Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Русское единство

МАМОНА — ЗЛЕЙШИЙ ВРАГ РОССИИ

Прошёл этот наполненный не вполне понятной идеологией праздник — День народного единства… Честно сказать, так до конца и не ясным осталось: кто и с кем в России должен объединяться, и главное — на какой почве, на каких принципах, с какою целью? А между тем единство русским сейчас необходимо так, как никогда, — это если не понимают, то чувствуют все… И об этом-то единстве мы говорим сегодня с настоятелем храма Августовской иконы Божией Матери прот. Димитрием Василенковым.

— Отец Димитрий, не кажется ли вам, что главная линия разделения, которая прочертила сегодня русское общество, — линия, делящая народ на богатых и бедных?

— Я сказал бы да, тут с вами нельзя не согласиться. Но вы посмотрите: ощущение таково, что ничего в русской истории не меняется. Всё новое — это хорошо забытое старое. Почитайте-ка нашего знаменитого петербургского историка Игоря Яковлевича Фроянова — что он пишет о Древней Руси? Пишет он о волнениях в Киеве при князе Изяславе, о жадности княжеской, о жадности дружинников, которые попросту грабили «младших», то есть простых людей, обирали их, искали поводы для того, чтобы ещё больше нажиться, и тем сами порождали бунты. А начинается на Руси бунт — и тут же приходят половцы, чтобы пограбить русского соседа, пользуясь удобным моментом. И государство начинает рассыпаться, едва лишь люди попытались жить не по евангельским законам, а по законам своей жадности, то есть служение Богу и ближнему заменили служением мамоне.

И всю историю нашу возьмите: все трагедии, которые случались с нашим народом, происходили, как только мы начинали служить мамоне. И тогда-то всё заканчивалось для нас очень плохо. Все самые страшные события, происходившие в нашем Отечестве, есть следствие отхождения от веры, следствие поклонения идолу золотого тельца.

Сейчас то же самое творится — ничего не изменилось со времён Изяслава: народ в большинстве своём готов с упоением служить идолам материального благополучия. Это к элите нашей относится в первую очередь, но беда-то в том, что и простой народ сейчас все свои силы отдаёт тому, чтобы угнаться за элитой. Отсутствие веры разрушает элиту изнутри, а простых людей толкает к революциям, к смутам. Люди же у нас не слепые: они видят вопиющую социальную несправедливость, царящую в стране…

Но надо помнить, что никакая смута доб­ром не заканчивается — от неё вы­игрывают только наши враги. У них у самих-то дела ничуть не лучше идут, но они пытаются свои проблемы разрешить за наш счёт: пользуются нашими бедами, очень грамотно стравливают между собой российские социальные группы и готовы разжечь у нас любую смуту. А наши богачи и рады стараться: живут беззаконно, не замечая ближних, не чуя под собою страны, как сказал поэт. И не хотят знать, что кто-то уже готовится направить возмущённый народ в очередной революционный поход, который закончится новой кровью и слезами, к великой радости и выгоде недругов России. Всеобщее безумие… И всё потому, что бросили мы служение Богу и служим золотому тельцу.

Конечно, справедливость нужна, более того, она совершенно необходима, но она должна распространяться на всё общество — не только на элиту. У нас всё общество больно. Свидетельство тому — количество абортов. Сколько абортов происходит в России за год? Я слышал, что в одном только Петербурге — больше 100 тысяч. А кто их делает? Наши же русские женщины! Не мигрантки, легальные и нелегальные, которые живут в наших городах, — они-то как раз рожают. А русские женщины делают аборты! И не то чтобы особенно бедные этим занимаются, а люди, как правило, обезпеченные. Идеология чайльд-фри среди нашей молодёжи насаждается, среди наших родных детей, — а почему люди принимают эту идеологию? Потому что служить золотому тельцу им нравится больше, чем служить Отечеству, семье, новым поколениям — Богу, в конечном счёте. Не к одной элите это относится, а ко всем нам.

И много, много есть подобных проблем, разрушающих и общество наше, и нашу элиту. Все больны — сверху донизу. Да, обид — и справедливых! — достаточно! Достаточно, чтобы всех стравить в лихой революционной каше, в кровавом безумии. И каждый, кто эту кашу затеет, каждый, кто в неё ввяжется, будет по-своему прав: обида есть обида. Только в одном беда: забываем, кому выгодна-то наша смута.

Ведь примеров в истории достаточно: ту же Великую смуту взять. С каким упоением русские люди убивали друг друга! Как Семибоярщина безумствовала — и по отношению к своему народу, и к знати русской! И народ в безумном состоянии находился.

Мы историю воспринимаем по большей части книжно, почти как некий писательский вымысел, а когда сталкиваешься с ней вживую, то страшно становится… Как-то раз Господь меня управил побывать в одном древнем русском монастыре… Это было перед одной из моих командировок в Чечню. Мы сидели на аэродроме Ермолино, ждали борта, принадлежащего авиации Внутренних войск… Времени свободного было довольно, и мы решили заехать в монастырь, находившийся неподалёку. Искупались в святом источнике, посмотрели на древние стены, познакомились с историей обители. Эта история меня поразила: страшный рассказ о том, как в Смутное время были украдены отсюда святые мощи, как поляки взяли монастырь штурмом… И я отчётливо представил себе, как здесь, на той земле, по которой я сейчас хожу, лежали десятки тысяч трупов мирных жителей, — а их именно столько было убито, мёртвые тела тут горами громоздились… Как жутко стало! И ведь такое было не только здесь!.. Русь в те годы обезлюдела…

