёт день — и откажусь я от своей гордости, самолюбия, добропорядочности, это ведь не так трудно. И вот день пришёл, только не тот, который я ждал. Эта болезнь многое расставила на свои места.

А ещё я был уверен, что если и не спасу тысячи — куда мне, — то хоть самых близких. Уж о них-то я позабочусь. Глядя на меня, они будут жить по-христиански, чисто, благочестиво, благоразумно. Но и тут я виноват. Благодаря мне они теперь в масках и всего боятся. Переживают и расстраиваются, унывают и скорбят, сидят по домам и ждут. А ждут все только одного: когда я действительно оставлю всё и пойду за Христом. И тут только моя вина — я так и не научил ни себя, ни их во всём и всегда доверять Богу. Поэтому и пусто на наших улицах, как и в наших душах.

Священник Никита Иванов

предыдущая    следующая