Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Праздник Крестовоздвижения

НАШЕ БРЕМЯ — НАША СЛАВА

Накануне праздника Воздвижения Креста Господня один священник напомнил мне известную притчу о кресте. Думаю, она всем нам известна, но всё же приведу её снова. Некий человек спит, и снится ему, что он идёт в толпе народа, и каждый в этой толпе — и сам он в том числе — несёт на плечах свой крест. Ноша нелёгкая, путь дальний… Вот наш герой и решил: «А что, если я отпилю кусочек от своего креста?» Сказано — сделано: отпилил кусочек, и нести крест стало легче. Через некоторое время он вновь утомился и вновь отпилил от креста кусочек. И в третий раз то же… И в четвёртый… А потом дорога привела толпу крестоносителей к глубокой пропасти. Как через неё перебраться? Все прочие перекинули через пропасть свои кресты и по ним, как по мостикам, перебежали на другую сторону. Глянул наш герой, а у него в руках только маленькая частичка его креста: для моста она слишком коротка…

В притче это звучит красиво и убедительно. А в повседневной жизни? Неужели никто из нас не захочет «укоротить» свой крест, если представится такая возможность? За себя скажу: я этой возможности не упущу и непременно постараюсь избавиться от некой частички своей вседневной обузы — и пусть бросают в меня камни те, кто никогда ничего подобного не делал.

…Но вот наступает праздник Крестовоздвижения, и поневоле начинаешь задумываться: а правильно ли мы поступаем, пытаясь отлынивать от труда крестоношения? Может быть, крест — это не только обуза, но и слава наша? Ведь воздвигнуть можно только что-то славное — знамя, например, — а никак не докучное, надоевшее… И вот чтобы разрешить свои сомнения, обратились мы за советом к давнему другу нашей газеты, протоиерею Георгию Пименову.

— Скажите, батюшка, как же можно свой крест воздвигнуть? Он огромный, тяжёлый и… и страшный. Как мне кажется, мы можем его только тащить на спине, да и то с трудом, едва переставляя ноги. Где уж тут говорить о воздвижении!

— Я вам так скажу: коли речь у нас идёт о дне Воздвижения Креста Господня, то нужно иметь в виду, что у этого праздника есть две составляющих… Во-первых, нужно помнить, что мы вспоминаем воздвижение именно Креста Господня. А Крест Господень — это такой крест, на котором Сын Божий поднял, распял и победил грехи всего мира. И смотрите: даже Ему, несмотря на то, что Он был Сыном Божиим, это было непросто сделать. Даже Ему! Помните Гефсиманскую молитву: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия» (Мф.26,39). Сын Божий — и Он испытывает страх при мысли о Кресте. Что же говорить о нас…

И вторая составляющая нынешнего праздника: напоминание нам всем о наших собственных маленьких крестах. У всякого свой крест имеется. Все мы рождены не в идеальных семьях, не с идеальным здоровьем, не с идеальным характером… Все мы страдаем от отсутствия каких-то способностей, которых, как нам кажется, и не хватает для достижения истинного счастья… Все мы страдаем от врождённой склонности к каким-то грехам, свойственным нам по преимуществу… И вот ещё, с чем, думаю, согласится каждый: все мы рождены не в идеальном обществе, а ведь тяжесть наших личных крестов во многом зависит от тяжести того креста, что несёт вся страна. Как же не сломиться нам под нашими крестными ношами?

Я думаю, что только один способ тут существует: крестовоздвижение. Как оно совершается?

Вспомним опять Гефсиманскую молитву: «…если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить ее, да будет воля Твоя» (Мф.26,42). Смирился Господь со Своим Крестом — и тем самым получил от Отца Своего силы, чтобы поднять эту страшную ношу, тем самым решился его нести, нести грехи всего мира на Голгофу, на распятие, чтобы воскресло вместе со Христом всё человечество. Крестовоздвижение — это смирение перед данным тебе крестом, и за смирением этим неизбежно следует слава.

Так и мы с вами: осознавая мучительность, непосильность собственного креста — жизненного, духовного, семейного, общественного, — не станем от этого креста бежать, а, вглядевшись в него попристальней, примем его, поклонимся ему и скажем только: «Помоги, Господи, донести мой крест во искупление моих собственных грехов».

— И всё же в душе у нас первая часть Гефсиманской молитвы звучит чаще, чем вторая…

— Да, не очень-то мы любим разговоры о кресте, — а почему? Крест — это страдания. Кому хочется добровольно отправиться в какой-нибудь военный мемориал, наподобие Освенцима, и любоваться местами мучений и гибели многих и многих тамошних узников? Один раз можно туда сходить: посмотрел, ужаснулся, помолился со скорбью, — но проводить там время ежедневно… Казалось бы, и Крест Христов тоже должен говорить только о страданиях… Да к тому же он напоминает мне о моей грешности, о том, о чём я не очень-то люблю вспоминать, — а между тем оно мне мешает жить… И всё ж таки, когда мы решительно — или пусть даже с неохотой, волей-неволей, — признаём, что мы грешим, что лично я нагрешил в своей жизни, и много, и различными способами, признаём, что искупить, преодолеть эти грехи возможно, только понеся труды, потерпев беды, — тогда мы привьёмся ко Кресту Христову — и совоздвинемся вместе с ним. Смиряясь перед своим крестом, мы соединяем его с Крестом Христовым, и вместе с Господом идём и к Голгофе, и к Воскресению.

Это и об отдельных людях можно сказать, и о целых человеческих сообществах, о целых странах — и о России в первую очередь.  У народа в целом тоже есть свой особый крест, и только тогда он приведёт народ к славе, когда будет привит, как молодая лоза, ко Кресту Христову.

— Так можно, наверное, и радоваться своему кресту?

— Кто-то из Оптинских старцев говорил: проходя мытарства, ты будешь радоваться не тому, как покойно и гладко текла твоя земная жизнь, а тому, сколько трудностей тебе пришлось преодолеть, — ведь каждая здешняя беда, перенесённая с упованием на Бога, облегчает нам посмертное восхождение ко Господу. Следовательно, чем тяжелее был наш крест, тем легче нам будет потом, — и я думаю, что в этом смысле кресту можно радоваться.

Вопросы задавал Сергей ОЛЬХОВЕЦКИЙ

предыдущая    следующая