Читаешь такое… Вещи-то действительно страшные, да очень уж легко мы их забыли. И главное, забыли то, что эти беды сваливались на нас по нашим же беззакониям. Мы сами их зарабатывали своим безумием. Сейчас археологи вскрывают древние могильники — в Ярославле, во Владимире — и находят огромные массы убитых мирных жителей, что погибли во время штурма этих городов монголами. Монголо-татарское нашествие — какой кровавый каток прошёл по Руси, из-за того, что каждый из князей думал лишь о своём благополучии, тешил своё властолюбие, ненавидел ближнего своего…

Хочется сказать иногда: во что нас ещё бить-то?! Пора уже как-то одуматься! Причём всем одуматься надо. Мы все сейчас находимся в духовном пленении: не только элита, но и весь народ. Мне, как священнику, приходится работать с разными социальными группами, и скажу, что верующих-то повсюду немного: возьмите и наших политиков, возьмите и простой народ, возьмите и деловые структуры, — верующих повсюду единицы! Нет, в целом люди благожелательно расположены к Церкви, ничего не скажешь… Но чтобы человек постоянно исповедовался, причащался, вёл бы сознательную христианскую жизнь — таких очень мало. А Богу-то не свечи наши нужны! Он просит: «Сыне, даждь мне сердце своё!»

И я очень удивлён, когда слышу некоторых наших депутатов, которые ещё недавно объявляли себя горячими православными, а теперь уже начинают аборты защищать… Смотришь и диву даёшься: что происходит-то? Это кто же их инфицировал? Может, муха какая-то вражеская их укусила? Называем себя православными, а вещи говорим совершенно безумные. Но мы перед собой можем в игры играть, а Господа-то не обманешь. Кровь убиенных детей как от Него скроешь? А ведь с нас спросят — и с элиты, и с простых людей в том числе.

— Но как можно добиться единства в таком многонациональном, многоконфессиональном государстве, как Россия?

— А надо прежде всего вспомнить, что при всём нашем национальном многообразии государствообразующий народ один — русский. Если русские будут едины — будет едина Россия. К русскому единству и прочие народы будут подтягиваться, а от русской междоусобицы они начнут откалываться.

Но что же в единстве русского народа является главным? Это вера православная. Развалить, сокрушить духовно — и всё остальное развалится: это и будет сокрушением Отечества. Для разобщения русского народа создаются различные программы, и одной из самых успешных является программа внедрения неоязычества, или «родноверия». Она адресована в первую очередь молодёжи, потому что молодые люди — это наше будущее. Впрочем, родноверием дело не ограничивается… Нашим врагам не так уж важно, что именно насаждать в России, лишь бы в результате русский восстал на русского.

Опять-таки, взгляните на историю Великой смуты или, точнее, на историю осады Свято-Троицкой Лавры. Да, руководили осадой польские военачальники, но кто состоял в их войске? Да в большинстве своём русские же люди, наши соотечественники! А все эти банды, которые в те годы рыскали по стране, грабили, убивали, — они же во многом из русских людей состояли, из беглых крестьян, из казаков… Поляки в них тоже имелись, но не стопроцентно. Нет, свои своих убивали, свои своих насиловали…

А давайте поглубже в историю заглянем. И тут можно диву даться: когда одни русские люди — и князья, и простой народ — шли на Куликово поле, чтобы защитить Отечество и веру православную, — в это же время другие русские люди, новгородские ушкуйники, грабили русские города. Пограбили и, как пишут об этом летописи, жён да детей продали басурманам.

Что тут причиной? Отступление от веры. Отступление от веры всегда превращало людей в зверей. Отступники уже не воспринимают соотечественников своих ближними. Человек живёт собственными страстями, а все, кто ему в том мешает, — эти люди для него чужие, даже соплеменники, даже единоверцы. Всегда такое было. Взять, допустим, недавнюю историю — Чеченскую войну: на ней были те, кто жизнью рисковал, дрался за Россию, но были и те, которые продавали своих, торговали армией, наживались на крови соотечественников. Повторю: человек, отходя от веры, теряет всякую братскую любовь к ближним.

Поэтому хоть единство России в целом, конечно, необходимо, но единство русского народа — превыше всего. Не будет его — все мы разбежимся по разным уголкам, всё начнёт рассыпаться, поверьте мне, всё начнёт рушиться. С разрушением единства русского народа начнётся разрушение и всего Отечества. Что делать другим нашим народам, если они не видят в русском народе ни единства, ни веры, ни справедливости — ничего? Одно развращение и грязь. Зачем тогда жить-то с таким народом рядом?

А всякое такое разъединение заканчивается большой кровью. Можно по-разному относиться к СССР, но смотрите: к чему привёл развал Советского Союза? К большой крови, к страшной крови. А кто в первую очередь стал жертвой? Русские люди, особенно по окраинам государства. Примеров масса, и примеров ужасных. Лишь свет Христов просвещает всех: однажды человек приходит в разум: «Что же я творю?!» Надо, чтобы и князья, и простолюдины за голову схватились: «Да что же мы делаем? Мы же беду накликаем!» Надо, чтобы каждый на своём месте постарался по совести поступать: за Отечество, за народ свой стоять. Тогда лишь ситуация начнёт меняться, когда не ради хлеба куса станем жить, а к вечности устремимся, ко Господу, перед Господом станем жизнь свою проживать. Как сказано в Книге Бытия: «И ходил Енох пред Богом…» — вот именно таким образом нам надо жить.

А если будем жить, как свинки… Свинку рано или поздно закалывают — на мясо и на сало. Поэтому если кому-то хрюкать хочется, пусть будет готов к такому обороту дел. Примеров тому масса.

Вопросы задавал Алексей МАКСИМОВ

предыдущая    следующая