Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

4 декабря — Введение во храм Пресвятой Богородицы

ВЕЛИКИЙ ПОДВИГ РОДИТЕЛЬСКОЙ ЛЮБВИ

Что мы видим на иконе, посвящённой этому празднику? Маленькая девочка смело поднимается по ступенькам Иерусалимского храма, где её встречает первосвященник Захария, и ведёт внутрь храма, и вводит во Святая Святых, куда сам он имел право входить только один раз в год. С этого момента маленькая Приснодева остаётся жить и воспитываться при храме, потому что её родители — праведные Иоаким и Анна, долгое время не имевшие детей, — обещали Богу посвятить своё дитя Господу, если Он благословит их рождением ребёнка.

Если вспомнить Ветхий Завет, то мы знаем, что когда Авраам познал истинного Бога, Господь велел народу своему делать на теле человека некую отметку — обрезание, обряд посвящения. У древних иудеев было очень разумное отношение к рождению детей, они понимали, что не своим хотением рожают детей, но волею Божией даруется и зачинается новая жизнь. На всё воля Божия. Поэтому в те времена посвящение ребёнка Богу было вполне обычным явлением.

Праведные Иоаким и Анна не имели детей до весьма преклонного возраста и очень скорбели по этому поводу, поскольку бездетность тогда расценивалась как отсутствие Божиего благословения на чадородие из-за греховной жизни супругов. И Иоаким и Анна претерпели из-за этого много поношений от своих соотечественников. Даже когда прав.Иоаким принёс в храм жертву, священник отказался принимать её от того, кого Бог не благословил потомством. И потому Иоаким и Анна особенно прочувствовали ту радость, когда у них родилась долгожданная дочь.

В наше время ушло благоговейное отношение к таинству рождения ребёнка. Родители, не имеющие возможности иметь детей, добиваются своего любыми способами, решаясь на искусственное оплодотворение или суррогатное материнство, идя тем самым против воли Божией. А матери-одиночки нередко настолько привязываются к своему ребёнку, настолько его опекают и потакают во всём, что ребёнок вырастает избалованным и эгоистичным. А мамы, не в силах расстаться со взрослым сыном или дочерью, продолжают вмешиваться в их жизнь, нередко ссоря их с супругами.

А как поступили праведные Иоаким с Анной? Они во исполнение обета, данного Богу, отдали своё единственное долгожданное дитя на воспитание в храм. Недолго утешались они, наблюдая, как маленькая Приснодева начинает ходить, говорить… Конечно, они смогли бы её сами воспитать и всему научить. Но они поступили не так, как было бы лучше для них, а так, как было лучше для Приснодевы. Любящие родители, они не просто желали для Неё счастливой доли — удачного замужества и благословенного материнства, они желали Ей более высокой доли, чтобы Она вся принадлежала Богу. Ибо не то хорошо, что мы хотим, — хорошо то, чего хочет Бог. Надо просто довериться Богу, и всё в твоей жизни устроится наилучшим спасительным образом. Именно такое доверительное отношение к Богу у святой четы Иоакима и Анны и явилось основанием появления на свет необычного ребёнка — «честнейшей херувим и славнейшей без сравнения серафим».

Итак, Пречистая Дева Мария осталась жить при храме. Чем она там занималась? Конечно, прежде всего молилась, изучала Священное Писание, обучалась женским рукоделиям. И всей душой и сердцем стремилась к Богу.

Чтобы выразить своё восхищение чистейшим сосудом, вместившим в себя Невместимое, католическое вероучение присвоило Деве Марии особый статус чистоты. Так появился догмат, что ещё во чреве матери Богородица была предочищена от всех грехов, в том числе и от греха самости, удобосклоннность к которому мы все несём в себе, получив в наследство от прародительского греха. Православная Церковь не принимает этого догмата. Православная Церковь стоит на тех позициях, что у Богородицы была хорошая наследственность — праведные родители, и хорошее воспитание, полученное ею в храме, и жизнь по заповедям Божиим. Поэтому она была чиста и непорочна.

Как мы знаем из благочестивого Предания, достигнув определённого возраста, Приснодева отказалась выходить замуж. Это повергло её современников в изумление, потому что в те времена главным предназначением женщины было выйти замуж и рожать детей. Но когда ей велено было обручиться с Иосифом, она смирилась. Это было не показное смирение. Смирение и покорность воле Божией составляли саму суть Пресвятой Богородицы. Достаточно вспомнить, как смиренно ответствовала Приснодева Архангелу Гавриилу, возвестившему, что Она родит Сына Божия: «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лк.1,38).

Многие ли из нас обладают подобным смирением и кротостью? Нет, мы привыкли свою волю, своё хотение ставить выше воли Творца. Мы норовим так устроить свою жизнь, чтобы и Бога приспособить под свои нужды, чтобы нам удобно было творить свою волю. Но разве это Бог? Это идол, которого мы сами себе выдумали и поклоняемся ему, потому что нам так удобно, ибо бездушный идол весьма покладист. Потому-то сейчас так много всевозможных течений и сект, которые дерзают называть себя христианами. Но у них совершенно другое — ложное — представление о Боге, о спасении.

Слава Богу, у нас есть наша единая Святая Соборная и Апостольская Церковь, которая имеет многовековой опыт воспитания детей в православной вере. Надо так воспитывать наших детей, чтобы они выросли деятельными христианами, чтобы они любили Бога, почитали своих родителей, чтобы они имели нравственную прививку от того зла, которое сейчас всё больше и больше разрастается, как раковая опухоль пуская свои метастазы во все сферы жизни. Ибо если так пойдёт дальше, мы просто вымрем, прекратим своё существование. Значит, надо так воспитать своих детей, чтобы они выжили в этом мире, защищаясь молитвой и крестом, чтобы не пали, не захлебнулись в зловонных грехах и пороках. И у нас есть достойный пример для подражания — праведные Иоаким и Анна и чудный плод их усилий и жертвенной любви к Богу — Пресвятая Богородица.

Мы должны научиться жить не только по совести, но и по любви, жить мужественно, дерзновенно, создавая такое общество, какое действительно можно будет назвать христианским. А не просто согласиться с резервацией, укрывшись за церковной оградой и радуясь, что нас пока ещё не очень сильно давят. Нет! Не в силе Бог, а в правде. Поэтому давайте жить по правде Божией и воспитывать своих детей настоящими христианами.

Настоятель храма прп.Серафима Саровского в пос.Песочный протоиерей Игорь ФИЛИН

предыдущая    следующая