Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Обязанность — Право — Свобода

ЗОЛОТОЕ ТРИЕДИНСТВО

Права даны человеку для того, чтобы исполнять свои обязанности

(Офицер-воспитатель военно-морского училища, 1966 г.).

В мире много разных государств, почти 200. И чью конституцию ни возьми — на первом месте слова о «правах» и «свободах». Наверное, по принципу: у кого что болит, тот о том и говорит. А «болит», кажется, у всех, раз такое единодушие в этом вопросе.

Вот эти «права и свободы» и кочуют из одной конституции в другую по всей планете. И всё было бы хорошо, если бы они не превращались в самоцель, если бы права и свободы одних не мешали правам и свободам других. А главное — чтобы человек, получивший эти свободы и права, чётко осознавал, что это всего лишь первая ступень — материальная, а за ней должна следовать вторая, более высокая, — духовная: для чего я получил это? Ведь ещё Достоевский мудро говорил, что накормить человечество — вещь великая, однако, насытившись, человек сразу спросит: «Вот, я наелся — что теперь делать?».

И здесь на сцену выходит третий, теневой пока, к сожалению, но важнейший компонент любого жизнеустройства — обязанности. И в нашей российской Конституции говорится кое-что об этом, но на втором-третьем плане, а на первом, конечно, пресловутые права и свободы: статья 2 «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства».

Привычная формулировка ст. 2 превратилась в клише, бездумно перетекающее из одной редакции Конституции в другую. Видимо, законотворцы не дают себе труда как следует вникнуть в смысл и анализ этих важных слов. А вдуматься стоит — ведь в них скрыт, можно сказать, яд замедленного действия.

По логике, если права и свободы отдельного человека — высшая ценность, то государственная обязанность их соблюдения и защиты — ещё большая ценность, по крайней мере, не меньшая. Кроме того, соблюдение прав и свобод — это не только обязанность государства, но также и обязанность каждого члена общества, каждого человека. Это хотя и отражено в Конституции, но почему-то в отрыве от основополагающей 2­й статьи — в статье 6, п.2, и опять-таки здесь превалируют права и свободы: «Каждый гражданин Российской Федерации обладает на её территории всеми правами и свободами и несёт равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации». А следовало бы, на наш взгляд, поместить эту правовую норму вторым пунктом статьи 2. Более того, необходимо снять недоговорённость первого предложения ст.2 и придать категории обязанностей столь же высокий статус, как и у прав и свобод. Например, возможна следующая редакция:

1. Человек, его права, свободы и конституционные обязанности являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства.

2. Исполнение каждым гражданином своих обязанностей также обеспечивается и контролируется государством.

Вообще, как уже отмечалось, и у нас в стране, и в мире в целом давно наблюдается явный перекос в сторону прав и свобод и постоянное умалчивание об обязанностях. А ведь свободы и права всех работают только при исполнении всеми же своих обязанностей. И права, и свободы, и обязанности — это категории одного уровня, и они теснейшим образом взаимо­связаны. Умалчивание об обязанностях — удобная лазейка для всевозможных злоупотреблений и правонарушений, а нагнетание прав и свобод, особенно в сфере воспитания детей и молодёжи, не ведёт ни к чему хорошему, балует и развращает их и никак не способствует формированию истинного правосознания.

Право­сознание должно быть неразрывным с обязанностесознанием.

Великий русский философ и правовед И.А.Ильин справедливо указывал на духовную основу правосознания. Формальный закон устанавливает, что человеку разрешено, что ему предписано и что запрещено. Как видим, по крайней мере, две трети правового поля «засеяны» обязанностями (предписано и запрещено). И на светофоре только один из трёх сигналов — разрешающий (зелёный). И это правильно, иначе — заторы и ДТП. Духовная же сторона правосознания основана, по Ильину, на трёх аксиомах, это: 1) осознание духовного достоинства; 2) способность к самоуправляемости и самоконтролю; 3) чувство взаимного признания и доверия людей друг другу.

Если проанализировать механизм реализации любых прав отдельно взятого человека, станет ясно, что они гарантируются не чем иным, как массой обязанностей остальных физических и юридических лиц, иначе говоря, кратко: обязанности первичны — права вторичны, обязанности объединяют — права разъединяют. А это, в свою очередь, не что иное, как одна из содержательных сторон важнейшей заповеди: «Итак, во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Мф.7,12).

