Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

28 мая — Вознесение Господне

ВОЗДВИГНЕМ СВОИ СЕРДЦА ГОРЕ

«Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, радость сотворивый учеником, обетованием Святаго Духа, извещенным им бывшим благословением, яко Ты еси Сын Божий, Избавитель мира».

(Тропарь)

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: «Каждый год в день Вознесения Христова Церковь молитвенно призывает всех верных воздвигнуть свои сердца горе�, к высотам Божиего Царства — туда, куда наш Искупитель и Спаситель Богочеловек Иисус Христос поднял падшее когда-то человеческое естество. Он удивил этим не только своих учеников и свидетелей Своего тридневного Воскресения, но и ангелов, которые удивлялись, как возможно тому, что было закрыто в темнице греха и смерти, сесть на Престоле Отца».

Святитель Димитрий Ростовский: «Теперь для нас ясно, почему Господь не носит ключей Царства и жизни, подобно тому как носит ключи смерти и ада: где нет врат — там не нужно и ключей, ибо при Вознесении Господнем небесные врата совсем сняты и уже никогда не будут затворены, как пишется об этом в Откровении: «Ворота его не будут запираться днем; а ночи там не будет» (Откр.21,25). Но отдал Господь ключи Петру и прочим апостолам, как бы говоря: «Мне они не нужны; носите их вы и уже без труда открывайте открытое, отпирайте незапертое. Если только кто сам своей волей заградил себе небесный вход, тому вы можете помочь этими ключами, следующие же за Мной свободно войдут». О, как радостна эта причина Вознесения Господня! Он вознёсся на небо для того, чтобы широко раскрыть для нас двери небесные, отставить их прочь для нашего беспрепятственного восхождения на небо».

Епископ Александр (Семёнов-Тян-Шанский): «Вознесение Господа Иисуса Христа — это завершение Его земного служения. Победив смерть, это страшное последствие греха, и дав тем каждому человеку возможность воскреснуть во славе, Господь совершил и большее, в Своём Лице Он вознёс человеческую природу, включая тело человека, к самому Престолу Отца. Тем самым Господь открыл каждому человеку возможность по всеобщем воскресении вознестись в высшую обитель Света к самому Престолу Всевышнего. Предосвятив в высшей степени Своим Вознесением природу человека, Господь сделал её способной к принятию Святого Духа, Которого Он обещал послать людям Своим от Отца. О событиях Вознесения передают нам евангелисты Марк и Лука; подробно об этом — в книге «Деяния святых апостолов». Евангелист Иоанн, как и Матфей, не повествует о Вознесении, но многократно раскрывает смысл его, и на основании этого Евангелия можно заключить, что Вознесение нуждалось в некоторой таинственной подготовке. «Не прикасайся ко Мне, — говорит Воскресший Господь Марии Магдалине, — ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему» (Ин.20,17).

В день празднования Вознесения Господня нам надо особенно помнить, что мы, прежде чем сможем достичь уготовляемых нам Господом вечных обителей, должны сами стараться быть обителями Святого Духа. Апостол неоднократно напоминает: «Разве вы не знаете, что вы — храм Святого Духа?» Это значит, что мы должны стремиться не только к освящению нашей души, но и тела…»

Святитель Фаддей Успенский: «Не Христос не хотел пребывать с апостолами видимо вовеки, а мир, ненавидящий Христа, не мог вместить пребывание в нём Христа. Мир, ненавидя Христа, мог снова и снова осуждать Его на смерть. Мир не мог долее видеть Христа по причине своей неправды, которую и должен был обличить Дух Святой, пришедший в мир (см. Ин.16,8—10). Грех, содеянный человеком, внёс тление смерти, сделал невозможным вечное блаженство человека на земле. Тело, восприявшее семя тления, должно было разрушиться, умереть, потому что «тление не наследует нетления» (1Кор.15,50). Самый грех, бывший жалом смерти, её источником, не мог уничтожиться без разрушения тленного тела, т.к. душа падшего человека как бы вся растворилась в плоти и плоть сделалась седалищем греха. И земля, через грех человека, стала жилищем тления, прилепив к себе сердце человека страстями, ею возбуждаемыми, а потому «земля и все дела на ней» должны некогда сгореть, стихии растаять, разрушиться, чтобы явились новое небо и новая земля (Пет.3,10—13), жилище праведных. Сначала должен был оторваться от пристрастий земных дух человека, потому что в нём начало греха. Должно было возвыситься к Богу и сердце. Когда же будет уничтожен грех, тогда и тело может стать нетленным и духовным, способным к обитанию на Небе.

На Небе через Своё Вознесение приготовил место человеку Христос. Говорил Он, что у Отца Его «обителей много» и что «лучше» Ему пойти и приготовить там место верующим и любящим Его, чтобы и они были там, где Он (Ин.14,2­3; 16,7). Для отрешения человека от страстей земных и введения в горние обители претерпел Господь смерть, воскрес и вознёсся на небо. По Вознесении Его дело спасения человека продолжает совершать Дух Святый, посланный им в мир, очищающий от греха, дарующий жизнь духовную человеку. Пребывая сначала с людьми во плоти, чтобы ввести их в общение с Богом, начальное, видимое, Христос по Воскресении является ученикам лишь по временам, и в теле, уже одухотворённом, как бы устраивая переход от видимого общения к духовному. По Вознесении же Он вводит людей в духовное общение с Собой во Святом Духе. Вот тайна радости свв.апостолов после Вознесения Господа, причина, по которой скорбь разлучения с Господом превратилась в великую радость вечного духовного общения с Ним в Святом Духе. Через веру эта радость входит в сердца любящих Христа, как вошла в сердца апостолов.

Прославим же Христа, обещавшего и по Вознесении пребывать с нами до скончания века, продолжающего нас видеть, слышать, являть Себя различным образом, оставляя ощутительные, осязаемые следы Своего невидимого пребывания в нашей жизни, творя всё новое в ней (Откр.21,5)».

 † † †

Когда Христос, как человек и Бог,
Желая людям вечного спасенья,
Для этого им сделал всё, что мог,
Тогда настало время Вознесенья.

Явясь ученикам в последний раз,
Он на горе, уча и наставляя,
Вдруг на виду у сотен, тысяч глаз,
Стал подниматься, всех благословляя…

Всё выше, выше, выше был Господь,
И наконец-то из земного дола
Вознёс Он человеческую плоть
До самого Небесного Престола!

И это вознесение всех нас
Приводит к покаянному итогу:
Насколько мы поднимемся сейчас,
Настолько после вознесёмся к Богу!

Монах Варнава (САНИН)

предыдущая    следующая