Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

В ЧЁМ ОТЛИЧИЕ ОШИБКИ ОТ ЕРЕСИ?

Автор «крылатой» богословской формулы «Вне Церкви нет спасения» — святитель и мученик Киприан Карфагенский. Он сформулировал свое учение о Церкви в ходе полемики вокруг вопроса о том, действительно ли крещение, совершённое еретиками или раскольниками, в частности епископами, которые отреклись от Христа в период гонений. Киприан пришёл к выводу, что такое крещение совершено вне Церкви, а значит, недействительно. По мнению святителя, «не хранящий такового (т.е. церковного) единства не соблюдает закона Божия, не хранит веры в Отца и Сына, не держится истинного пути к спасению». Но как понять, ересь это или ошибка? В чём отличие ошибки от ереси? Объясняет доцент кафедры богословия СПбДА иерей Михаил ЛЕГЕЕВ.

По степени ясности и точности осмысления человеком учения Церкви можно выделить пять стадий. Первая — догматы, заключённые в слова. Здесь все кристально чисто, лишнее отсечено, всё нужное сказано.

Вторая — акцент. Акцент выделяет лишь какую-то грань полноты картины. Святой Афанасий Великий за «единосущие» всю жизнь положил. Но «единосущие» — это ещё не полнота догмата. Богословие святых отцов по большей части — богословие акцентов. Один мог выделять один акцент, а другой — другой.

Третья стадия — неточность. Неточность связана с некоторым недопониманием. Например, святитель Кирилл Александрийский слово «ипостась» употреблял в значении «сущность». Он не имел в виду тот смысл, который потом вкладывали в его слова монофизиты, но не мог ещё свою мысль облечь в правильные слова. Поэтому для нас это неточность.

Четвёртая стадия — ошибка. Ошибка есть ошибка. Святитель Григорий Нисский (богослов IV в.) исповедовал апокатастасис, то есть учение о всеобщем избавлении от вечного посмертного воздаяния. Но если бы Церковь указала ему на ошибку, он бы не стал упорствовать.

Пятая стадия — ересь. Святые отцы могли ошибаться, а вот упорствовать в этом — нет. Святой Викентий Леринский (галльский богослов V в.) пишет: «Виновники того мнения признаются православными, а последователи — еретиками, учителя разрешаются, а ученики осуждаются, писатели сочинений будут сынами Царствия, а защитники оных подвергнутся геенне».

Где-то между четвёртой и пятой стадиями — между ошибкой и ересью — и пролегает граница, отделяющая ещё церковное бытие от уже внецерковного. Опять же важен сам вектор движения. Если он направлен к Церкви и Богу — это путь к истине, если в обратную сторону — к ереси. Еретиками не становятся в одночасье, это результат длительного процесса, того самого неправильного движения.

предыдущая    следующая