И наивно, и смешно, и даже опасно начинать везде и всюду со своих «прав» и «свобод». Где в быту или на природе мы начинаем что-либо предпринимать, основываясь только на правах и свободах? Да практически нигде! Придя в гости, попробуем заявить с порога: я имею право на ваше внимание и полноценное питание! — и если не получим тут же в шею, то, как минимум, испортим и себе и другим настроение на весь вечер. Оказавшись ночью в горах, провозгласим: мы свободны в выборе пути! — и, скорее всего, шагнём в пропасть. Устраиваясь на работу, мы не «качаем права», а внимательно изучаем свои предстоящие обязанности. Покупая какой-либо прибор, обязательно знакомимся с правилами пользования им. Заступая на дежурство, штудируем инструкцию. Даже получая читательский билет в библиотеке, расписываемся в том, что ознакомлены с правилами: читатель обязан… обязан… обязан…

И только лишь на всей этой громаде обязанностей, как на прочном фундаменте, «работают» наши и чужие права. И то, как говорят философы, — «в снятом виде», т.е. подразумеваются. А в явном и конкретном виде — сплошные обязанности.

Вспомним, как обычно реализуются наши права, свободы и льготы: ведь никто не бежит к нам с ними на блюдечке, — нет, порядок здесь, как правило, заявительный или уведомительный. Надо сначала подать соответствующее заявление, заполнить бланки, предъявить нужные документы, собрать кучу справок — и только тогда чего-то требовать. Ведь так?

Работая в военно-морском училище, я часто беседую с курсантами и убеждаюсь, что, за редчайшим исключением, никто и никогда не объяснял им эту довольно простую диалектику прав и обязанностей. Рассмотрим хотя бы такой пример: возьмём безспорное утверждение: «Курсант имеет право на получение знаний». Действительно, для того его и учит Родина. Но это право может быть реализовано только в том случае, если этот курсант (и любой другой тоже) осознанно возложит на себя целый ряд обязанностей:

— посещать занятия, не опаздывая к их началу;

— сосредоточить внимание и не отвлекаться, не мешать другим;

— выполнять задания;

— подбирать и прорабатывать рекомендуемую литературу;

— изучать наглядные пособия, аппаратуру, развивать практические навыки.

Невыполнение курсантом хотя бы одной из этих обязанностей превращает его право на образование в пустой звук.

Вот и получается, что все мы взаимосвязаны и «вкруговую повязаны» многочисленными нитями обязанностей. Обязанности — это основа, это та ткань, на которую мы осторожно наносим рисунок наших прав. Прочна ткань — долговечен и рисунок, истлевают нити — и рисунок исчезает.

Представим же себе, насколько надо потрудиться над «холстом» и «грунтовкой», если мы хотим нарисовать величественную, многоцветную картину правового государства! Насколько высоко надо поставить над суетностью мирскою наши обязанности! Ведь не случайно мудрые предки наши передали нам по наследству ёмкую, точную и краткую формулу: «Положение обязывает». Это уж потом, на втором плане: наделяет правами, полномочиями и т.п. Но прежде всего — обязывает. Великое дело воспитания и обучения целиком основано вовсе не на правах и свободах, а именно на обязанностях.

И весьма печально, что первая часть нашей Конституции вся пронизана либеральным духом «прав» и «свобод», обязанности упоминаются там очень скудно. Уже одно это говорит о назревшей необходимости кардинально менять основные положения Конституции. Не сомневаюсь, что в основу верховного законодательства должно быть положено золотое правило — тройственное единство прав, свобод и обязанностей.

И пример этому есть: он пронизывает весь православный уклад жизни. Даже более того, жизнь во Христе вся построена прежде всего на обязанностях: и десять ветхозаветных заповедей, и Нагорная проповедь Иисуса Христа, и вообще всё Евангелие учат прежде всего не мифическим правам и свободам, а правилам добродетельной духовной жизни. Но зато эти святые обязанности наделяют человека такими высокими свободами и правами, которые либералам и не снились, — правами быть сынами Божиими. И в этом — одна из основ симфонии (соработничества) государства и Церкви.

Апостол Павел в Послании к Галатам писал: «…все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса; все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись. Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного…» (Гал.3,26—28).

Известна старая песня: того, кто придерживается традиционной христианской морали, «продвинутые» обвиняют в мракобесии, консерватизме, якобы «рабской» психологии. Насчёт мракобесия, господа критики, подойдите к зеркалу. В здоровом же консерватизме ничего плохого нет: продукты консервируют для сохранения, для предохранения от порчи.

А насчёт «рабской» психологии… С достоинством заявляем: да, мы рабы, — но рабы Божьи. Это высшая форма условно так называемого «рабства», это даже не наёмничество, это — сыновство. А сыновство при Едином Отце подразумевает истинное братство. И в этом и сила, и свобода, — истинная свобода духа, даруемая Богом. А что может быть разумнее и полезнее для жизни человека, чем свободное подчинение Высшему Благому Существу, Творцу и Промыслителю мира?

И что может быть гнуснее подлинного холопства тех, кто раболепствует перед лозунгами ложной, спекулятивной «свободы», разнузданной «демократии», извращённых «прав человека»? Вот кто является классическим рабом и по натуре, и по духу. Ведь громче всех кричит «держи вора!» сам вор.

Н.И.ПОЗДНЯКОВ

следующая